Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:35, контрольная работа
В мировом сообществе, начиная с 70 гг. активно обсуждается и дискутируется проблематика «качества роста», устойчивого развития. Появление проблематики устойчивого развития вызвано негативными явлениями в жизни человеческого общества: неравномерным развитием государств и регионов, ростом населения Земли и очень низким уровнем его образования, не регулируемым расходованием невоспроизводимых и медленно воспроизводимых природных ресурсов, экологическими катастрофами. В различных публикациях и СМИ высказываются опасения о будущем человечества. Для России эти вопросы являются очень актуальными. Будущее России и возможные пути ее развития также активно обсуждаются внутри страны на многочисленных конференциях, круглых столах и в публикациях.
Проблемы современного социального развития общества......2
Государство как основной субъект формирования и реализации социальной политики……………………………...7
Список литературы………………………………………….……12
Содержание:
Список
литературы………………………………………….……
В мировом сообществе, начиная с 70 гг. активно обсуждается и дискутируется проблематика «качества роста», устойчивого развития. Появление проблематики устойчивого развития вызвано негативными явлениями в жизни человеческого общества: неравномерным развитием государств и регионов, ростом населения Земли и очень низким уровнем его образования, не регулируемым расходованием невоспроизводимых и медленно воспроизводимых природных ресурсов, экологическими катастрофами. В различных публикациях и СМИ высказываются опасения о будущем человечества. Для России эти вопросы являются очень актуальными. Будущее России и возможные пути ее развития также активно обсуждаются внутри страны на многочисленных конференциях, круглых столах и в публикациях.
Необходимо проведение проблематизации, т.е. выяснения содержания объективных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Только после того как проблемы будут поставлены, можно будет говорить о концепциях, подходах и путях (методах) их решения.
Необходимо исходить из следующих основных положений:
· качество жизни людей в любое историческое время определяется достигнутым уровнем организации системы управления процессами жизнедеятельности общества;
· негативные явления в жизни отдельных государств и мирового сообщества в целом вызваны и обусловлены их неспособностью на современном этапе рационально организовывать, в полном объеме контролировать и регулировать хозяйственные и социальные процессы в человеческом обществе.
Многие изменения в механизмах реализации процессов жизнедеятельности общества оказались вне поля зрения существующих органов власти всех уровней. В этом, т.е. в неадекватности средств деятельности используемых при управлении процессами жизнедеятельности общества, состоит объективный смысл проблем стоящих перед человеческим обществом
Сложилась парадоксальная
ситуация: управление общественными
процессами на всех уровнях, от качества
которого полностью зависят условия
и возможности для
2. Управление процессами жизнедеятельности общества
Содержание проблемы заключается в том, что на современном этапе эволюции человечества управление процессами жизнедеятельности общества на региональном, внутригосударственном, на государственном и межгосударственном уровнях не обеспечено необходимыми теоретическими и эмпирическими, комплексными, системными знаниями о деятельности управления и управляемом объекте. И это несмотря на то, что изучением и исследованием общественных явлений и процессов занимаются философия, социология, правоведение, политэкономия, экономика, политология, экология др.
Каждая из общественных наук по аналогии с науками, изучающими естественные и природные процессы, имеет свой предмет и исследует определенные общественные явления или вид общественных отношений автономно, абстрагируясь от других.
Естественные и общественные науки изучают разные в категориальном плане объекты, т.е. процессы и явления, используя свои методы. Причем эта организация на уровне физико-химических свойств природной среды является неизменной и дело естествоиспытателей изучить ее. Ситуация упрощается тем, что природные физико-химические и биологические явления наблюдаемы целиком, повторимы и в принципе воспроизводимы. Автономное, не комплексное изучение природных явлений устраивает потребителя естественнонаучных знаний - сегодняшнюю техническую инженерию, конструирующую механизмы и машины, в которых искусственно обеспечивается протекание природных процессов.
С общественными процессами и явлениями ситуация прямо противоположная. Они организуются и реализуются людьми и можно вести речь только о том, как они это делали и делают. Процесс эволюции дан исследователю лишь частично, отдельными состояниями, причем в ретроспективе. Эти состояния различаются формами организации общественных процессов. Объектом исследования общественных наук является весь исторический процесс появления и становления новых форм организации процессов жизнедеятельности, а не изучение определенного и фиксированного строения материала природы путем наблюдения.
Потребителем знаний о процессе эволюции общества является управление общественными процессами. Ему нужны комплексные, системно оформленные, знания для реализации функций по организации и регулированию общественных отношений таким образом, чтобы социальные, экономические, экологические и др. процессы протекали в желаемых для общества в целом границах.
И главным всегда был вопрос о том, кто и как устанавливает эти желаемые границы и решает организационные задачи, какими принципами руководствуется, и какие знания об обществе использует.
Что происходит, когда управление не обеспечено комплексными системными знаниями, особенно в периоды изменения способов реализации общественных отношений, а использует лишь знания одной из частных наук, а именно экономики, мы наблюдаем сегодня в России.
В качестве идеологического и научного обоснования реформ 80-х - 90-х годов в России были использованы экономические теории западных ученых, описывающие товарно-денежные отношения в сферах производства и обмена в достаточно редуцированной форме.
К сожалению, для многих наших управленцев, реформирующих страну, термины экономика и хозяйство являются синонимами (Попов С. «Идут по России реформы» М.: Кентавр, № 2, № 3, 1992).
Такая понятийная редукция допустима в экономических текстах, но когда она используется в качестве научного обоснования действий по реформированию общества, то это ни к чему привести не может.
Нельзя не согласиться с высказыванием известного писателя о том, что разруха в обществе начинается с головы. Люди могут искренне заблуждаться, руководствуясь в своих действиях высокими целями. Но известно, что «благими намерениями мостится дорога в ад». В общественной деятельности, как в медицине, должен соблюдаться принцип - «Не навреди»! Если не можешь оценить результаты и последствия своих деяний, то лучше не делай. Но, к сожалению, далеко не все руководствуются этими этическими нормами.
Ничего удивительного нет в том, что в качестве идеологов реформ выступили наши бывшие «политэкономисты-теоретики», которые в отсутствие рынка и товарно-денежных отношений у нас в стране, т.е. материала для их исследований, занимались критикой экономических теорий западных ученых и прославлением централизованных, в основном административных, методов руководства общественным хозяйством.
Выход России из процесса деградации и переход в режим устойчивого развития, а также избавление от негативных явлений в процессе эволюции мирового сообщества в целом, возможно лишь в случае качественного изменения форм организации управления процессами жизнедеятельности общества.
Для этого, прежде всего, необходимо решить междисциплинарную проблему обеспечения управления комплексными и системными знаниями об общественных процессах.
Все общественные науки являются сегодня в основном эмпирическими, с разными уровнями обобщения и систематизации знаний, несмотря на все попытки построить их по образцу естественных наук. Эмпирические знания получают с помощью наблюдения поведения людей в производственной и бытовой жизни и различных методик «измерения» общественных феноменов и явлений путем анкетирования и опросов. Заметим, что полученные такими способами сведения в принципе не могут однозначно интерпретироваться и поэтому истолковываются, как правило, в нужном виде для заказчика.
К области теоретических
Попытки применения категориально - понятийного аппарата физики, химии, кибернетики, информатики, биологии, и что особенно модно категорий самоорганизации, открытых систем из синергетики для исследования общественных процессов с надеждой открытия «общественных законов» по аналогии с природными, не дали и не могли дать результата. Не соразмерность и не адекватность методов и объекта исследования очевидна. Получаемые при этом псевдо - знания не отражают и не изображают исследуемый объект, являются фиктивно-демонстративным продуктом (методологический жаргон). В лучшем случае их можно рассматривать как произведения своеобразного искусства (наукомании), чтение которых, как фантастической литературы, может доставить удовольствие, но они совершенно не применимы для использования в качестве общественных теорий или знаниевого обеспечения управленческой и образовательной деятельности.
Так выглядит объективная ситуация с методологическими и научными обеспечением деятельности управления процессами жизнедеятельности общества.
3. Проблемы свободы и ответственности личности.
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях
и условиях ускоренного развития
цивилизации роль личности в обществе
становится все значительнее, в связи
с этим все чаще возникает проблема
свободы и ответственности
Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.
Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие
понятия как свобода и
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В праве гражданская,
административная и уголовная ответственность
устанавливается не формальным путем
выяснения состава
Социальная политика
государства может быть представлена
как форма сознательного
Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия квалифицируются установлением таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости.
Информация о работе Проблемы современного социального развития общества