Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 03:16, контрольная работа
Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.
В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большее повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность данного исследования.
В рамках гендерного подхода важно учитывать как биологический пол индивида, так и его достижения в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения.
Введение……………………………………………………………….……..3
1.Гендер: понятие, основные направления исследования, гендерное неравенство………………………………………………………….……….5
1.1. Пол и гендер - специфика изучения……………………………….…..5
.Исторические предпосылки полового неравенства…………………..7
2.Гендер: понятие, основные направления исследования, гендерное неравенство………………………………………………………...………..9
2.1.Пол и гендер - специфика изучения……………………………...……9
2.2.Социальные нормы, роли и гендерные конфликты…………………16
Заключение…………………………………………………………….…..19
Приложение………………………………………………………….…….22
Использованная литература………………………
Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе, что может служить причиной многих социальных конфликтов и поводом к активным действиям. Необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.
Консервативность и
Давление гендерных
Гендерные стереотипы, как и стереотипы вообще, обладают такими свойствами как: устойчивость, укоренённость в сознании, способность передаваться из поколения в поколение, сложность в их преобразовании. Так как они сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающую возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.
Приложение.
Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира и себя, позволяя быстро, просто и достаточно надёжно категоризировать, упрощать своё социальное окружение. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя у личности ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.
Дальше приведены результаты социологических исследований, касающихся положения мужчин и женщин в разных странах мира.
В большинстве стран мира средний заработок женщин составляет 40-65% от такового у мужчин. Слаборазвитые страны отличаются большим разбросом — но в обе стороны.
Наиболее антифеминистичны в этом отношении исламские страны — Саудовская Аравия, Оман, Катар, Ливия, Белиз, Сирия, Йемен, Иран, Алжир и т.п., а также некоторые страны Латинской Америки — Перу, Эквадор, Гватемала, Парагвай, Аргентина и т.п. Во всех этих странах средний заработок женщин не дотягивает до 35% от мужского. Примеры из Европы — Люксембург (36%), Ирландия (38%), Испания (41%), Бельгия и Япония (43%), Греция и Италия (46%).
В пределах стран Третьего мира вообще можно говорить об обратной тенденции. Оплата женского труда бывает ближе к оплате мужского труда в самых бедных странах (в «Четвёртом мире»), а сильнее всего отстаёт в самых богатых.
На основании
этого можно сделать вывод, что,
в исламских странах
В богатых развитых странах по-прежнему сохраняется стереотип «женщины-домохозяйки» и «мужчины-кормильца», поэтому разница в доходах высока. Например, в Америке существуют занятия «для мальчиков» и «для девочек», «мужская» и «женская» работа, чисто «мужское» и чисто «женское» поведение. В самых бедных странах, наоборот – в своих способностях женщина зачастую приравнивается к мужчине.
Влияние
гендерных стереотипов
Рассмотрим проявление гендерные стереотипов в семье.
До сих пор гендерные различия в семье и обществе объясняются зачастую некими заведомо известными психологическими или биологическими особенностями женщин или мужчин, что скорее соответствует традиционным гендерным стереотипам.
Согласно
опросу, проведённому в 2001 году учеными
Ивановского Государственного Университета
при поддержке Минобразования РФ
в рамках научной программы "Гендерные
исследования", стало ясно, что
более половины опрошенных (52,1%) считают,
что семейным бюджетом должны распоряжаться
оба супруга, 12% отдают эту привилегию
мужу, 27,7% - жене. В опросе участвовало
600 мужчин и женщин. В качестве дифференцирующих
признаков были выбраны: профессиональная
принадлежность, семейное положение, возраст,
пол и уровень образования
респондентов. Данные результаты показывают,
что женщина чаще, чем мужчина,
выступает в определении
Подтверждением глубокого проникновения в массовое сознание стереотипа о том, что женщина, карьера и семья - не совсем совместимые понятия, служат ответы на вопрос "Согласны ли Вы с тем, что если муж делает карьеру, то жена должна создавать ему для этого условия?". Подавляющее число участвовавших в опросе (75,2%) согласны с этим утверждением. В то же время лишь 14,2% мужчин и 13,9% женщин полагают, что если жена делает карьеру, то муж должен создавать ей условия. Еще 40,1% допускают такую возможность. 21,7% опрошенных полагают, что условий создавать женщине не следует. Таким образом, в случае, если карьеру делает мужчина, считается естественным, что "создание условий" для этого ложится на плечи супруги. Ситуация, когда карьеру делает женщина, для российской действительности не типична, поэтому о создании ей благоприятных условий говорит незначительное число опрошенных.
Теперь обратимся к стереотипам, проявляющимся в рекламе.
Жизнь современного человека
немыслима без рекламного фона, который
становится все более очевидным
и более активным. Реклама, проникающая
во все сферы общества, в настоящее
время активно воздействует на его
социальные институты и оказывает
значительное влияние на социальное
поведение живущих в нем людей.
Современная реклама стала
Однако здесь необходимо отметить очень важную грань рекламной коммуникации, заслуживающей особого внимания, — сам способ подачи информации в рекламе. Реклама передает не только информацию о товарах, изделиях, услугах, рынках, но и об общественных, политических и других типах отношений в обществе, в том числе и межличностных взаимоотношениях мужчин и женщин, в которых последние, как правило, не только стереотипизированы, но и упрощены, сведены до уровня «ритуальных идиом». Иными словами, непосредственные предложения о товарах и услугах обычно представляются в рекламе в контексте других образов, рассказывающих об устройстве общества, его культурных конструкциях и о взаимоотношениях в нем (мужчин и женщин).
