Гендерные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:52, доклад

Краткое описание

Гендерные проблемы(англ. gender род, пол)общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола
В истории западной цивилизации общественное движение за равноправие женщин складывается во второй половине XIX века, когда женщины впервые выступили как самостоятельная организованная политическая сила.

Файлы: 1 файл

Гендерные проблемы итог.docx

— 373.98 Кб (Скачать)

Гендерные проблемы(англ. gender род, пол)общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола  

В истории западной цивилизации  общественное движение за равноправие  женщин складывается во второй половине XIX века, когда женщины впервые  выступили как самостоятельная  организованная политическая сила.

Идея равных социальных прав женщин и мужчин восходит ко времени  эпохи Просвещения и Великой  французской революции XVIII века и  связана с утверждением либеральной  концепции «естественных прав и  свобод» человека. Эта концепция  впервые в Европе была закреплена в главном документе Французской  революции «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Француженки, воодушевленные лозунгами революции «Свобода, равенство, братство», создавали свои клубы, активно  участвовали во всех общественных событиях. Но после опубликования Декларации, а затем Конституции новой  республики они обнаружили, что свобода  и права человека не распространяются на женщин: к категории граждан, имеющих  право владеть собственностью, избирать и быть избранными были отнесены только мужчины. Писательница Олимпия де Гуж  попыталась исправить это «недоразумение», составив в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», которую  историки и считают первым манифестом феминизма Нового времени. Но голос  французских революционерок не был  услышан, женские союзы были запрещены, а затем женщинам запретили даже присутствовать на публичных мероприятиях.  

Через год англичанка Мэри Уоллстонкрафт публикует свою работу «В защиту прав женщин», где «оправдывает» возможность и необходимость гражданских прав женщин. Тогда главным аргументом противников равноправия был тезис о том, что женщины «по природе» не способны к независимости, поэтому нуждаются в руководстве и не могут претендовать на самостоятельное голосование. Уоллстонкрафт рассуждает о женском воспитании XVIII века: «С младенчества женщины впитали, и матери им были в том примером: дабы снискать покровительство мужчин, достаточно лишь усвоить необходимость, играя на человеческих слабостях, изобразить лукавство, покладистость, прикинуться покорной и непременно казаться всегда и во всем легкомысленной». (Удивительно, но в расхожих «мудрых» советах молодым девушкам нашего времени мы можем обнаружить нечто похожее.)

Для либералов XIX века, приверженцев идеи равноправия полов, речь шла  о формальном, юридическом равенстве, дающем человеку возможность отстаивать свои интересы. Обычное право Великобритании и США гласило: «юридически женщина  не существует отдельно от своего отца или мужа, которые и голосуют от ее имени и во имя интересов  семьи в целом»; без их согласия женщины не могут заключать договоры, не должны владеть собственностью, самостоятельно выступать в суде. Английский философ и экономист Джон Стюарт Милль через 70 лет после Уоллстонкрафт в своем труде «О подчинении женщины» (1861) размышляет о причинах пассивности женщин, их молчаливого согласия с гражданским бесправием: «Власть мужчин над женщинами не похожа на все прочие виды власти, поскольку силы не применяет, а воспринимается добровольно, мораль твердила им, будто внутренней эмоциональной сущности женщины соответствует предназначение жить для других, умение целиком отречься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждах близких». Милль выступил в поддержку смелых англичанок, публично заявивших о том, что женщины могут сами говорить от своего имени, свободны в устройстве своей судьбы и потому вправе требовать одинаковых с мужчинами политических прав. В 1867 году он представил в английском парламенте петицию в пользу избирательных прав для женщин. Так впервые в высших органах государственной власти прозвучал голос нового общественного движения.

Право на участие в голосовании  – главное требование первых политических организаций женщин в Великобритании и Америке второй половины XIX века. Поэтому первый период движения женщин за равные с мужчинами права вошел  в историю под названием суфражизм (от suffrage – право голоса). Помимо избирательных прав суфражистки добивались одинаковых с мужчинами прав на собственность, высшее образование, профессиональную занятость.

