Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:35, реферат
Начало изучения гендерных стереотипов относят к пятидесятым годам XX века, когда основной целью исследований психологов и социологов было выявление типологические представления мужчин о женщинах и женщин о мужчинах. По результатам изысканий было выяснено, что позитивный образ мужчины респонденты сформировали из понятий, ассоциирующихся с компетентностью, рационализмом, активностью. Положительный образ женщины описывался с помощью понятий общительность, эмоциональная поддержка, теплота.
Соответственно мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т. п.
Для мужчин также характерна индивидуальность во внешности и характере, отсутствующая у женщин. Эти различия объясняются строением тела: у мужчин оно угловатое, определенное, резко очерченное, а у женщин — волнообразное и мягкое.
Последний аргумент мы не рассматриваем в силу его наивности. Что же касается других различий, то они просто плод умозрительных построений автора. Хотя он и ссылается на «доказательства психологов» (в основном на труды немецкого ученого Рудольфа Лотце, автора «Медицинской психологии» (1852)), в то время психология половых различий еще не располагала подобными доказательствами, так как ее, по существу, еще не было.
В более поздних исследованиях многие предположения о различии полов не подтвердились (в частности, мужчины превосходили женщин по скорости почти всех реакций), другие же получили свое подтверждение (характер речевого поведения мужчин и женщин, большая оригинальность мужчин).
Работа австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903) «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам).
Сенсационна была сама история появления книги. Выпустив ее, 23-летний Вейнингер покончил с собой. Мысли, высказанные в ней, были новы и нарушали общепринятые нормы морали. Но нас интересуют только те из них, которые были продуктивны для дальнейшего развития гендерной психологии. Это идеи: а) о бисексуальности и андрогинии; б) о половых различиях в психике; в) о гендерных сексуальных взаимоотношениях.
По Вейнингеру (1991),
кроме двух основных полов существуют
«промежуточные формы пола». Мужское
и женское — это два полюса
идеальных состояний (подобно физическим
состояниям — идеальный газ, к
примеру). Они образуют два конца
континуума, а между ними располагаются
бесчисленные переходные ступени. К
примеру, это мужчины с женскими
формами (широким тазом, большой
грудью, малой волосистостью тела)
и женщины — с мужскими формами
(с узкими бедрами, плоской грудью,
низким голосом и усами). Причем это
не отклонение от нормы (гермафродитизм),
а сама норма. Все индивиды в той
или иной мере обладают и мужскими
и женскими чертами, т. е. человек
по своей природе бисексуален
— одновременно и мужчина и
женщина. Чем больше в человеке выражено
женское начало (сейчас бы мы сказали
— степень фемининности), тем
в большей степени он сексуален:
таковы мужчины-донжуаны и многие женщины.
Сексуальность и связанная с
нею любовь являются центром жизни
женщины: для нее имеет значение
дефлорация, брачная ночь и т. и. Сексуальные
переживания женщины более
Выбор сексуального партнера должен быть индивидуален. Признаком «верного» партнера является непохожесть его на других и самобытные критерии его оценки — для других непонятно, что же в нем такого привлекательного (сейчас, когда под влиянием средств массовой коммуникации формируются стереотипы — «секс-символы» и когда мы знаем, что сексуальный образ складывается и в бессознательном, это наблюдение выглядит очень тонким).
Особенность мужчин — их превосходство в восприятии, понятийном мышлении. Они воспринимают события, вещи расчлененно и последовательно, мышление и чувства отделены друг от друга. Женщины же воспринимают окружающее слитно, смутно, мышление и чувства неразрывно связаны и существуют в форме «генид» (чего-то смутного, неуловимого и неопределенного, как ранние детские воспоминания или ускользнувшая мысль во время разговора).
Чувствительность (имеются в виду ощущения) у мужчин выше, чем у женщин, в том числе болевая. Исключение составляет осязание, которое тоньше у женщин (последнее подтвердилось в современных исследованиях, а первое — нет; см. главу об ощущениях).
Можно продолжать дальше, но ограничимся тем, что уже было перечислено.
