Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:31, реферат
Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.
Категория гендера в современной науке
Проблемы гендерной поэтики
Гендерные стереотипы и их роль в обществе
Принципами создания гендера являются полярность и противопоставление. [13] Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы – в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, «индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования».
Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход.
Теория социального
конструирования гендера
1)
гендер конструируется (строится) посредством
социализации, разделения труда,
системой гендерных ролей,
2) гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации). Люди принимают заданные обществом нормы и роли и следуют им (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).
Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.
Гендерная
идентичность означает, что человек
принимает определения
Важной категорией
гендера является гендерное самосознание.
«Гендерное самосознание, — утверждает
В. Макаров, — является системой, элементами
которой выступают, помимо гендерной
идентичности, представления о собственном
соответствии моделям феминности и
маскулинности, оценка подобного соответствия
и готовность поступать в плане
создания собственной модели поведения.
Гендерное самосознание — это
разновидность социального
Гендер
как стратификационная
Понимание
гендера как культурного
Итак,
мы видим, что понятие гендер обозначает,
в сущности, и сложный социокультурный
процесс формирования (конструирования)
обществом различий в мужских
и женских ролях, поведении, ментальных
и эмоциональных
Современная
гендерная теория не пытается оспорить
существование тех или иных биологических,
социальных, психологических различий
между конкретными женщинами
и мужчинами. Она просто утверждает,
что сам по себе факт различий не
так важен, как важна их социокультурная
оценка и интерпретация, а также
построение властной системы на основе
этих различий. Гендерный подход основан
на идее о том, что важны не биологические
или физические различия между мужчинами
и женщинами, а то культурное и
социальное значение, которое придает
общество этим различиям. Основой гендерных
исследований является не просто описание
разницы в статусах, ролях и
иных аспектах жизни мужчин и женщин,
но анализ власти и доминирования, утверждаемых
в обществе через гендерные роли
и отношения.
ПРОБЛЕМЫ
ГЕНДЕРНОЙ ПОЭТИКИ
В
настоящее время гендерные
Возникновение гендерных исследований (Gender Studies) как особой научной дисциплины обычно связывают с активизацией второй волны феминистского движения на Западе. В конце 1960 – начале 1970-х годов ученые-феминистки задумались над тем, «не может ли «пол» служить таким же инструментом социальной детерминации, как «класс» и «этнос». [3]
Если первая волна была связана преимущественно со стихийным политическим самоопределением женщин, то вторая характеризуется большей рефлексивностью и укорененностью в науке. Сформировался широкий междисциплинарный теоретический гендерный дискурс, базирующийся на критике патриархатных моделей культуры. К концу 1980-х годов феминистские исследовательницы перешли от критики культуры патриархата и изучения специфического женского опыта к изучению и анализу гендерных отношений.
То есть гендерные исследования теперь избирают предметом своего изучения не один обособленный (женский) пол, а диалог полов. Гендер рассматривают «как реально (а не только мыслительно) существующую систему межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка». При этом главным в проблеме изучения гендерных отношений является не просто различие/дополнение полов, а конструируемые обществом отношения неравенства: преимущества мужчины в публичной сфере и вытеснение женщины в сферу домашней жизни, которая была и считается менее престижной и значимой.
«Гендерный подход сформировался как критика представлений о биологической природе различий между полами»». Набор поведенческих и психологических характеристик, который традиционно считался исконно женским или исконно мужским, являет собой не что иное, как сформированный культурой стереотип. Социальный порядок основан на представлении о мужском и женском в конкретной культуре. Общество контролирует сложившиеся в каждой культуре допустимые нормы проявления женственности и мужественности.
Изучение литературы в гендерном аспекте началось в США в 1960 – 1970-е годы. [16]
В
феминистском литературном критицизме
обычно выделяют два направления
– французское и англо-
Французское
направление феминистского
В
центре постмодернистких теорий лежит
тезис о недоступности
Информация о работе Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении