Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:31, реферат

Краткое описание

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Оглавление

Категория гендера в современной науке
Проблемы гендерной поэтики
Гендерные стереотипы и их роль в обществе

Файлы: 1 файл

Гендер.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

     В последние годы представления о  мужских и женских половых  ролях подвергаются критике со стороны  ряда авторов. Представители новой  точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической  напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству  мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто  пытается им следовать, совершают над  собой насилие. Дж. Плек придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и  их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.

     Существующие  в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.

     Первый  отрицательный эффект заключается  в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют  как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами  подчеркиваются в гораздо большей  степени, чем есть в действительности.

     Второй  отрицательный эффект половых стереотипов – это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола – миловидных младенцев в большинстве случаев считают девочками. При описании девочек больше внимания уделяли их внешности (называли «хорошенькими», «красивыми»). Мальчиков характеризовали  как более настороженных, уверенных и сильных.

     Этот  эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий. Вильямс и Бест установили, что женщины неизменно демонстрировали более положительное отношение к женщинам, чем то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.

     Третий  отрицательный эффект гендерных  стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

     Хотя современная наука считает спор о том, какой пол является высшим, бессмысленным, некоторые авторы до сих пор пытаются дать научное  обоснование феодальным отношениям к женщине в ряде стран и  народов. Так, К. Гуичи считает, что мужчин и женщин можно рассматривать в целом как социальные группы с различным социальным статусом: выше у мужчин, чем у женщин.

     Гендерные стереотипы присутствуют и при оценке достигаемых мужчинами и женщинами  результатов. По мнению О. Вейнингера, «все знаменитые женщины стали таковыми потому, что вследствие половой пикантности  все, что ими создается, привлекает большее внимание, чем, при равных условиях, творчество мужчин». [2] Кроме того, к творениям женщины относятся более снисходительно, не предъявляется больших требований. Женщины достигают известности благодаря произведениям, которые вряд ли были бы отмечены, если бы были созданы мужчиной.

     Как замечает К. До, в соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее  выполнение задачи, высокий результат  в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый  женщиной, объясняется ее старанием (усилиями), случайной удачей или  другими нестабильными причинами. [4]

     Социальные  представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.

     В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» – с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Во многих древних мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло – как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина – как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые – «экспрессивными». Мужчина – это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

     В 1902 г. в России вышел труд томского епископа Макария «Образование, права и обязанности женщины», в котором наиболее предпочтительными для женщин сферами приложения способностей объявлялись: ведение хозяйства и воспитание детей, а для несемейных женщин – обучение детей (преимущественно в младших классах), медицина (лечение женщин), благотворительность, миссионерская деятельность. Женщинам рекомендовалось также изучение философии, психологии, логики, астрономии, физики, но все это при условии выполнения ими хозяйственных обязанностей. Далее автор спрашивает: «А много ли найдется у женщины времени для умственного труда при добросовестном исполнении ею обязанностей супруги, матери детей и хозяйки дома? Умственную работу не приличнее ли считать междудельем, оставивши ее, как дело, по преимуществу, мужу; а ее дело – семья и хозяйство. Для этого она и назначена, для этого даны ей и способности, каких не дано мужчине». Епископ Макарий считал, что счастье мужчины и женщины в разделении труда: муж вне дома, жена в доме; муж в народе, жена среди семьи. [4]

     Анализируя  образ женщины в истории, Дж. Хантер пришла к выводу, что в  целом это образ неполноценности, а процесс женской эмансипации  со времен глубокой античности прямо  связывался с деструктивными социальными  последствиями, с распадом морали и  разрушением семьи. Так, одна из главных  причин гибели Римской империи связывалась  с далеко зашедшим процессом женской  эмансипации.

     Обобщая бытовавшие традиционные представления  о предназначении мужчин и женщин в обществе, Р. Р. Верма отмечает, что чаще всего сущность женщины  характеризовалась следующими особенностями:

     1) женщина  неполноценное и, в сущности, зависимое  существо;

     2) женщина  низшее по сравнению с мужчиной  существо, так как ей присущи  крайняя ограниченность и слабость;

     3)по  своей внутренней сущности она  не представляет собой ценности;

     4) ее  основное предназначение – служить мужчине и быть ему полезной, вне системы сексуального партнерства и материнства ее существование бессмысленно и имеет второстепенное значение;

     5) сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является её высшими добродетелями.

     Роли  полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины – это в первую очередь дом. Внешний мир – мастерские, фабрики и деловые конторы – принадлежал мужчине. «Разделение мира по признаку пола (в общественной и частной жизни) привело к появлению двух строго противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшихся их специфическими чертами. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость. Мужчина же, напротив, ведя ежедневную борьбу за существование, должен был не уступать другим представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него естественными»

     В настоящее время многие из этих представлений  потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту. Так, до сих пор вызывает дискуссии вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного лидера в семье и на производстве. Гендерные стереотипы мешают объективному решению этого и многих других вопросов жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Широкое распространение в России рубежа XX-XXI вв. гендерных концепций оказало  свое влияние и на литературоведение. Появляются специальные статьи как  зарубежных, так и отечественных  авторов, в которых интерпретация  художественных текстов дана с  концептуальных позиций гендерного анализа, с использованием соответствующей терминологии. Так, один из номеров журнала «Филологические  науки» (2000, № 3) был полностью посвящен гендерной проблематике. Марья Рюткенен (Финляндия) в статье «Гендер и  литература: проблема «женского письма»  и «женского чтения»», рассмотрев проблематику «женского письма», поставила  вопрос о возможности изучения гендера  в художественном тексте. Той же проблеме посвящены опубликованные там же статьи Г.Брандт, Э. Шорэ (Германия); значимы также наблюдения М. Абашевой, Е.Трофимовой и др. Это были первые гендерные исследования в литературоведении.

     Однако, несмотря на большое количество библиографических  данных (прежде всего в интернете), гендерного литературоведения как  уже сложившейся  системы, подобной гендерной психологии, до сих пор  нет, есть отдельные суждения и наблюдения, которые и необходимо привести в  систему. Фактически под гендерными литературоведческими исследованиями порой понимается изучение женского творчества, произведений женщин-писательниц, особенно, литературоведами-женщинами, а также «изучение женских  образов в женской литературе». Разумеется, это не совсем так: к  гендерным относятся как «женские», так и «мужские» исследования, как в плане проблематики, так  и плане авторства художественных произведений.  Шаг к пониманию специфики гендерного литературоведения в энциклопедических изданиях сделан А.Ю. Большаковой, отсылающей к определению гендера в феминистской критике. Гендерный подход способствует пересмотру и новому прочтению известных классических текстов (исследования К. Палья).

     Вопросы, связанные с гендерной поэтикой, находятся в процессе разработки и относятся к числу наиболее перспективных и приоритетных областей как гендерологии, так и современного литературоведения XXI века. Гендерные исследования дают возможность отойти от традиционных литературоведческих и социально-политических трактовок, анализировать произведения с точки зрения представлений о понятиях «мужественное» и «женственное», являющихся конструктами культуры и подвергающихся постоянной эволюции в исторической перспективе. Гендерное «измерение» способствует формированию нового взгляда на литературное произведение, а интерпретация их с учетом гендерной дифференциации позволит найти формы, отражающие символы женского опыта, формируя тем самым гендерную поэтику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Аристотель. О рождении животных. – http://macroevolution.narod.ru/aristotl.htm
  2. Вейнингер, О. Пол и характер. – http://www.koob.ru/veininger_otto/pol_i_harakter
  3. Воробьёва, Н. Гендер. – http://www.a-z.ru
  4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – http://www.bookap.info/genpsy/ilyin/gl14.shtm
  5. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. – http://www.a-z.ru
  6. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — http://www.koob.ru/karvasarskij/karvasarskij_klinicheskaja_psihologia
  7. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман. – http://www.libfl.ru/mimesis/txt/kristeva_bakhtin.pdf
  8. Кон, И. С. Пол и гендер. – http://sexology.narod.ru/publ037.html
  9. Макаров В. В. Основные принципы философии пола: Ст. первая. Биологический диморфизм, гендерная симметрия // Женщина в российском обществе. 2001. №2.)
  10. Мид, М. Пол и темперамент в трёх примитивных обществах. – http://lib.rus.ec/a/8186
  11. Охотникова, С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики. - http://www.a-z.ru
  12. Рюткенен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки, 2000, №3.
  13. Словарь гендерных терминов / Под. ред. А. А. Денисовой –http://www.owl.ru/gender/index.htm
  14. Словарь литературоведческих терминов. – http://slovar.lib.ru/
  15. Тарланов, Е. З. Женская поэзия в России рубежа веков. – http://www.a-z.ru
  16. Шекспир, У. Комедии; Пер. с. англ. / Сост. и вступ. ст. А. Аникста. – М.: Правда, 1987
  17. Шоре Э., Феминистское литературоведение на пороге XXI века. К постановке проблемы (на материале русской литературы XIX века) // Литературоведение на пороге XXI века: Сборник статей. - М., 1998. С.101.

Информация о работе Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении