История проблемы гендерного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:35, реферат

Краткое описание

Начало изучения гендерных стереотипов относят к пятидесятым годам XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологические представления мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам изысканий было выяснено, что позитивный образ мужчины респонденты сформировали из понятий, ассоциирующихся с компетентностью, рационализмом, активностью. Положительный образ женщины описывался с помощью понятий общительность, эмоциональная поддержка, теплота.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 93.31 Кб (Скачать)

Руссо считал, что  женщина обладает изящным и проницательным умом, поэтому она способна получить образование, причем не только в области  того, как вести домашнее хозяйство  и воспитывать детей. В брак и  женщины и мужчины должны вступать по любви, и оба пола имеют равное право самостоятельно выбирать будущего супруга.

Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам  личности и поведения. Мужчинам свойственно  активное гражданство (участие в  принятии политических решений, независимость  суждений), а женщинам — пассивное (объект управления). Некоторые качества женщины связаны с рождением  детей (она боязлива, слаба), другие — с ее ролью облагораживания  общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным  лицом). Гендерные стереотипы, высказанные  Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и  о том, что их свойства связаны  с биологическим и культурным предназначением.

Как видите, очень  часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина  этих различий часто казалась им «естественной», «природной». До сих пор этот аргумент очень популярен — кто-то обращается к данным о поведении животных, кто-то — к исторически сложившимся  традициям. Гендерные стереотипы также  часто построены на такой основе — так принято, потому что так  сложилось. Современная наука требует  иных доказательств и аргументов.

Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт (1759-1797) высказала  идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки  наряжаются и играют в куклы, а  мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).

Французский мыслитель  Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) высказал идеи об отражении статуса  женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о  гендерных взаимоотношениях (сексуальных  и супружеских) и об ограничении  рождаемости. Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и  женщин. Если в языке профессия  или принадлежность к социальной группе называются только «мужскими» словами, это признак неравенства  полов. Он предложил создать «нейтральный»  язык — с равным количеством мужских  и женских наименований. К примеру, это омниарх и омниархиня —  властители Земли. Другие пары слов: цезарь и цезарина, калиф и калифа, султан и султанка и пр.

Функции традиционного  брака (быт, воспитание детей, забота о  пожилых) Фурье предлагал передать обществу, а точнее его первичной  ячейке — фаланге. Мужчин и женщин, освобожденных от этих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные  отношения, основанные на стремлении к  наслаждению. Люди могут сами выбирать тип этих отношений: а) воздержание; б) частая смена партнеров; в) групповые  отношения; г) длительные отношения  одной пары (последнее скорее исключение). По Фурье, нормы сексуального поведения  для мужчин и женщин должны быть одинаковыми (хотя он считал, что женщинам в меньшей мере свойственно стремление к частой смене партнеров). По его  мнению, гармоничное развитие человека, хорошая и обильная пища приведут к понижению плодовитости мужчин и женщин, что считалось благом (во нзбежание пе-ренаселения).

Фурье предвидел  многие современные проблемы гендерной  психологии. По-прежнему не утихают  споры вокруг того, как различный  статус женщин и мужчин в обществе подчеркивается в языке. Считается, что «мужскими» словами (т. е. словами, связанными с обозначением мужчин, — в частности, это могут быть слова мужского рода) обозначают престижные занятия, а « женскими» — непрестижные (сравните в русском языке: «командир» и «няня» — нет аналогов для  женщин в первом случае и для мужчин — во втором). Кроме лингвистической  проблемы у Фурье мы видим и  современную идею дополнительности мужского и женского лидерства. Также  актуальны его идеи о двойном  половом стандарте в сексуальной  морали (разные критерии оценки сексуального поведения мужчин и женщин), разнообразии гендерных сексуальных отношений, кризисе традиционной семьи, регулировании  рождаемости.

Интересна мысль  немецкого романтика Фридриха Шлегеля (1772-1829) о целостной личности, которая  соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины. В отличие  от многих предшественников, он подчеркивал  не «естественное» различие полов по этим характеристикам, а, напротив, советовал  мужчинам развивать недостающие  им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам — мужские (рациональность).

Эта идея — каждому  полу учиться у другого и перенимать у него то, что является слабым и  неразвитым, — звучит очень современно (к примеру, менеджерам рекомендуют учиться у представителей противоположного пола) и способствует улучшению гендерных отношений.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) обратил внимание на различие психических  процессов мужчины и женщины: для мужчин характерна абстрактность, для женщин — конкретность. Мужчинам понятна абстрактная идея справедливости, а женщины сочувствуют конкретному  человеку. В главе, посвященной социальному  поведению, мы увидим, как эта идея подтверждена современными экспериментальными исследованиями (к примеру, в реакции  на плохого работника мужчины  исходят из норм справедливости, а  женщины — равенства). Однако Шопенгауэр подразумевает, что мужская реакция  — норма, а женская — отклонение от нее, что неприемлемо с позиций  современной науки.

Помимо этого, Шопенгауэр высказывал мысль (также имеющую  современное звучание) о том, что  дети должны рождаться в результате любви, страсти между мужчиной и  женщиной. Других основ брака он не признавал (цит. по: Введение в гендерные  исследования, 2000).

Итак, на первом этапе  разные ученые высказывали отдельные  идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной  психологии. Но как самостоятельная  область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены  интересующей нас проблематике.

Второй  этап (конец XIX — начало XX в.) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и  США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в  России. Это движение,, которое, повторяем, мы не считаем частью истории гендерной  психологии как науки, тем не менее  оказало yа нее стимулирующее  влияние, прежде всего в том, что  привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались  предметом психологии.

