Гендерные проблемы современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 03:16, контрольная работа

Краткое описание

Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.
В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большее повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность данного исследования.
В рамках гендерного подхода важно учитывать как биологический пол индивида, так и его достижения в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……..3
1.Гендер: понятие, основные направления исследования, гендерное неравенство………………………………………………………….……….5
1.1. Пол и гендер - специфика изучения……………………………….…..5
.Исторические предпосылки полового неравенства…………………..7
2.Гендер: понятие, основные направления исследования, гендерное неравенство………………………………………………………...………..9
2.1.Пол и гендер - специфика изучения……………………………...……9
2.2.Социальные нормы, роли и гендерные конфликты…………………16
Заключение…………………………………………………………….…..19
Приложение………………………………………………………….…….22
Использованная литература………………………

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 55.61 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Факультет технологии пищевых  производств

Кафедра истории культуры и социологии

 

 

 

 

 

Семестровая работа

по дисциплине «Социология» на тему:

«Гендерные проблемы современного общества»

 

 

 

 

           Выполнил: студент группы ПП-251 ЗолотареваТ.В.

Проверил:доцент,

Ефимов Е. Г.

 

 

Волгоград 2013

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………….……..3

1.Гендер: понятие, основные  направления исследования, гендерное  неравенство………………………………………………………….……….5

1.1. Пол и гендер - специфика изучения……………………………….…..5

    1. .Исторические предпосылки полового неравенства…………………..7

2.Гендер: понятие, основные  направления исследования, гендерное  неравенство………………………………………………………...………..9

2.1.Пол и гендер - специфика изучения……………………………...……9

2.2.Социальные нормы, роли и гендерные конфликты…………………16

Заключение…………………………………………………………….…..19

Приложение………………………………………………………….…….22

Использованная литература………………………………………………30

 

 

Введение.

 

Вопросы, связанные с особенностями  пола человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее  время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Изучение мужчины и  женщины, их сходств и отличий  имеет отношение не только к человеку, но и к обществу в целом.

В настоящее время гендерные  исследования проводятся по всему миру. Причиной такого внимания к вопросам гендерного неравенства является интенсивное  распространение феминистских идей. Женщины всё чаще играют роль наёмных  работников, берут на себя ответственность  за содержание семейного бюджета. Мужчины  же - наоборот, всё больше уходят в  семью, в домашнее хозяйство и  заботу о детях. Всё более становится распространённым эгалитарный тип  семейных отношений, но, также есть семьи, в которых женщина может  играть роль и отца и матери одновременно, и наоборот. Поэтому сегодня очень  важно проводить анализ гендерных  изменений в обществе.

Гендерные отношения являются одним из важнейших показателей  цивилизованности общества, устойчивости его внутренних связей и уровня экономического и культурного развития. Гендерные  отношения, затрагивающие самую  суть общественных изменений, редко  становятся предметом специального анализа, в результате все еще  довольно мало известно о том, как «устроена» гендерная культура российского общества, и почему российские женщины демонстрируют такую поразительную устойчивость к полоролевым изменениям в современном мире.

Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности  мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.

В этом смысле они очень  важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большее повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность данного  исследования.

В рамках гендерного подхода  важно учитывать как биологический  пол индивида, так и его достижения в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. [4]

 

 

 

 

1. Гендер: понятие, основные направления исследования, гендерное неравенство.

1.1 Пол и гендер - специфика изучения.

Разные исследователи  понимают термин «гендерные стереотипы»  по-разному: 1) это схематизированный  набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин; 2) это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и феминности; 3) это социально конструируемые категории «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость и т. д.

В понятие «гендерный стереотип» в данном исследовании включаются представления  о социальных различиях между  мужчиной и женщиной, достаточно устойчивые, стандартизированные представления  о женских и мужских моделях  поведения, о системе социальных ролей и статусов, присущих мужчине  и женщине.

Нередко происходит смешение половых и гендерных характеристик  человека, и это приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят  и психофизиологические, и социокультурные  аспекты психологических различий. По мнению Здравомысловой, на смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей. Но пол и гендер не являются взаимодополняющими значениями. Категория «пол» делает акцент на биологических различиях мужского и женского населения, а «гендер» подчёркивает социокультурное различие. [2]

Исследование гендерных  отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и  гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерно сензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными – политология, история, экономика. Российская социология в настоящее время находится в стадии включения гендерного подхода в теорию, методологию и в область эмпирических исследований. Новизна гендерного подхода в российской социологии имеет институциональный и когнитивный эффект. Развитие гендерного подхода в российской социологии предполагает социологически информированный анализ становления гендерных исследований на Западе.

Теория социального конструирования  гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер определяется как работа общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации. «Женщины» (как и «мужчины») более не рассматриваются как недифференцированные категории, напротив, категория различия становится основной в определении женственности и мужественности. Различия задаются через контексты возраста, расы и сексуальной ориентации.

 

1.2 Исторические  предпосылки полового неравенства.

Существует гипотеза, что  Мария Магдалина (христианская святая, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом) - была его  женой и матерью его ребёнка  – девочки Сары. Она стала родоначальницей  королевской династии Меровингов, которые  впоследствии вынуждены были скрывать свое благородное происхождение  и вести жизнь под защитой  тайного общества, известного под  названием Приорат Сиона. Целью  этого общества до сих пор является восстановление династии Меровингов. Члены общества боготворят женщину, как избранницу Иисуса, поклоняются  ей и пытаются вернуть образ женщины  как священного начала.

Но эта гипотеза не имеет  вещественных доказательств, хотя однозначно можно сказать - представление о  том, что Мария Магдалина была блудницей, абсолютно ложно, потому что не соответствует истине. Скорее всего, её образ по ошибке неверно  истолковали в Евангелии от Луки (7 и 8). Эту ошибку церковь, однако же, не торопилась исправлять, по-прежнему утверждая, что Мария Магдалина  была падшей женщиной, и лишь в 1969 году появилось довольно скромное опровержение.

Возможно, из-за влияния религии  на людей изначально сложился стереотип  женщины-грешницы и мужчины-спасителя. Например, Коран учит, что: "Мужья  стоят выше жен потому, что Аллах  дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них". Согласно распространенному  хадису-изречению "пророка", большинство  женщин окажутся в аду. В православии  женщина также стоит на уровень  ниже в правах, чем мужчина –  всю свою жизнь она должна подчиняться  мужчине, вымаливая тем самым  прощение греха Евы. С момента  появления христианства и до наших  дней у религиозных людей сохраняется  стереотип, определяющий положение  женщины в обществе.

Надо заметить, что в  Древние времена, когда в обществе была распространена вера во множество  богов (язычество), столь жёсткого разделения прав между богом-мужчиной и богиней-женщиной не наблюдалось. Однако, образ мужчины-охотника, мужчины-защитника, мужчины-главы семейства сложился задолго до самого появления таких понятий как «общество», «семья», «неравенство».

Со времён античности до конца 17 века в Европе преобладало  представление о том, что женский  организм является недоразвитым вариантом  мужского. Именно поэтому различительными  признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.

Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившим  в Конституции 1918 года юридическое  равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни.

Таким образом, гендер – относительно недавнее понятие, означающее социальный пол, пол как продукт культуры. Исследованием гендера занимаются многие российские и западные учёные, выделяя на его основе термин «гендерный стереотип» - представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной. Наличие таких исторически сложившихся представлений отражается на неравном распределении прав мужчин и женщин в социуме, формируя гендерное неравенство. Гендерное неравенство в свою очередь проявляется в закреплении доминирующего положения мужчин и дискриминации женщин в социальной сфере. [1]

 

 

2. Гендер как социальная категория.

2.1 Основные теории  и методы изучения гендерных  характеристик.

Гендер – одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик, отмечает Д. Майерс:

  1. биологический пол
  2. гендерные стереотипы
  3. гендерные нормы

4.гендерная идентичность.

Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определённые социальные ожидания, проявляются  в поведении. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной  системой, которую личность усваивает  и преломляет в своём сознании и поведении. Эти нормы часто  формируются в сознании индивида через воспитание родителей, влияние  ближайшего окружения человека, литературу, а также через средства массовой информации, такие как телевидение, интернет, печатные издания.

Гендерная социализация – процесс, посредством  которого человек обучается моделям  поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское», и «женское».

Процессы  гендерной социализации рассматриваются  в различных психологических  концепциях: теория социального научения, моделирования, половой типизации  и теория когнитивного развития, а  также новая психология пола и  теория гендерной схемы.

Основными психологическими механизмами гендерной социализации является: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения и половой  типизации), осознание, понимание половой  социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая  психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы).

Наиболее  популярной является концепция гендерной  схемы С. Бэм.

Данная  концепция опирается на теорию когнитивного развития, в соответствии с которой  основой процесса усвоения половой  роли выступает активность самого ребенка. Половая типизация осуществляется благодаря способности детей  группировать и перерабатывать информацию, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий "маскулинности-феминности". Гендерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференцирующие практики. В сознании ребенка упрочивается гендерная схема, которая функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории "мужское" - "женское". Внедренная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает "работать" не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его/ее собственного пола, и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам. Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и говорят: "Какой сильной стала девочка" и "Как нежен мальчик", но часто подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения.

Понятие гендер как социальная категория включает в себя гендерные стереотипы как упрощённые, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии.

Большинство людей в своей повседневной жизни  даже не задумываются о том, что часто  поступают в соответствии со сложившимися стереотипами при принятии решений  или формировании мнения о человеке. Гендерные стереотипы, являлись «истинными», трансформируются в ценности и формируют  нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.

Информация о работе Гендерные проблемы современного общества