Манифест женского движения был провозглашен американскими  активистами на первой в истории  конференции по правам женщин. В 1848 году 200 женщин и 40 мужчин собрались  в городке Сенека Фолз (штат Нью-Йорк), где после бурных дискуссий приняли «Декларацию чувств», записав в ней основные идеи и принципы суфражизма. Этим названием автор манифеста Элизабет Стэнтон подчеркивала связь со «священным» для американской демократии документом, принятом в годы Американской революции, «Декларацией независимости», где было провозглашено, что «все люди созданы равными и наделены их творцом неотчуждаемыми правами». На конференции были сформулированы лозунг нового движения – «Все мужчины и женщины созданы равными» – и основные требования: женщины как гражданки Соединенных Штатов должны обладать всей полнотой политических прав, а также иметь право на развод, на опеку над детьми в случае развода, на владение имуществом и наследством, право на собственные заработки и получение высшего образования. Участники конференции полагали, что только с помощью организованных массовых действий можно добиться своих прав.     Немногочисленные женские группы в Америке и Европе к началу ХХ века превращаются во влиятельные национальные коалиции и ассоциации. Всеми способами гражданской активности суфражистки пытаются добиться изменения законов, сделать все, чтобы их голос был услышан. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям, митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.  

 В 1870-е годы первые  европейские университеты открыли  свои двери для студенток. Но  суфражисткам понадобилось почти  семьдесят лет упорной борьбы, чтобы стало реальностью их  главное политическое требование. В 1920 году Конгрессом США была  принята 19-я поправка к Конституции,  которая предоставляла избирательное  право женщинам. Англичанки получили  это право ограниченно (только  для замужних женщин) в 1918-м,  а в полном объеме – в  1928 году. Самой прогрессивной в  этом отношении страной стала  Новая Зеландия, которая первой  в мире уже в 1893 году допустила  женщин на избирательные участки.  А во Франции женщинам предоставили  законное право голосовать на  выборах только в 1946 году, через  полтора века после получения  этого права мужчинами. До 1970-х  годов Швейцария отказывала гражданам женского пола в праве избирать и быть избранными. Для многих мусульманских стран это требование остается актуальным и в ХХI веке.

В 20-е годы ХХ века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих  женщинам учиться в университетах  и работать вне дома, посчитало  свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.

Для второй волны было характерно стремление к искоренению дискриминации  женщин в самых разных - и многочисленных - общественных областях, не только в  очевидной публичной сфере, но, прежде всего, в сфере частной жизни, материнства, супружества, сексуальности. "Личное" стало "политическим", и освободить от мужской власти надо было прежде всего себя, психологически искоренив в себе все навязанные обществом стереотипы относительно места женщины в этом мире и мужского превосходства.

Третья волна в феминизме  – 1990-наше время

• В Западном мире, под  влиянием второй волны произошли важные изменения, снизив многие структурные барьеры, препятствовавшие развитию и успеху женщин. Это привело к притоку женщин во многие отрасли, прежде бывшие исключительно мужскими. Как результат, женщины занялись строительством сложных, требующих огромных усилий карьер и, как группа, потеряли интерес к политической активности. Показатель активности феминистских организаций упал, в то время как многие организации получили институциональное оформление в качестве региональных или правительственных учреждений.  
• Во многом, «третья волна» в феминизме - уже не американская, и вообще не западная. Центр активности женщин переместился с США и Европы в страны второго и третьего мира – в Африку, Латинскую Америку, Азию, мусульманский мир. Феминизм стал бесконечно разнообразен, как и сами женщины по всему миру.


 

Теперь несколько слов о феминизме в России.

Если говорить собственно об истории  российского феминизма, то она коротка  и заметными событиями не изобилует. Следует лишь отметить женские демонстрации в феврале 1917г., где, кроме прочего, прозвучали требования предоставить женщинам равные избирательные права, что  и было сделано. Это была первая и  последняя феминистская демонстрации в истории России. В СССР был  применен квотный принцип распределения "женских" мест в парламенте, то есть то, к чему на Западе пришли лишь в последние годы. История советского государственного феминизма это  еще и скоропалительный малоподготовленный полет женщины-космонавта Терешковой - настолько сильна была потребность  продемонстрировать всему миру роль женщин в нашей стране. Ну и наконец только в СССР и других странах социализма официально отмечался и отмечается феминистский праздник 8 марта, известный нам ныне просто как "женский день". Итоги развития феминизма в России в общем схожи с описанными итогами его развития во всем мире.

 

Гендерный дисбаланс препятствует формированию полноценных типов социальной деятельности, учитывающих опыт обоих полов, так, ограниченное участие женщин в политической жизни, отстранение женщин от власти на любом уровне будет ограничивать эффективность государства и его политики. Ведь женщины способны привнести в политику иной комплекс критериев, открыть новые перспективы в политическом диалоге, изменить традиционный стиль управления под углом зрения большего взаимопонимания, согласованности действий и гуманистических ориентиров. И наконец, самое важное. женщина как мать формирует будущее поколение – от ее образованности, социального статуса и здоровья зависит, каким будет человечество в ближайшем будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гендерные проблемы