Понятие феминизм (от лат. femina — женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830 г. появился другой термин — «эмансипированная женщина» (от лат. eman-cipatio — освобождение). Участниками этого общественного движения являются и женщины и мужчины. Направление борьбы — предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических (участие в общественном производстве), на получение образования и сексуальных свобод.

Возник феминизм во Франции в период Великой революции  — в конце XVIII в. В этот период Олимпия де Гуж "выступила с  «Декларацией прав женщин», и это  был единственный протест против существовавшего противоречия в  законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала  равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье (т. е. более  низкий общественный статус, чем у мужчин). Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати. Однако права голоса женщинам предоставлено не было. Во время революционных событий 1848 г. вопрос об избирательном праве для женщин был поставлен вновь, и вновь в этом было отказано.

В середине XIX в. в  Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrage — голосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867 г. в Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина — известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль.

В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление  — аболиционизм, борьба за равные права  в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской  проституцией. И он в самом деле был отменен — в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в  призыве к разврату.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили  быть школьными учителями, и к  концу XIX в. среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше Важно, что борьба за права  женщин шла параллельно с борьбой  за отмену рабства.

Политические требования выдвигались параллельно с экономическими и c требованиями предоставить право  на образование. В ряде стран женщины  добились включения их в экономическую  жизнь (опять же — незамужние) и  обнаружили, что их труд ценится  слишком дешево. Были созданы женские  профсоюзы — для борьбы за экономические  права (в начале XX в. они действовали  во многих странах Европы и Америки).

В России движение «равноправок» ставило более  узкие задачи — право на образование  и трудовую деятельность. В конце 1880-х гг. в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей (в Петербурге они назывались Бестужевскими  — по имени основателя), женский  медицинский институт, женский педагогический институт. Хотя избирательное право  ряду женщин (по имущественному цензу) было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины (мужья  или родственники). Были созданы  общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся  женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

Иногда феминистки (не все) прибегали к эпатажным  формам борьбы: демонстрациям, пикетам, поджогам, призывам к отказу от семьи, брака, детей, бойкотированию любых форм общения с мужчинами-поработителями, пропаганде лесбийской любви.

Феминизм на протяжении своей истории неоднороден. Вот  некоторые из его направлений:

Амазон-феминизм доказывает физическое равенство (или даже превосходство) женщин над мужчинами. Образ женщины-богатыря противопоставляется традиционному  патриархатному стереотипу о слабой и беззащитной женщине. В борьбе используются сила и напористость.

Культурный феминизм пытается доказать, что женщины от природы лучше мужчин, поэтому, если женщины будут у власти, мир  будет организован более справедливо  — не будет войн, экологических  катастроф и т. п. Ориентирован на некоторую изолированность от мужской культуры. Создаются культурные женские клубы, кризисные центры для женщин.

Сепаратизм пропагандирует радикальное размежевание полов  — разрыв всех коммуникативных связей с мужчинами. Только в изоляции от мужчин и их постоянного влияния  возможен личностный рост женщин. Мероприятия  проводят только для женщин. При  этом путать сепаратисток с лесбиянками  неправомерно.

Радикальный феминизм (появился в 1967 г.) выдвигает положение  о том, что дискриминация женщин пронизывает всю человеческую культуру и устранить ее можно только с  помощью социальных изменений. Утверждается необходимость разграничения биологических  различий между мужчинами и женщинами  и культурно созданных гендерных  стереотипов, которые приобретают  статус обязательной нормы. От последних  необходимо избавляться.

Гуманистический, или  интеллектуальный, феминизм возник сравнительно недавно. Считается, что маскулинная  культура деформирует и подавляет  не только женщин, но и мужчин. В ней  утверждается культ силы. Мужчинам и женщинам навязываются роли: сильного и агрессивного добытчика и господина  и слабой и беззащитной, экономически зависимой подчиненной. Поэтому  следует пересмотреть ценности и  нормы общества и по-иному выстроить  гендерные роли и мужчин и женщин (Усачева, 1994).

6. Еще одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной  психологии, стало совместное обучение  представителей обоих полов в  различных учебных заведениях (Багрунов, 1981). Это побудило исследователей  сравнивать этих представите  лей между собой. Параллельно  сформировались две ветви новой  отрасли: психология женщины и  психология половых различий.

Прежде всего  появились работы, которые целиком  были посвящены одной из этих двух проблем.

В 1899 г. выходят две  книги русского автора П. Е. Астафьева  — «Понятие психического ритма как  научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его  особенности, превосходства и недостатки». Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены  психических актов и событий). По этому фактору различаются  психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический  темп, мужчин — замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях. Для женщин характерны:

1) большее развитие  бессознательной сферы;

2) такие психические  процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практи ческое  мышление, склонность к синтетическому  мышлению, меньшая произвольность  ассоциаций, слитность и эмоциональность  представлений;

3) пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость  настроения, жизнерадостность, ревность;

4) слабость воли  и слабый контроль за эмоциями;

5) легкая возбудимость;

6) в речи и  общении — выразительность движений, мимики, голоса; разговорчивость и  склонность к повторениям в  речи;

7) большее тщеславие  (проявляется в кокетстве, склонности  к украшениям);

8) неспособность  к оригинальному творчеству (этим  объясняется отсутствие успехов  в науке и искусстве, однако  женщины могут быть хорошими  популяризаторами науки и подражателями  в искусстве);

9) податливость  влиянию окружающих;

10) успехи в качестве  актрис и певиц (объясняются  эмоциональной выразительностью);

11) неспособность  к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества — женственной женщиной.

Информация о работе История проблемы гендерного воспитания