История проблемы гендерного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:35, реферат

Краткое описание

Начало изучения гендерных стереотипов относят к пятидесятым годам XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологические представления мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам изысканий было выяснено, что позитивный образ мужчины респонденты сформировали из понятий, ассоциирующихся с компетентностью, рационализмом, активностью. Положительный образ женщины описывался с помощью понятий общительность, эмоциональная поддержка, теплота.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 93.31 Кб (Скачать)

Соответственно  мужчинам свойственны противоположные  характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т. п.

Для мужчин также  характерна индивидуальность во внешности  и характере, отсутствующая у  женщин. Эти различия объясняются  строением тела: у мужчин оно угловатое, определенное, резко очерченное, а  у женщин — волнообразное и  мягкое.

Последний аргумент мы не рассматриваем в силу его  наивности. Что же касается других различий, то они просто плод умозрительных  построений автора. Хотя он и ссылается  на «доказательства психологов» (в  основном на труды немецкого ученого  Рудольфа Лотце, автора «Медицинской психологии» (1852)), в то время психология половых  различий еще не располагала подобными  доказательствами, так как ее, по существу, еще не было.

В более поздних  исследованиях многие предположения  о различии полов не подтвердились (в частности, мужчины превосходили женщин по скорости почти всех реакций), другие же получили свое подтверждение (характер речевого поведения мужчин и женщин, большая оригинальность мужчин).

Работа австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903) «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу  идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны  духом мизогинии (ненависти к  женщинам).

Сенсационна была сама история появления книги. Выпустив ее, 23-летний Вейнингер покончил с  собой. Мысли, высказанные в ней, были новы и нарушали общепринятые нормы морали. Но нас интересуют только те из них, которые были продуктивны  для дальнейшего развития гендерной  психологии. Это идеи: а) о бисексуальности  и андрогинии; б) о половых различиях  в психике; в) о гендерных сексуальных  взаимоотношениях.

По Вейнингеру (1991), кроме двух основных полов существуют «промежуточные формы пола». Мужское  и женское — это два полюса идеальных состояний (подобно физическим состояниям — идеальный газ, к  примеру). Они образуют два конца  континуума, а между ними располагаются  бесчисленные переходные ступени. К  примеру, это мужчины с женскими формами (широким тазом, большой  грудью, малой волосистостью тела) и женщины — с мужскими формами (с узкими бедрами, плоской грудью, низким голосом и усами). Причем это  не отклонение от нормы (гермафродитизм), а сама норма. Все индивиды в той  или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т. е. человек  по своей природе бисексуален  — одновременно и мужчина и  женщина. Чем больше в человеке выражено женское начало (сейчас бы мы сказали  — степень фемининности), тем  в большей степени он сексуален: таковы мужчины-донжуаны и многие женщины. Сексуальность и связанная с  нею любовь являются центром жизни  женщины: для нее имеет значение дефлорация, брачная ночь и т. и. Сексуальные  переживания женщины более богаты, чем у мужчины, в силу большей  площади эрогенных зон на ее теле. Она всегда сексуальна, а мужчина  — лишь временами (эти взгляды  на половые различия в сексуальном  поведении по-прежнему популярны).

Выбор сексуального партнера должен быть индивидуален. Признаком  «верного» партнера является непохожесть  его на других и самобытные критерии его оценки — для других непонятно, что же в нем такого привлекательного (сейчас, когда под влиянием средств  массовой коммуникации формируются  стереотипы — «секс-символы» и когда  мы знаем, что сексуальный образ  складывается и в бессознательном, это наблюдение выглядит очень тонким).

Особенность мужчин — их превосходство в восприятии, понятийном мышлении. Они воспринимают события, вещи расчлененно и последовательно, мышление и чувства отделены друг от друга. Женщины же воспринимают окружающее слитно, смутно, мышление и чувства  неразрывно связаны и существуют в форме «генид» (чего-то смутного, неуловимого и неопределенного, как ранние детские воспоминания или ускользнувшая мысль во время разговора).

Чувствительность (имеются в виду ощущения) у мужчин выше, чем у женщин, в том числе  болевая. Исключение составляет осязание, которое тоньше у женщин (последнее  подтвердилось в современных  исследованиях, а первое — нет; см. главу об ощущениях).

Можно продолжать дальше, но ограничимся тем, что уже было перечислено.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько  монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности  работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей (последние три автора — женщины); интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский  язык в 1898 г.

