Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:31, реферат

Краткое описание

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Оглавление

Категория гендера в современной науке
Проблемы гендерной поэтики
Гендерные стереотипы и их роль в обществе

Файлы: 1 файл

Гендер.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

     Принципами  создания гендера являются полярность и противопоставление. [13] Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

     Важную роль в  развитии и поддержании гендерной  системы играет сознание людей. Конструирование  гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и  поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы – в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, «индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования».

     Дифференциация понятий  пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень  осмысления социальных процессов. В  конце 80-х годов феминистские исследовательницы  постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

     Существует несколько  направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня  в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования  гендера, понимание гендера как  стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход.

     Теория социального  конструирования гендера основана на двух постулатах:

     1) гендер конструируется (строится) посредством  социализации, разделения труда,  системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

     2) гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации). Люди принимают заданные обществом нормы и роли и следуют им (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

     Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.

     Гендерная идентичность означает, что человек  принимает определения мужественности и женственности, существующие в  рамках своей культуры. Гендерная  идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний – то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, СМИ. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

     Важной категорией гендера является гендерное самосознание. «Гендерное самосознание, — утверждает В. Макаров, — является системой, элементами которой выступают, помимо гендерной  идентичности, представления о собственном  соответствии моделям феминности и  маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане  создания собственной модели поведения. Гендерное самосознание — это  разновидность социального самосознания, которое обладает такими же признаками, как национальное или классовое  самосознание». [9]

     Гендер  как стратификационная категория  рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

     Понимание гендера как культурного символа  связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и  культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая  дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные  с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло  и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с Богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, Бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями – природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. [13] Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

     Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный  процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских  и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт  гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.

     Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами  и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная  оценка и интерпретация, а также  построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан  на идее о том, что важны не биологические  или физические различия между мужчинами  и женщинами, а то культурное и  социальное значение, которое придает  общество этим различиям. Основой гендерных  исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и  иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОБЛЕМЫ  ГЕНДЕРНОЙ ПОЭТИКИ 

     В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных  областях гуманитарных знания. Акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом  выражении в философии, истории, языке, литературе, искусстве обнажает новые аспекты развития социума, даёт возможность глубже проникать  в суть происходящих процессов. Принимая во внимание значимость этой проблематики, можно сказать, что гендерное  «измерение» зачастую позволяет  по-иному взглянуть на хорошо известные  факты из жизни общества и истории  или произведения искусства, интерпретировать их с учётом гендерного знания, выявить  субтексты социальной реальности, отражающие символы женского опыта, а также  деконструировать веками незыблемые категории. Новое прочтение текстов даёт возможность отойти от традиционных социально-политических и литературоведческих  трактовок, проанализировать произведения с точки зрения представлений  о «мужественном» и «женственном», являющимися конструктами культуры, исторически постоянно эволюционирующими.

     Возникновение гендерных исследований (Gender Studies) как  особой научной дисциплины обычно связывают  с активизацией второй волны феминистского  движения на Западе. В конце 1960 –  начале 1970-х годов ученые-феминистки задумались над тем, «не может ли «пол» служить таким же инструментом социальной детерминации, как «класс» и «этнос». [3]

     Если  первая волна была связана преимущественно  со стихийным  политическим самоопределением женщин, то вторая характеризуется  большей рефлексивностью и укорененностью в науке. Сформировался широкий междисциплинарный теоретический гендерный дискурс, базирующийся на критике патриархатных моделей культуры. К концу 1980-х годов феминистские исследовательницы перешли от критики культуры патриархата и изучения специфического женского опыта к изучению и анализу гендерных отношений.

     То есть гендерные исследования теперь избирают предметом своего изучения не один обособленный (женский) пол, а диалог полов. Гендер рассматривают «как реально (а не только мыслительно) существующую систему межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка». При этом главным в проблеме изучения гендерных отношений является не просто различие/дополнение полов, а конструируемые обществом отношения неравенства: преимущества мужчины в публичной сфере и вытеснение женщины в сферу домашней жизни, которая была и считается менее престижной и значимой.

     «Гендерный подход сформировался как критика  представлений о биологической природе различий между полами»». Набор поведенческих и психологических характеристик, который традиционно считался исконно женским или исконно мужским, являет собой не что иное, как сформированный культурой стереотип. Социальный порядок основан на представлении о мужском и женском в конкретной культуре. Общество контролирует сложившиеся в каждой культуре допустимые нормы проявления женственности и мужественности.

     Изучение  литературы в гендерном аспекте  началось в США в 1960 – 1970-е годы. [16]

     В феминистском литературном критицизме обычно выделяют два направления  – французское и англо-американское. Англо-американское направление рассматривает  творчество женщин как отражение  специфического (социокультурного и  личного) женского опыта и ориентируется  в своих исследованиях на социально-исторические и политические проблемы: стремится  делать видимым связи между литературными  и социокультурными фактами. Французских исследоваетелей больше интересуют философско-языковые проблемы: связь сознания и языка, дискурса и субъекта. Общее для всех направлений феминисткой литературной критики – признание особого способа женского бытия в мире и соответствующих ему женских творческих репрезентаций.

     Французское направление феминистского литературного  критицизма 1980 – 90-х годов (Элен Сиксу, Люси Иригарэ, Рози Брайдотти) опирается  на философские идеи теоретиков постмодернизма и постструктурализма (Ж. Деррида, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Делез, М. Фуко) и  психоаналитические теории (З. Фрейд, Ж. Лакан). [3]

     В центре постмодернистких теорий лежит  тезис о недоступности реальности для человеческого понимания  вне структуры языка: воспринимаемый нами мир, на самом деле, только языковой образ, социально и лингвистически сконструированный. Все понятия, в  том числе и пол, –  всегда результат языковой практики. Под влиянием постмодернистских концепций о «смерти субъекта» теоретики французского литературного критицизма утверждают, что, поскольку женский творческий опыт всегда был запрещен в традиционной культуре как не приносящий непосредственной пользы и поэтому лишенный своего языка выражения, женская субъективность никогда не может быть точно определена и зафиксирована в культуре. Феминное проявляется не в реальности, но в «эффекте письма». При этом, коль скоро каждый человек, по мнению Э. Сиксу, бисексуален, «женский стиль» не зависит от биологического пола писателя и может быть характерен и для автора-мужчины.

Информация о работе Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении