История проблемы гендерного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:35, реферат

Краткое описание

Начало изучения гендерных стереотипов относят к пятидесятым годам XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологические представления мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам изысканий было выяснено, что позитивный образ мужчины респонденты сформировали из понятий, ассоциирующихся с компетентностью, рационализмом, активностью. Положительный образ женщины описывался с помощью понятий общительность, эмоциональная поддержка, теплота.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 93.31 Кб (Скачать)

Перечни прививаемых  гендерным воспитанием  
мальчику и девочке качеств полностью 
совпадают с набором стереотипных моделей  
маскулинного и феминного образа

Опросы и анкетирования, проведённые за последнее время, выявляют чёткую позицию родителей, большинство которых утвердительно  отвечают на вопрос, существуют ли отличия  в приёмах и принципах воспитании сына и дочери. Наибольшая степень  различия в воспитательных методах  отмечаются в аспектах, касающихся подготовки мальчика или девочки  к их взрослой семейной жизни и  привития моделей поведения. В основном надежды родителей по отношению  к дочерям сводятся к ожиданию добропорядочного образа жизни и  поведения, а по отношению к сыновьям – к ожиданию поддержки постаревших  родителей. Один из мотивов желания  семейных пар традиционных взглядов обязательно иметь сына (или сыновей) – это ожидание, что в будущем они станут не только продолжателями рода, но и смогут поддерживать старших членов семьи материально. При подобной мотивации мальчиков в семье будут выделять и продвигать, помогая им получить более качественное образование, иногда даже ущемляя при этом дочерей.

На примере семейной педагогики можно увидеть, что при  воспитании своих детей родители практически всегда пользуются клишированными схемами (гендерными стереотипами), т.е. родители применяют гендерное воспитание к своим детям. В результате влияния  родительских взглядов с раннего  детства мальчикам и девочкам прививаются определённые модели реакций, черты, считающиеся нормативными при  формировании маскулинного или феминного  поведения, закрепляются определённые качества, соответствующие представлениям об особенностях женщин и мужчин. Так, у мальчика родители будут поощрять активность, сообразительность и  находчивость, настойчивость и упорство, уверенность в своих силах. В  девочке будут сознательно или  неосознанно культивировать зависимость, уступчивость и мягкость, инертность.  
 
В современных семьях традиционного уклада девочке прививаются качества, соотносимые с эталоном женственности: воспитанность, скромность, деликатность, чистоплотность, навыки в ведении хозяйства, целомудренность. Мальчика, «будущего мужчину», поощрительно оценят при проявлении смелости, мужественности, ответственного поведения, целеустремлённости, умения зарабатывать средства на жизнь и готовности отстаивать свою позицию.

Перечни прививаемых  гендерным воспитанием мальчику и девочке в семье качеств, как видно из результатов социологических  исследований, полностью совпадают  с набором стереотипных моделей  маскулинного и феминного образа. И они, по сути, являются зеркальным отражением стандартов суждений об идеале мужчины и идеале женщины. При  таком подходе семьями очень  редко допускается отход от дуального  распределения феминно-маскулинных  черт, не учитывается многогранность возможных форм поведения – мало того, им даже не даётся права на существование

История формирования гендерной психологии (Бендас)

РАЗДЕЛ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - 

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Гендерная психология — это область психологической  науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория  и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать  эту историю только с 70-х гг. XX в.

Также не вполне корректно  считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым  современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной  психологии, она связывается с  совершенно различными именами и  идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах). Иногда создается  впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют  в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений  между мужчинами и женщинами  и т. п.). Порой это знание слишком  идерлогизированно, но я считаю неправомерным  вносить в науку элемент идеологии. В психологии существует традиция объективного экспериментального исследования и  эмпирической проверки теорий. Поэтому  прежде всего мы будем обращаться к научным исследованиям проблемы.

К примеру, установлено, что пол исследователя и испытуемого  может повлиять на получаемые результаты. Но это не должно быть следствием умышленного  их искажения. И, зная такую закономерность, переменную пола можно специально контролировать в исследованиях, а не отказываться от них. Интерпретация психологических экспериментов также должна анализироваться с научных, а не с идеологических позиций. Порой эти результаты вызывают бурю восторга («вот мы вам и доказали, что наш пол не хуже!»), в других случаях — бурю возмущения, и авторов подозревают в ненависти (к женщинам или к мужчинам). Порой даже предлагается запретить те или иные исследования (к примеру, исследования, результаты которых говорят о преимуществе одного пола над другим), но вряд ли такая реакция является позицией настоящего ученого.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные  основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся  к сенсации и не знакомы с основными  исследованиями и закономерностями.

Учитывая всю  сложность задачи, мы попытаемся проследить, как формировалась гендерная  психология и к чему она пришла. Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу и  нескольких науках, иногда не избежать привлечения работ и идей философов, социологов, демографов, этнографов, которые  в свою очередь обращаются к психологическим  исследованиям. И все же необходимо помнить о специфике нашей  науки, ее понятиях, традициях, методах  и методиках, чтобы не утратить предмет  собственно гендерной психологии. Мы не ставим задачу провести критический  анализ упоминаемых работ, напротив, ограничимся лишь позитивным (или  нейтральным) перечислением того, какой  вклад в гендерную проблематику внес тот или иной конкретный автор  или то или иное конкретное направление.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт  культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке  и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести  к этой области психологии.

В истории гендерной  психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е  гг.); 4) начало широких экспериментальных  исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных  исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных  методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В  отечественной науке выделяют несколько  иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е  гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными.

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и  Аристотеля. Я последую этой традиции.

Платон Афинский (427-347 гг. до и. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и  других ввел понятие андрогинов и  высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные  отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом», что вряд ли правомерно — его взгляды были противоречивыми, да и вооб-ще это не слишком корректно).

Платон использовал  миф об андрогинах (от греч. andros —  мужчина и gyne или gynaikos — женщина) — существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался  на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким  образом, мужчины и женщины —  это две половинки единого  человека, и только соединившись (когда  полюбят друг друга), они могут  обрести целостность. Платон предлагал  установить нормы поведения в  браке — в частности. ограничить рождаемость: мужчины должны иметь  детей только в возрасте от 30 до 55 лет. При переизбытке населения  часть его необходимо переселять в колонии.

Отношение к женщине  у Платона было противоречивым: с  одной стороны, негативным, так как  он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщине — вынужденной  и также низкой по сравнению с  любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а  вторую — «небесной Афродитой»), и, наконец, утверждал, что если мужчина  был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит  в женщину. С другой стороны, это  отношение было позитивным: в идеальном  государстве, которое он описал, женщина  могла участвовать во всех делах  наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необходимости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности  равными мужским (женщины могли  быть даже философами и воинами), а  воспитание детей вменял в обязанность  в равной степени обоим полам.

Эти идеи позже можно  встретить в трудах многих специалистов — в том числе и по гендерной  психологии.

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, выглядит скорее «антифеминистом». Разумеется, это не упрек ему — он выражал  те взгляды, которые были свойственны  его времени. И вообще вешать современные  ярлыки на наших давних предшественников не слишком корректно, поэтому я  и взяла это определение в  кавычки.

Нас интересуют следующие  его идеи: а) законы о браке; б) отношения  между мужем и женой в семье; в) ограничение народонаселения; г) способы сокращения избытка народонаселения: д) роль женщины и мужчины в  обществе; е) разделение труда между  полами и ж) в целом взгляды  на сущность мужчины и женщины, высказанные  в таких сочинениях, как «Политика», «О возникновении животных» и  др.

Так, Аристотель считал, что гармоничные отношения в  обществе возможны. только если население  будет достаточно малочисленным. Поэтому  необходимо его регулировать: а) с  помощью запрета мужчине иметь  детей до 37 лет, а женщине —  до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам); б) путем умерщвления  больных детей (и это следует  узаконить): в) установлением для  каждой семьи нормы того, сколько  детей она может иметь.

Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями рабы и господина. В сексуальных отношениях, так  же как и во всем остальном. следует  придерживаться этического принципа арете («середины между двумя пороками»): самообладание — это середина между распущенностью и бесчувственной тупостью. Единственный смысл разделения полов — рождение детей, а назначение женщины — вынашивание потомства  и ведение хозяйства. В семье  у мужа и жены разные обязанности, и они не вмешиваются в дела друг друга. Различны нормы поведения  для мужчин и женщин: то, что для  женщины является добродетелью (к  примеру, молчание), для мужчины —  нет, и наоборот.

Мужчина и женщина  — не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. Мужчина — норма, женщина —  отклонение от нее. Мужчина выше, женщина  ниже по своей природе.. Мужчина властвует, женщина подчиняется.

Оставляя в стороне  утверждение о «природной естественности»  неравенства мужчин и женщин, заметим, что многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди в XXI в., — столь  живучи гендерные стереотипы. Обычно обращение к Аристотелю считается  хорошим тоном: «Еще Аристотель сказал...», но в данном случае вряд ли стоит  повторять мысли, высказанные в  обществе, где нормы поведения  были далеки от тех, которые считаются  цивилизованными сегодня.

Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами  и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим —  эталонным, даже мысль о необходимости  регулирования рождаемости (хотя и  не с помощью умерщвления новорожденных) — это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии. Так что можно считать, что  и здесь Аристотель сказал свое слово. Правда, совершенно неприемлемо его  положение, что один пол (неважно, какой) является высшим, а другой — низшим.

В эпохе Возрождения  нас интересуют утопии. Томас Мор (1478-1535) в своей «Золотой книге» описал идеальное государство. В нем  занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность (в качестве священников), служба в  армии (правда, только вместе с мужьями). На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан  не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители.

Здесь подразумеваются  будущие гендерные проблемы: равенство  способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также  лидерских способностей; ставится также  проблема гендерных отношений.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается (они обучаются  в том числе и военному искусству), не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую  физическую работу, а женщины рожают. Но семьи нет. Правда, существует проблема подбора партнеров — для рождения детей. Решается она с помощью  астрологии, но решение принимает  триумвират начальников, которые регулируют рождаемость в обществе. Таким образом, говоря современным языком, Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.

В дальнейшем несколько  интересных идей, касающихся гендерной  психологии, высказал Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он проанализировал подобия  и различия полов, высказал представление  о различных нормах поведения  для мужчин и женщин (то, что позже  будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и  о взаимоотношениях в браке.

По мнению Руссо, равенство, подобие мужчин и женщин заключается в их сходстве как  биологических существ, представителей человеческого рода: схожи многие органы, потребности и способности. Однако как общественные существа они  не равны, и это объясняется их врожденными характеристиками (последняя  идея вряд ли приемлема в современном  обществе). Соответственно, различны и нормы поведения(«добродетели»): для мужчины это — откровенность, прямота, добросовестность, самостоятельность суждений, правдивость, а для женщины - стыдливость, хитрость, кокетливость, учет мнений других людей, притворство

Информация о работе История проблемы гендерного воспитания