Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:31, реферат
Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.
Категория гендера в современной науке
Проблемы гендерной поэтики
Гендерные стереотипы и их роль в обществе
Англо-американское
направление феминистского
В целом гендерные исследования – как теоретические, так и практические – являются детищем западной науки. В России сегодня они находятся на стадии обобщения и трансляции западного опыта (в монографиях И. Жеребкиной, И.Савкиной, Е. Здравомысловой и А.Темкиной, немногочисленных учебных пособиях). Проводятся ежегодные конференции в Екатеринбурге, Твери, Харькове. [11]
Для русских филологов-литературоведов «гендер» не является специальной исследовательской проблемой, в отличие от лингвистов (гендерная проблематика становится предметом исследования в работах социолингвистов, психолингвистов, в лингвокультурных исследованиях, изучении речевой практики сексуальных меньшинств).
Гендерные исследования русских художественных текстов появились на Западе еще в конце 1960-х годов и, по, мнению финской исследовательницы И. Савкиной, в последнее десятилетие XX века переживали настоящий бум. Это было связано с успехами гендерного литературоведения в изучении западного женского литературного творчества, с включением отечественной филологии последних десятилетий в западный контекст, с проведением международных семинаров и конференций, да и с самой художественной практикой – выходом многочисленных женских сборников прозы и поэзии в России и за рубежом. [11]
Гендерный анализ, пришедший в литературоведение из сферы социальных наук, может служить исследовательским инструментом для интерпретации литературного текста.
Не случайно предметом пристального внимания отечественного литературоведения в последние годы становится так называемая «женская проза» – творчество писательниц, заявивших о себе в годы «перестройки» (ставшие популярными В. Нарбикова, Л. Ванеева, С.Василенко, Н. Садур, М. Палей, Н. Горланова, Л. Улицкая, И. Полянская, Л. Петрушевская) и новое поколение 2000-х годов – И. Денежкина, К. Букша, Лулу С., А. Гостева, М. Рыбакова, А. Матвеева. В их прозе исследователи находят общие черты, характерные именно для «женского письма»: автобиографичность, семейная проблематика, тяга к подсознательному, телесность, самоидентификация женщины, власть мужского.
В целом гендерный подход позволяет определить специфику творчества различных авторов именно как творчества мужчин или женщин и выявить особенности их индивидуальной поэтики.
Таким образом, «гендер» можно рассматривать как важный фактор, влияющий на создание и интерпретацию литературных произведений.
Работающие
в области гендеристики теоретики
не столько хотят создать
Попытки
такого рода исследований уже имеются:
в рамках гендерологии формируется
отдельная область
Гендерные исследования в литературоведении — весьма перспективная область исследований. Гендерная поэтика — это часть исторической поэтики, разработка которой стоит в ряду первостепенных задач современной науки о литературе. Предметом данного вида поэтики является гендер, который выступает не в качестве биологического пола, а как совокупность социальных репрезентаций, «культурная маска пола» в границах тех или иных социокультурных представлений, закрепившихся в данном обществе. В соответствии с данным подходом гендер рассматривается как важный концепт литературы и предстает как измерение социальных моделей поведения, укорененных в данном типе культуры.
Важной категорией гендера является гендерное самосознание. [14] «Гендерное самосознание — это разновидность социального самосознания, которое обладает такими же признаками, как национальное или классовое самосознание». Соответственно феминность и маскулинность — основные формы гендерного самосознания, которые реализуются в определенном гендерном типе и способствуют формированию гендерной идеологии, реализуя ее в различных видах социального поведения. Наличие гендерного самосознания ведет к формированию гендерной поэтики.
