Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:35, реферат
Начало изучения гендерных стереотипов относят к пятидесятым годам XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологические представления мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам изысканий было выяснено, что позитивный образ мужчины респонденты сформировали из понятий, ассоциирующихся с компетентностью, рационализмом, активностью. Положительный образ женщины описывался с помощью понятий общительность, эмоциональная поддержка, теплота.
Перечни прививаемых
гендерным воспитанием
мальчику и девочке качеств полностью
совпадают с набором стереотипных моделей
маскулинного и феминного образа
Опросы и анкетирования,
проведённые за последнее время,
выявляют чёткую позицию родителей,
большинство которых
На примере семейной
педагогики можно увидеть, что при
воспитании своих детей родители
практически всегда пользуются клишированными
схемами (гендерными стереотипами), т.е.
родители применяют гендерное воспитание
к своим детям. В результате влияния
родительских взглядов с раннего
детства мальчикам и девочкам
прививаются определённые модели реакций,
черты, считающиеся нормативными при
формировании маскулинного или феминного
поведения, закрепляются определённые
качества, соответствующие представлениям
об особенностях женщин и мужчин. Так,
у мальчика родители будут поощрять
активность, сообразительность и
находчивость, настойчивость и упорство,
уверенность в своих силах. В
девочке будут сознательно или
неосознанно культивировать зависимость,
уступчивость и мягкость, инертность.
В современных семьях традиционного уклада
девочке прививаются качества, соотносимые
с эталоном женственности: воспитанность,
скромность, деликатность, чистоплотность,
навыки в ведении хозяйства, целомудренность.
Мальчика, «будущего мужчину», поощрительно
оценят при проявлении смелости, мужественности,
ответственного поведения, целеустремлённости,
умения зарабатывать средства на жизнь
и готовности отстаивать свою позицию.
Перечни прививаемых
гендерным воспитанием мальчику
и девочке в семье качеств,
как видно из результатов социологических
исследований, полностью совпадают
с набором стереотипных моделей
маскулинного и феминного образа.
И они, по сути, являются зеркальным
отражением стандартов суждений об идеале
мужчины и идеале женщины. При
таком подходе семьями очень
редко допускается отход от дуального
распределения феминно-
РАЗДЕЛ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Гендерная психология
— это область психологической
науки. И, как и у других областей,
у нее очень длинная
Также не вполне корректно
считать ее детищем только феминизма,
хотя его большой заслугой является
привлечение внимания к некоторым
современным психологическим
В немногочисленных
статьях, посвященных истории гендерной
психологии, она связывается с
совершенно различными именами и
идеями, не совпадающими у разных авторов
(пожалуй, только 3. Фрейд присутствует
во всех обзорах). Иногда создается
впечатление, что речь идет о разных
областях знания (к примеру. имеют
в виду то психологию половых различий,
то психологию женщины, то феминистскую
психологию или психологию взаимоотношений
между мужчинами и женщинами
и т. п.). Порой это знание слишком
идерлогизированно, но я считаю неправомерным
вносить в науку элемент
К примеру, установлено,
что пол исследователя и
Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.
Учитывая всю
сложность задачи, мы попытаемся проследить,
как формировалась гендерная
психология и к чему она пришла.
Поскольку гендерные
Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии.
В истории гендерной
психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей
в русле философии (от античных времен
до конца XIX в.); 2) формирование предмета
и разделов гендерной психологии
(конец XIX — начало XX в.); 3) «фрейдовский
период», связанный с именем 3. Фрейда
и психоанализом (начало XX в. — 1930-е
гг.); 4) начало широких экспериментальных
исследований и появление первых
теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие
гендерной психологии: всплеск экспериментальных
исследований, теоретическое осмысление
эмпирических фактов, адаптация известных
методов и методик для изучения
гендерной проблематики и создание
специфических гендерных
Говоря об античном
периоде гендерных
Платон Афинский (427-347 гг. до и. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом», что вряд ли правомерно — его взгляды были противоречивыми, да и вооб-ще это не слишком корректно).
Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros — мужчина и gyne или gynaikos — женщина) — существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины — это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке — в частности. ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет. При переизбытке населения часть его необходимо переселять в колонии.
Отношение к женщине
у Платона было противоречивым: с
одной стороны, негативным, так как
он считал ее низшим существом, любовь
мужчины к женщине —
Эти идеи позже можно встретить в трудах многих специалистов — в том числе и по гендерной психологии.
Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, выглядит скорее «антифеминистом». Разумеется, это не упрек ему — он выражал те взгляды, которые были свойственны его времени. И вообще вешать современные ярлыки на наших давних предшественников не слишком корректно, поэтому я и взяла это определение в кавычки.
Нас интересуют следующие его идеи: а) законы о браке; б) отношения между мужем и женой в семье; в) ограничение народонаселения; г) способы сокращения избытка народонаселения: д) роль женщины и мужчины в обществе; е) разделение труда между полами и ж) в целом взгляды на сущность мужчины и женщины, высказанные в таких сочинениях, как «Политика», «О возникновении животных» и др.
Так, Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны. только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: а) с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине — до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам); б) путем умерщвления больных детей (и это следует узаконить): в) установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.
Взаимоотношения жены
и мужа, по мнению Аристотеля, должны
быть отношениями рабы и господина.
В сексуальных отношениях, так
же как и во всем остальном. следует
придерживаться этического принципа арете
(«середины между двумя
Мужчина и женщина — не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. Мужчина — норма, женщина — отклонение от нее. Мужчина выше, женщина ниже по своей природе.. Мужчина властвует, женщина подчиняется.
Оставляя в стороне утверждение о «природной естественности» неравенства мужчин и женщин, заметим, что многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди в XXI в., — столь живучи гендерные стереотипы. Обычно обращение к Аристотелю считается хорошим тоном: «Еще Аристотель сказал...», но в данном случае вряд ли стоит повторять мысли, высказанные в обществе, где нормы поведения были далеки от тех, которые считаются цивилизованными сегодня.
Различие норм поведения,
разделение труда между мужчинами
и женщинами, своеобразие полов,
сравнение одного пола с другим —
эталонным, даже мысль о необходимости
регулирования рождаемости (хотя и
не с помощью умерщвления
В эпохе Возрождения
нас интересуют утопии. Томас Мор
(1478-1535) в своей «Золотой книге» описал
идеальное государство. В нем
занятия мужчин и женщин не различаются:
это наука, искусство, общественная,
а также религиозная
Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений.
Томмазо Кампанелла
(1568-1639) в «Городе солнца» рисует
идеальный город. Образование мужчин
и женщин не различается (они обучаются
в том числе и военному искусству),
не различается и их одежда. Однако
занятия у них несколько
В дальнейшем несколько
интересных идей, касающихся гендерной
психологии, высказал Жан-Жак Руссо
(1712-1778). Он проанализировал подобия
и различия полов, высказал представление
о различных нормах поведения
для мужчин и женщин (то, что позже
будет названо «гендерными
По мнению Руссо, равенство, подобие мужчин и женщин заключается в их сходстве как биологических существ, представителей человеческого рода: схожи многие органы, потребности и способности. Однако как общественные существа они не равны, и это объясняется их врожденными характеристиками (последняя идея вряд ли приемлема в современном обществе). Соответственно, различны и нормы поведения(«добродетели»): для мужчины это — откровенность, прямота, добросовестность, самостоятельность суждений, правдивость, а для женщины - стыдливость, хитрость, кокетливость, учет мнений других людей, притворство