В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей (последние три автора — женщины); интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский язык в 1898 г.
Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Во-первых, его книга «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Во-вторых, он сам провел два масштабных исследования. Его книга и исследования заслуживают подробного рассмотрения. Я перечислю некоторые положения из книги Г. Гейманса, которые актуальны и для современной гендерной психологии, а также приведу некоторые данные из его обзора исследований половых различий (по данным физиологов и врачей). Этот обзор демонстрирует состояние науки на начало XX в.
Различия между женщинами и мужчинами носят статистический характер — в виде тенденций, при этом конкретные мужчина и женщина могут не соответствовать этим тенденциям.
Женщин стали изучать очень активно, но необходимо изучать и отдельно психологию мужчин.
Важен фактор пола исследователя. Мужчины (к примеру. Ч. Ломброзо и П. Мантегацца) недооценивают сложность женской психики, а женщины (Л. Мархольм, Р. Мейредер) преувеличивают ее.
У женщин обнаружен меньший объем сознания. Поскольку истерия чаще встречается у женщин, а для нее характерно суженное сознание, то объем сознания у женщин меньше, чем у мужчин. Мужчины могут разговаривать и заниматься делом, женщина способна делать только что-то одно (здесь, по-видимому, речь идет о распределении внимания). Женщина не рефлексирует и не осознает своих ощущений (например, усталости во время прогулки).
Внушаемость не связана с полом. Более внушаемы и поддаются чужому влиянию эмоциональные женщины и эмоциональные мужчины по сравнению с неэмоциональными представителями обоих полов (это очень важное наблюдение, которое получено в исследовании самим Геймансом: при изучении половых различий нельзя забывать о других типологиях испытуемых — в частности, о различиях в темпераменте).
Эмоциональность у женщин — их главное отличие от мужчин. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы (хотя Ломброзо считал, что не следует смешивать проявление страданий с самим страданием). Психические заболевания в связи с эмоциональными причинами гораздо чаще ветречаются у женщин (3/4 случаев), чем у мужчин. Особенно это касается аффекта страха. Женщины эмоциональны в споре и пристрастны. Самоубийства из страха перед предстоящим наказанием чаще встречаются у женщин, чем у мужчин (49 н 19% соответственно). Женщины более чувствительны к иронии и насмешке, даже если это добродушные подшучивания друзей. Религиозные чувства также более выражены у женщин. Женщины более чувствительны к прекрасному, но хуже мужчин способны описать свои впечатления.
Женщины лучше воспринимают, но хуже наблюдают, что объясняется их меньшим интересом (и даже отвращением, как было установлено при исследовании американских студентов) к некоторым задачам. Женщины демонстрируют тонкую наблюдательность только в том, что их интересует. В целом одни вещи лучше воспринимают женщины, другие — мужчины. Для женщин характерен более строгий отбор материала при одновременном предъявлении.
Лучшая память — у женщин. Но следует учитывать степень развития памяти. Более высокий процент исключительной памяти отмечен у мужчин, а хорошей и плохой — у женщин. Отсутствие интереса снижает память женщин (это касается, к примеру, правил орфографии, арифметических действий, железнодорожных путеводителей и исторических дат).
У женщин ассоциации смежности преобладают над ассоциациями сходства. Были также получены противоречивые данные: одни из них говорят о том, что мужчины предпочитают.ассоциации от части к целому, а женщины — от целого к части, от предмета к качеству, но в то же время были получены противоположные результаты, свидетельствующие, что мужчины склонны к звуковым ассоциациям от целого к части, от объекта к действию, а женщины — от части к целому.
Представление
и воображение. У женщин — более
живая фантазия ввиду их
большей эмоциональности. Они обладают
более отчетливыми и красочными
образами. У них чаще бывают самопроизвольные
галлюцинации (особенно у русских и бразильских
женщин — по сравнению с англичанками).
Женщины лучше мужчин воображают предстоящие
разговоры и споры с собеседником — во
всех подробностях. Они склонны преувеличивать
свои страдания, опасения, надежды и разочарования.
