Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:35, реферат
Начало изучения гендерных стереотипов относят к пятидесятым годам XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологические представления мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам изысканий было выяснено, что позитивный образ мужчины респонденты сформировали из понятий, ассоциирующихся с компетентностью, рационализмом, активностью. Положительный образ женщины описывался с помощью понятий общительность, эмоциональная поддержка, теплота.
ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
Во многих современных
зарубежных психологических и
Изучение типических представлений о поле
Начало изучения
гендерных стереотипов относят
к пятидесятым годам XX века, когда
основной целью исследований психологов
и социологов было выявление типологические
представления мужчин о женщинах
и женщин о мужчинах. По результатам
изысканий было выяснено, что позитивный
образ мужчины респонденты
Изучение
гендерных стереотипов в
Семидесятые годы XX
века были отмечены появлением исследований
общественных стереотипов гендера
по отношению к склонностям и
способностям представителей разного
пола, реализующихся в
Восприятие одним
индивидом
других людей
Что такое теория
атрибуции? Теория, разрабатываемая
последователями гештальт-
По теории атрибуции, удача или неуспех
в какой-либо деятельности связаны, с одной
стороны, с ожидаемыми (стабильными) факторами,
а с другой – со случайными (нестабильными).
В рамках изучения стереотипов был проведён
эксперимент: разнополых студентов попросили
описать успешного мужчину и успешную
женщину, с указанием причин, по которым
те добились хороших результатов. Причинами
успешности у мужчины были названы личностные
качества, способности. Успех женщины
представителями обоих полов связывался
с удачливостью, везением. Причины успешности
не были объективными и логическими, они
приписывались участниками исследования
абстрактным мужчине и женщине, исходя
из установочных схем. Таким образом, выяснилось,
что для группы опрошенных было характерно
связывать успех мужчины со стабильными
факторами, так как его компетентность
ожидаема и соответствует маскулинному
стремлению к вершинам и достижениям.
Успех женщины объяснили случайными факторами
(удача, счастливое стечение обстоятельств),
а не её внутренними качествами и способностями.
Гендерные стереотипы
оказывают
сильное влияние на оценки поведения
С позиций теории
атрибуции можно трактовать и
такой стереотип, как большее
доверие к мужчине в профессии
и восприятие его как более
компетентного специалиста. В одном
из исследований преуспевающая женщина-врач
воспринималась респондентами-мужчинами
как менее компетентная, однако ей
приписывали высокую мотивацию
достижения. Это значит, что в
глазах участников эксперимента врач
добилась преуспеяния не за счёт способностей,
а за счёт упорства и сильного желания
достичь профессиональных высот
и успеха. Теория атрибуции представляет,
в основном, отрицательные стороны
социальных стереотипов гендера.
Ещё одной иллюстрацией негативной роли
гендерных стереотипов явился эксперимент,
в котором испытуемым было предложено
прослушать аудиозапись собеседования,
проводившегося со студентами мужского
и женского пола. По результатам собеседования
должна была присуждаться престижная
стипендия. Отвечавшие в равной степени
успешно юноша-студент и девушка-студентка
были оценены слушателями по-разному,
компетентность мужчины была оценена
выше. В то же время из двух наиболее слабых
студентов, так же мужского и женского
пола, испытуемые ниже оценили мужчину,
хотя ответы студентов были вполне сопоставимы
по уровню.
Исследования в
рамках теории атрибуции выявили, что
гендерные стереотипы оказывают
сильное влияние на приписываемые
характеристики и оценки поведения,
мотивации, способностей людей, вне
зависимости от пола. Одинаково успешные,
но принадлежащие к разному полу,
люди будут выглядеть в глазах
оценивающего их окружения по-разному:
мужчине припишут высокие способности
и компетентность, а женский успех
будет связан с везением или повышенной
амбициозностью, но никак не с личными
способностями. В то же время в
случае неудачи женщина, в отличие
от мужчины, может рассчитывать на более
снисходительное отношение
Изучение объективности и точности гендерных стереотипов
В дальнейшем социологи задались вопросом, насколько верны гендерные стереотипы и насколько объективно отражают реальное положение вещей? Спустя несколько десятилетий с начала изучения явления гендерных стереотипов, в 80-90-х годах XX века исследователи ещё раз вернулись к проблеме характеристик образа мужчины и женщины в глазах членов социума. Уже установленный факт об инструментальности, конкретности мышления мужчин и экспрессивности женщин, существующих в форме гендерного стереотипа, подтвердился. Именно подобные черты приписывались участниками опроса представителям разных полов. То есть, при всём том, что женщины наделены такими позитивными качествами, как открытость и теплота, им, по сути, отказано в признании компетентности в интеллектуальной сфере и приписана высокая степень пассивности. Выводы, сделанные исследователями, касались порождения неверными гендерными стереотипами возможной дискриминации женщин в сфере труда и занятости. Это стимулировало появление целого ряда исследований точности и объективности гендерных стереотипов.
Насколько точно
гендерные
стереотипы отражают действительность
Социологами поднимались следующие вопросы:
Исследователи стремились выявить
настоящее положение вещей, так
как объявление стереотипов объективными
без достаточных на то оснований
и эмпирического подтверждения
могло повлечь оправдательную политику
по отношению к бытующим предрассудкам
и дискриминирующим актам по признаку
пола, расовой или национальной принадлежности
и так далее. И действительно,
большинство исследований, проведённых
в данном направлении, выявили необъективность
и неточность стереотипов гендера.
По данным одних экспериментов, гендерные
стереотипы переоценивали существующие
между женщинами и мужчинами
различия, а результаты других свидетельствовали
об обратном – о недооценке различий.
В одном из исследований в качестве
критерия точности при определении
стереотипной градации на «мужские»
и «женские» учебные
Изучение пан-культурных гендерных стереотипов
В проведённом в 1982 году кросс-культурном исследовании социальных гендерных стереотипов приняли участие двадцать пять государств Америки, Европы, Азии и Африки. И обобщённые результаты показали, что во всех странах стереотип восприятия мужчины схож: его описывают как более активного и сильного, в сравнении с женщиной. Это позволяет говорить о существовании пан-культурных гендерных стереотипов. В 1990 году те же учёные предприняли повторное исследование, которое обнаружило несовпадения между гендерным стереотипом и представлением юношей и девушек о себе. Даже в случае соответствия численный показатель соответствия был чрезвычайно низок.
Обобщённые представления
о женщинах и мужчинах
В девяностые годы двадцатого века интерес социологов привлекают гендерные стереотипы с точки зрения ретранслирующих агентов культурной среды. Предметом изучения исследователей становится отражение гендерных стереотипов с СМИ, законодательных документах, в школьных учебниках и пособиях, в детской литературе. Выделяется понятие гендерной педагогики, изучающей аспекты и специфику воспитания девочек и мальчиков.
Выделенные направления изучения гендерных стереотипов охватывают не все исследования, проводившиеся с середины XX века до наших дней. Перечисленные пути научных экспериментов подтверждают многогранность и глубину самого явления гендерных стереотипов. Обобщённые, клишированные представления и суждения о женщинах и мужчинах, выясненные социологами и психологами в ходе опросов и наблюдений, рассматриваются с самых различных точек зрения, фокусируя внимание на элементах гендерных стереотипах, функциях, своеобразии, совпадении или несовпадении с реальным положением вещей. Но, как видно из представленного перечня направлений, весьма малое количество исследований направлено на выявление и интерпретацию причин появления тех или иных схем восприятия, в том числе недостаточно изучено, почему стереотипы столь устойчивы. Большое практическое значение в изучении влияния гендерных стереотипов имеет вопрос усвоения стереотипов в ходе гендерной социализации мужчин и женщин.
Процесс социализации и закрепление гендерных стереотипов
Под социализацией в психологии и социологии понимается комплекс процессов обучения индивида нормам социума и поведенческим моделям. Социализация – явление лонгитюдное, продолжается она на протяжении всей жизни человека. Социологи выделяют три этапа социализации:
Наряду с социализацией, психологи
выделяют такое понятие как
Cоциальная сфера
в которой происходит социализация индивида
Ещё одно связанное с социализацией понятие – агенты (или институты) социализации. В их качестве выступает социальная сфера (социальный контекст), в которой происходит социализация индивида, или группы. Как правило, самым значимым институтом социализации на первом этапе жизни человека выступает семья. Позднее подключаются влияющие на формирование личности агенты: группы друзей-сверстников, школьная атмосфера, «значимые» люди не из ближайшего окружения (медийные лица, литературные герои, взрослые знакомые), вузы, СМИ, место работы и прочее.
Под гендерной социализацией
подразумевается процесс
Процесс социализации
находится под существенным влиянием
гендерных стереотипов, фактически
руководящих им и задающих его
направление. Западные психологи, изучающие
проблемы гендера, предполагают, что
между гендерными стереотипами и
социальными нормами можно
Влияние семьи на формирование гендерных стереотипов
При воспитании детей
родители
практически всегда пользуются
гендерными стереотипами
Процесс социализации
девочек существенно отличается
от социализации мальчиков практически
во всех культурных сообществах. Психологи
назвали это явление
Выясняя различия в комплектах наиболее
покупаемых детских игрушек для мальчиков
и для девочек, американские психологи
дали по результатам изучения следующую
информацию. Мальчики являются обладателями
большего количества игрушек и игр, способствующих
развитию познавательной и двигательной
активности; а в комнатах девочек чаще
встречаются игрушки, стимулирующие вербальное
развитие и направленные на взаимодействие
с окружающими. Исследование дифференциальной
социализации проводилось психологами
из Белоруссии. Выяснилось, что белорусские
отцы более подвержены стремлению дифференцировать
в семье детей по принципу пола, нежели
матери. Это демонстрируется проявлением
большей двигательной активности при
общении с сыновьями, однако уровень их
эмоциональной поддержки выше по отношению
к дочерям, а не к сыновьям. Среди матерей
подобные тенденции менее выражены, они
ровнее относятся к детям обоих полов,
хотя проявление агрессивного поведения
со стороны дочерей матерями воспринимается
нетерпимей, чем со стороны сыновей. Есть
предположение, что родительский целенаправленный
выбор игрушек и вещей с гендерной маркировкой
и осуществляемое семьёй дифференцированное
половое воспитание, закладывающее образцы
поведения, в зависимости от собственных
гендерных представлений и уже сложившихся
стереотипов, обуславливают будущие различия
между полами.