Как
известно, категории поэтики подвижны,
и от периода к периоду, от эпохи
к эпохе они меняют свой облик,
вступают все в новые связи
и отношения, всякий раз складываясь
в особые, отличные друг от друга
системы. Характер каждой такой системы
обусловлен, на наш взгляд, не только
литературным самосознанием эпохи,
но и гендерным самосознанием, характерным
для данного периода. Именно гендерное
самосознание, в котором всякий раз
отражены историческое содержание той
или иной эпохи, его идеологические
потребности и представления, отношения
литературы и действительности, определяет
совокупность принципов литературного
творчества в их теоретическом и
практическом художественном освоении
мира. Смена гендерных стереотипов
сознания находит отражение в
историческом движении поэтических
форм и категорий. Условно можно
выделить четыре наиболее общих и
устойчивых типа гендерного самосознания
1) архаический (основанный на принципе
тождества); 2) нормативный, традиционный
(иерархический); 3) модернистский (основанный
на принципе реконструкции); 4) постмодернистский
(где действует принцип
Основы гендерной поэтики были заложены еще Платоном, который ввел понятие андрогинов, имея в виду образ первых людей, воплощающих единство мужского и женского. Исследование архаической стадии гендерной поэтики нашло отражение в работах таких отечественных литературоведов, как А. Ф. Лосев, О. М. Фрейденберг, которая в «Поэтике сюжета и жанра», выявила стадию архаической «гендерной поэтики», где дает себя знать «женский характер культа», указывая, что в этот период «активным творческим, оплодотворяющим началом служит женщина, а не мужчина». Она пишет: «Теперь запевалой и зачинателем хора является женщина, а не мужчина; это она — корифей, плакальщица, ведунья, поэтесса». [11]
Другой важной категорией гендерной поэтики являются индивидуальные характеристики автора, как говорящего субъекта, и персонажей. Поскольку язык по своей природе не только антропоцентричен, но и андроцентричен, то есть отражает, прежде всего, маскулинный взгляд на мир, в связи с этим различие мужчины и женщины проявляется уже на языковом уровне: лексики (особенности организации словаря мужчины и женщины), фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса. А. В. Кирилина не без основания утверждает, что «андроцентризм, присущий всем языкам, функционирующим в христианских и мусульманских культурах, в разных языках проявляется с неравной степенью интенсивности», поэтому в гендерной поэтике при осмыслении литературного произведения необходимо учитывать стратегию и тактику речевого поведения полов в целом, мужской и женский дискурс. В связи с этим закономерно выявление гендерного: мужского или женского стилей письма, которые обусловлены и биологическими и социальными факторами, функциональной асимметрией мозга (ФАМ) и половым диморфизмом речевой деятельности. (Теория половой дихотомии А. Холода). [5]
Методологической
основой гендерных исследований
в литературоведении является концепция
субъекта, теоретические основы которого
заложены в работах В. Вулф «Второй
пол», с ее концепцией «Другого», исследованиях
Ю. Кристевой, Люс Иригарай, Ж. Дерриды,
Ф. Лакана, в которых была раскрыта
особая роль женщины в оформлении
структуры сознания человека. Ю. Кристева,
синтезировав в своих работах
концепцию Лакана и Дерриды, отказавшись
от оппозиционности мужского-
Гендерная
система общества оказывает влияние
на создание, анализ и интерпретацию
литературного произведения, что
находит отражение и в
Гендерная поэтика, формируясь в рамках традиционной поэтики, изучающей универсальные свойства словесно-художественных произведений, учитывает и аспекты создания, восприятия и интерпретации текста, поэтому она оперирует не дихотомическим, но, прежде всего, многоуровневым подходом к литературному произведению. Ю. Кристева предполагает выделение в составе художественного текста трех уровней: субъекта письма, получателя и внеположных им текстов, три инстанции, пребывающие в состоянии диалога. В статье «Бахтин, слово, диалог и роман» исследовательница отмечает: «В этом случае статус слова определяется а) горизонтально (слово в тексте одновременно принадлежит и субъекту письма, и его получателю) и б) вертикально (слово в тексте ориентировано по отношению к совокупности других литературных текстов — более ранних или современных). Гендер реализуется в этом случае на всех трех уровнях. [7]
Формирующееся
в литературоведении
Информация о работе Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении