Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:02, доклад
Под научной задачей понимают решаемый наукой вопрос, имеющий достаточно средств для своего разрешения. Если же их недостаточно, то он называется научной проблемой. В структуре задачи или проблемы выделяются: 1) неизвестное (искомое); 2) известное (условие или предпосылки задачи или проблемы).
Задача и проблема.
Под научной задачей понимают
решаемый наукой вопрос, имеющий достаточно
средств для своего разрешения. Если
же их недостаточно, то он называется научной
проблемой. В структуре задачи или
проблемы выделяются: 1) неизвестное (искомое);
2) известное (условие или предпосылки
задачи или проблемы).
Итак, проблема
– это такой научный вопрос,
на который нельзя ответить, пользуясь
имеющимися в наличии знанием
и средствами. Осознание такой
ситуации, когда невозможно старыми
средствами решить данную задачу, означает
наличие проблемной ситуации. Она характеризуется:
1) фиксацией
существующего пробела в
2) осознанием
материала и средств,
Противоречия
между теорией и фактами –
главный источник проблем и задач
в науке. Наличие этого противоречия
и есть проблемная ситуация.
Проблема появляется
в результате осознания потребности
в разрешении противоречия. Конкретный
анализ проблемных ситуаций показывает,
что далеко не каждая проблема сразу же
приобретает характер вопроса. Не всякое
исследование начинается с выдвижения
проблемы и кончается ее решением. Нередко
бывает так, что проблема формулируется
одновременно с ее решением. Иногда бывает
даже, что она осознается полностью только
через некоторое время после решения.
Зачастую поиск проблемы сам вырастает
в отдельную проблему, решение которой
требует особого таланта. «Великая проблема,
- писал Ф. Ницше, - подобна драгоценному
камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец,
один не поднимет его». Сложность процесса
созревания и раскрытия проблем хорошо
чувствуют сами ученые, постоянно сталкивающиеся
с самыми разнообразными проблемами. Альберт
Эйнштейн говорил о том, что сформулировать
проблему часто важнее и труднее, чем решить
ее.
Таким образом,
в содержание проблемы входит знание
о том, чего можно достичь при
имеющихся в наличии
Гипотеза. В первоначальном
значении термин «hypothese» означал недоказанное
утверждение, принимаемое с целью доказательства.
Отсюда легко делался вывод, что гипотеза
опережает всякое доказательство, и значит,
гипотеза есть создание ума, предоставленного
самому себе. Поэтому знанию, претендующему
на объективность, следует избегать гипотез.
«Гипотез не измышляю!» – этими словами
Ньютона можно выразить негативное отношение
к гипотезе как источнику заблуждений,
которое сложилось в бурно развивающемся
естествознании Нового времени. Ученые
XVI-XVIII вв., тем не менее, пользуются гипотезами,
выдвигают их, тем самым, доказывая, что
научное познание невозможно без гипотез.
Дидро, Пристли, Ломоносов – первыми сделали
решительный шаг по пути признания роли
гипотез в научном исследовании. Теория
и эксперимент связаны прочными узами:
все в эксперименте делается для того,
чтобы открыть какую-нибудь гипотезу,
гипотеза, в свою очередь, ведет к новым
экспериментам, которые дают новые факты,
развивающие знание об объекте.
Гипотеза - это
научное предположение, опирающееся
на факты, выраженное в форме суждения,
или системы взаимосвязанных суждений,
о причине, механизме изучаемых явлений.
По своей логической структуре гипотеза
является вероятностным суждением, т.к.
истинность ее не определенна. По своей
познавательной функции гипотеза выступает
либо как форма развивающегося знания
от проблемы к теории, либо как структурный
элемент теории. Гипотеза как процесс
мышления складывается из двух последовательных
этапов: 1) построение гипотезы; 2) обоснование
ее логическими методами.
Построение гипотезы
начинается с выдвижения предположения
о возможной причине интересующего нас
явления. Это сложный логический процесс,
в котором используются различные методы:
индукция, дедукция, аналогия, анализ,
синтез. Мышление идет от анализа фактов
к заключению о причинах явлений и, следовательно,
к объяснению фактов. Опора на факты, их
анализ – вот что отличает гипотезу от
простой догадки, фантазии или вымысла.
Для построения гипотезы, поэтому, следует
оперировать как можно большим объемом
фактического материала.
Гипотезы возникают не только для объяснения эмпирического материала, но и для разрешения противоречий, появляющихся на теоретическом уровне. Например: 200 лет в физике сосуществовали две теории света: корпускулярная (Ньютона) и волновая (Гюйгенса). Луи де Бройль в 20-е годы ХХ в. выдвинул гипотезу, что любая частица, независимо от ее движения, есть одновременно и волна, и корпускула. В результате этого два обособленных раздела физики – механика и волновая оптика – оказались взаимосвязаны. Таким образом, гипотеза может возникать как путем индуктивного обобщения опытных данных, так и в результате интуиции и последующей дедукции.