Однако настоящим  пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого  Г. Гейманса. Во-первых, его книга  «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Во-вторых, он сам провел два масштабных исследования. Его книга и исследования заслуживают подробного рассмотрения. Я перечислю некоторые положения из книги Г. Гейманса, которые актуальны и для современной гендерной психологии, а также приведу некоторые данные из его обзора исследований половых различий (по данным физиологов и врачей). Этот обзор демонстрирует состояние науки на начало XX в.

Различия между  женщинами и мужчинами носят  статистический характер — в виде тенденций, при этом конкретные мужчина  и женщина могут не соответствовать  этим тенденциям.

Женщин стали  изучать очень активно, но необходимо изучать и отдельно психологию мужчин.

Важен фактор пола исследователя. Мужчины (к примеру. Ч. Ломброзо и П. Мантегацца) недооценивают  сложность женской психики, а  женщины (Л. Мархольм, Р. Мейредер) преувеличивают ее.

У женщин обнаружен  меньший объем сознания. Поскольку  истерия чаще встречается у женщин, а для нее характерно суженное сознание, то объем сознания у женщин меньше, чем у мужчин. Мужчины могут разговаривать и заниматься делом, женщина способна делать только что-то одно (здесь, по-видимому, речь идет о распределении внимания). Женщина не рефлексирует и не осознает своих ощущений (например, усталости во время прогулки).

Внушаемость не связана с полом. Более внушаемы и поддаются чужому влиянию эмоциональные женщины и эмоциональные мужчины по сравнению с неэмоциональными представителями обоих полов (это очень важное наблюдение, которое получено в исследовании самим Геймансом: при изучении половых различий нельзя забывать о других типологиях испытуемых — в частности, о различиях в темпераменте).

Эмоциональность у женщин — их главное отличие  от мужчин. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы (хотя Ломброзо считал, что не следует смешивать проявление страданий с самим страданием). Психические заболевания в связи с эмоциональными причинами гораздо чаще ветречаются у женщин (3/4 случаев), чем у мужчин. Особенно это касается аффекта страха. Женщины эмоциональны в споре и пристрастны. Самоубийства из страха перед предстоящим наказанием чаще встречаются у женщин, чем у мужчин (49 н 19% соответственно). Женщины более чувствительны к иронии и насмешке, даже если это добродушные подшучивания друзей. Религиозные чувства также более выражены у женщин. Женщины более чувствительны к прекрасному, но хуже мужчин способны описать свои впечатления.

Женщины лучше воспринимают, но хуже наблюдают, что объясняется их меньшим интересом (и даже отвращением, как было установлено при исследовании американских студентов) к некоторым задачам. Женщины демонстрируют тонкую наблюдательность только в том, что их интересует. В целом одни вещи лучше воспринимают женщины, другие — мужчины. Для женщин характерен более строгий отбор материала при одновременном предъявлении.

Лучшая  память — у женщин. Но следует учитывать степень развития памяти. Более высокий процент исключительной памяти отмечен у мужчин, а хорошей и плохой — у женщин. Отсутствие интереса снижает память женщин (это касается, к примеру, правил орфографии, арифметических действий, железнодорожных путеводителей и исторических дат).

У женщин ассоциации смежности преобладают  над ассоциациями сходства. Были также получены противоречивые данные: одни из них говорят о том, что мужчины предпочитают.ассоциации от части к целому, а женщины — от целого к части, от предмета к качеству, но в то же время были получены противоположные результаты, свидетельствующие, что мужчины склонны к звуковым ассоциациям от целого к части, от объекта к действию, а женщины — от части к целому.

Представление и воображение. У женщин — более  живая фантазия ввиду их 
большей эмоциональности. Они обладают более отчетливыми и красочными 
образами. У них чаще бывают самопроизвольные галлюцинации (особенно у русских и бразильских женщин — по сравнению с англичанками). Женщины лучше мужчин воображают предстоящие разговоры и споры с собеседником — во всех подробностях. Они склонны преувеличивать свои страдания, опасения, надежды и разочарования.

При сравнении  умственных способностей мужчин и женщин важны критерии 
оценки.

Критерий способности к получению  высшего образования. Как среди мужчин, так и среди женщин есть более и менее способные к получению образования, в связи с чем необходимо уравнять возможности доступа к высшему образованию для обоих полов. По данным Гейманса, в Нидерландах, где женщины в то время составляли седьмую часть студенчества, они отличались более высокой академической успеваемостью. Немецкие профессора выделяли у студенток прежде всего прилежание и старательность, быстроту усвоения материала и способность к обучению, но в то же время и отсутствие способности к абстракции, связь умственной деятельности с чувствами и отсутствие собственных научных трудов.

Критерий высших достижений в области  науки, техники и искусства. По данным Гейманса, в некоторых указателях имен по истории науки женщин было всего от 4 до 8%. Из 54 тысяч патентов на изобретения только 6 были получены женщинами. Нет ни одного крупного изобретения или открытия, которое бы принадлежало женщинам. Однако Софи Герман и Софья Ковалевская сделали в области математики больше, чем многие мужчины. Но эти факты не свидетельствуют ни против, ни в пользу женского ума. Высокому развитию женщин препятствуют неблагоприятные социальные условия: характер воспитания девочек, невозможность сделать карьеру и связанная с этим низкая мотивация, предубеждения против ученых-женщин (удивительно, что почти все эти факторы сохранились до сих пор!). Приведем красноречивую цитату из Гейманса (1911, с. 91): «Делать выводы о способности женщин и мужчин к науке сейчас можно с таким же правом, как заключать о физическом превосходстве мужчин на основании состязания в беге, в котором принимали бы участие тысяча мальчиков и одна девочка, причем последняя была бы к тому же стеснена в своих движениях непрактичной одеждой, и в котором победу одержал бы один из мальчиков».

Критерий патологии. Среди мужчин гораздо чаще встречается идиотизм (по данным Гейманса, 100:79 с перевесом в пользу мужчин, по другим статистическим данным от 1880 г. среди идиотов — 9809 мужчин и 7827 женщин).

Критерий оригинальности. При рисовании геометрических фигур (любых) мужчины проявили гораздо большее разнообразие, чем женщины.

Критерий усвоения знаний. Исследование нескольких тысяч детей в Берлине показало, что простое и распространенное содержание лучше усваивают девочки, а трудное, специальное и исключительное — мальчики.

Критерий интереса к задаче. Американская исследовательница Хелен Томпсон предложила пять задач для решения женщинам н мужчинам (см. Приложение). У женщин некоторые задачи (например, разложить фигуры на шахматной доске) вызывали такое сильное отвращение, что они и не старались их решить. Другие задачи женщины решали или за одинаковое время с мужчинами, или даже опережая их в 2 раза.

Речь. Девочки начинают говорить раньше мальчиков, всю жизнь женщины говорят больше мужчин и в старости позднее становятся молчаливыми и скупыми на слова. Они дают более точные и отчетливые описания, поэтому судьи и врачи предпочитают обращаться за разъяснениями к женщинам.

И наконец, обратимся  к двум исследованиям, которые провел сам Гейманс.

Он попросил семейных врачей как можно подробнее описать  своих пациентов. В результате были получены следующие данные: 2519 мужчин-врачей представили 90 характеристик личности и поведения (на 1310 мужчин и 1209 женщин-пациентов) и только 147 женщин-врачей описали  по тем же параметрам 68 мужчин и 79 женщин-пациентов. Нетрудно заметить, что в основном это были наблюдения мужчин за пациентами обоего пола. Тем не менее данные Гейманса, благодаря научной обстоятельности  и добросовестности автора, стали популярны в психологии половых различий на многие годы и, по моему мнению, очень сильно повлияли на житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, сформировав бытующие до сих пор гендерные стереотипы.

В другом исследовании Гейманса, столь же впечатляющем для  того времени, были опрошены дети —  учащиеся гимназий и реальных училищ, всего 2757 мальчиков и 701 девочка. В  итоге было получено более 80 описаний личностных характеристик и поведения (см. Приложение, табл. 1 и 2). Заметим, что  в обоих исследованиях приводились  лишь данные о сравнении процентов (по упоминанию характеристик, присущих мужчинам и женщинам). Ни о каких  значимых различиях речь, таким образом, не шла, и мы можем говорить лишь о тенденциях, присущих каждому полу.

Анализируя эти  данные, необходимо учитывать два  следующих условия: а) признавать реальность половых различий только тогда, когда разница, свидетельствующая о преобладании тех или иных психических качеств у мужчин или у женщин, составляет не менее 10% и б) рассматривать только те результаты, в которых хотя бы один пол имеет показатели не менее 20% (это означает, что по крайней мере пятая часть испытуемых или экспертов пришла к единому мнению, что данная характеристика личности или поведения замечена у мужчин или женщин). В остальных случаях следует считать, что различия между полами, выявленные в данном исследовании, отсутствуют.

Информация о работе История проблемы гендерного воспитания