Как и любой другой вид творчества, реклама удивительным образом воплощает в себе и соединяет воедино процесс нашего восприятия действительности и способ выражения этого восприятия вовне. Независимо от того, каким образом сделана реклама, она, как правило, представляет собой завершенную в смысловом отношении картину, посредством которой ее создатель пытается донести до аудитории определенные мысль, образ, настроение, чувство, оценку, отношение. И чем более сознательно реклама использует верно отобранные и успешно апробированные приемы по созданию у аудитории необходимого образного представления и впечатления, тем более эффективно она действует на сознание последней посредством кино-, радиосредств, различной книжной, газетно-журнальной продукции.
Очевидно, что залогом успешной работы рекламы по ее воздействию на потребителя, является ее «искушающе-соблазняющий» характер. Реклама не только обещает получение удовольствия одновременно с приобретением продукта («Баунти — райское наслаждение»), но и формирует само желание. И первым шагом на этом пути является создание желаемого объекта. Чем же можно пробудить интерес потребителя и что может привлечь его внимание?
Одним из самых соблазнительных и желаемых и, соответственно, главных символов в мифологии потребления стала женщина, ее образ, включая и ее тело, которое является одновременно и инструментом, и средством. Далее по силе эффекта привлекательности следуют дети, затем животные, особенно домашние, и только потом мужчины. Такова феноменология. Она объяснима как психологически, так и с точки зрения обыденно-практического мышления. Как отмечал в начале 60-х годов Ж. Батай, теоретически мужчина может быть объектом желания женщины, как и женщина является объектом желания мужчины. Нельзя сказать, что женщины более прекрасны или более желаемы, чем мужчины, однако в большинстве случаев женщины более открыты к тому, чтобы быть желаемыми. Несмотря на радикальное изменение социальной жизни общества в последнее десятилетие, женщина по-прежнему смотрит на себя «глазами мужчины», представляя себя объектом его желания.
Львиная доля рекламируемой
продукции демонстрируется
В последнее время в рекламе, в основном зарубежной, образ женщины трансформируется и преподносится в совершенно непривычном для отечественного зрителя ракурсе. Именно женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализоваться как личность. Исследования показали, что в более чем 85% различной рекламной продукции вопросы задают женские персонажи.
Действительно, мужская фигура, всегда маргинальная в рекламных сюжетах, возникает как некое чужеродное тело, отторгаемое их четко структурированной реальностью, специфической ориентированностью на отличный, как нам кажется, от мужского», тип социально-культурной чувствительности. Создается впечатление, что мужчина в ситуациях вечной стирки белья, приготовления пищи, борьбы с микробами — посторонний гость. Другой, одним словом. Всё это – влияние устойчивых сформировавшихся в обществе стереотипов.
В трудовой деятельности гендерные стереотипы также влияют на разделение производственных обязанностей между мужчиной и женщиной.
В большинстве стран женское население составляет не менее половины рабочей силы. Демографические исследования показывают, что возрастает число женщин, которым все чаще приходится самостоятельно принимать решения финансовых вопросов. Женщины играют важную и все возрастающую роль в мировой экономике. Предполагается, что возрастающее участие женского населения на рынке труда способствует потенциальному росту экономики, в особенности на западе. В большинстве развитых стран среди студентов, получающих первое высшее образование, а также неполное высшее (минимальный срок обучения – два года) больше девушек, чем юношей.
В сентябре 2010 года Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел масштабное исследование, посвящённое гендерному распределению в различных сферах деятельности. В опросе участвовали по 1800 респондентов (экономически активное население России старше 18 лет). Им было предложено оценить, кто, по их мнению, проявляет себя лучше в том или ином виде деятельности – мужчины или женщины. В большинстве случаев представления россиян соответствовали ситуации на рынке труда. Более половины россиян (58%) убеждены, что бухгалтер – исключительно женская профессия. Это подтверждается статистикой: представителей сильного пола в этой сфере всего 5%. Среди сугубо мужских ремёсел лидирует относительно молодая профессия программиста. Занятием для настоящих мужчин разработку компьютерных программ считают 79% опрошенных. Слабый пол, по мнению россиян, эффективнее в связях с общественностью, управлении персоналом, дизайне, рекламе, страховании и туризме. Респонденты уверены, что дамы лучше справляются с переводами, экологией, экономикой и преподаванием. Мужчинам опрошенные отводят такие занятия, как бизнес, управление проектами, логистика. По мнению респондентов, представители сильного пола лучше работают в качестве менеджеров по продажам, торговых представителей и спортивных тренеров. Мнение россиян подтверждает статистика.
Существующие модели отношений в трудовой деятельности до сих пор поддерживаются гендерным стереотипами. Женщины в основном сосредоточены в определенных отраслях хозяйственной деятельности: легкая, пищевая, фармацевтическая, прядильная, швейная промышленность, образование, здравоохранение и др. Мужчины в тяжелой и добывающей промышленности, строительно-монтажных работах, транспорте и т.д.
Всё ещё существуют серьезные
препятствия для полноценного использования
одного из наиболее незатронутых источников
рабочей силы во всем мире. Речь идет
о роли работающих матерей. С одной
стороны, существуют опасения, что участие
большого числа женщин может негативно
отразиться на уровне рождаемости. Академические
исследования, однако, показывают, что,
напротив, существует положительная
взаимосвязь между уровнем
Информация о работе Гендерные проблемы современного общества