При сравнении
умственных способностей мужчин и женщин
важны критерии
оценки.
Критерий способности к
Критерий высших достижений в области науки, техники и искусства. По данным Гейманса, в некоторых указателях имен по истории науки женщин было всего от 4 до 8%. Из 54 тысяч патентов на изобретения только 6 были получены женщинами. Нет ни одного крупного изобретения или открытия, которое бы принадлежало женщинам. Однако Софи Герман и Софья Ковалевская сделали в области математики больше, чем многие мужчины. Но эти факты не свидетельствуют ни против, ни в пользу женского ума. Высокому развитию женщин препятствуют неблагоприятные социальные условия: характер воспитания девочек, невозможность сделать карьеру и связанная с этим низкая мотивация, предубеждения против ученых-женщин (удивительно, что почти все эти факторы сохранились до сих пор!). Приведем красноречивую цитату из Гейманса (1911, с. 91): «Делать выводы о способности женщин и мужчин к науке сейчас можно с таким же правом, как заключать о физическом превосходстве мужчин на основании состязания в беге, в котором принимали бы участие тысяча мальчиков и одна девочка, причем последняя была бы к тому же стеснена в своих движениях непрактичной одеждой, и в котором победу одержал бы один из мальчиков».
Критерий патологии. Среди мужчин гораздо чаще встречается идиотизм (по данным Гейманса, 100:79 с перевесом в пользу мужчин, по другим статистическим данным от 1880 г. среди идиотов — 9809 мужчин и 7827 женщин).
Критерий оригинальности. При рисовании геометрических фигур (любых) мужчины проявили гораздо большее разнообразие, чем женщины.
Критерий усвоения знаний. Исследование нескольких тысяч детей в Берлине показало, что простое и распространенное содержание лучше усваивают девочки, а трудное, специальное и исключительное — мальчики.
Критерий интереса к задаче. Американская исследовательница Хелен Томпсон предложила пять задач для решения женщинам н мужчинам (см. Приложение). У женщин некоторые задачи (например, разложить фигуры на шахматной доске) вызывали такое сильное отвращение, что они и не старались их решить. Другие задачи женщины решали или за одинаковое время с мужчинами, или даже опережая их в 2 раза.
Речь. Девочки начинают говорить раньше мальчиков, всю жизнь женщины говорят больше мужчин и в старости позднее становятся молчаливыми и скупыми на слова. Они дают более точные и отчетливые описания, поэтому судьи и врачи предпочитают обращаться за разъяснениями к женщинам.
И наконец, обратимся к двум исследованиям, которые провел сам Гейманс.
Он попросил семейных
врачей как можно подробнее описать
своих пациентов. В результате были
получены следующие данные: 2519 мужчин-врачей
представили 90 характеристик личности
и поведения (на 1310 мужчин и 1209 женщин-пациентов)
и только 147 женщин-врачей описали
по тем же параметрам 68 мужчин и 79 женщин-пациентов.
Нетрудно заметить, что в основном
это были наблюдения мужчин за пациентами
обоего пола. Тем не менее данные
Гейманса, благодаря научной
В другом исследовании
Гейманса, столь же впечатляющем для
того времени, были опрошены дети —
учащиеся гимназий и реальных училищ,
всего 2757 мальчиков и 701 девочка. В
итоге было получено более 80 описаний
личностных характеристик и поведения
(см. Приложение, табл. 1 и 2). Заметим, что
в обоих исследованиях
Анализируя эти данные, необходимо учитывать два следующих условия: а) признавать реальность половых различий только тогда, когда разница, свидетельствующая о преобладании тех или иных психических качеств у мужчин или у женщин, составляет не менее 10% и б) рассматривать только те результаты, в которых хотя бы один пол имеет показатели не менее 20% (это означает, что по крайней мере пятая часть испытуемых или экспертов пришла к единому мнению, что данная характеристика личности или поведения замечена у мужчин или женщин). В остальных случаях следует считать, что различия между полами, выявленные в данном исследовании, отсутствуют.