Формирование социального интеллекта у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, его взаимосвязь с социометрическим статусом и общим интеллектом.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта.
2. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.
3. Изучить особенности социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
4. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников.
5. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и общего интеллекта младших школьников.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………….………3
1 Психолого-педагогические исследования в области
социального интеллекта………………….………………………………………6
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых……………………………………………...……………….6
1.2 Структурные особенности социального интеллекта……………..……….10
1.3 Факторы, влияющие на становление социального интеллекта в
младшем школьном возрасте…………………………………………………...15
2 Экспериментальное исследование особенностей социального
интеллекта в младшем школьном возрасте…………..………………………..21
2.1 Организация и методы исследования………………………………………21
2.2 Изучение социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях……………………………..23
2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников……………………………………………………………30
2.4 Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития социального интеллекта младших школьников…………………………….…32
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………….….36
Приложение А Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье……………………………….………………………………….38
Приложение Б Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и неполной семье…………………………………………………...………...……40
Приложение В Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища
по парте» ………………………………………….…………………………..…42

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка М., 1997.

Матейчек 3.Н. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чешского. М. 1992

Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта : руководство по использованию. СПб., 1996.

Мухина В. С. Возрастная психология (Феноменология развития). М., 2007.

Психология  межличностного познания / Под ред. Бодалева А.А. М., 1981.

Савенков А.И. Концепция социального интеллекта // Одаренный ребенок. 2006 . №1.

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры  и динамики родительского отношения// Вопросы психологии. 1999. №3.

Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.  М., 2003.

Спиваковская А.С. Как быть родителями. М. 1986.

Стернберг Р.  Практический интеллект. Санкт Петербург, 2002 

Целуйко, В.М. Неполная семья / В.М. Целуйко. Волгоград, 2006.

Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального  интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005. №6.

Чеснокова О.Б. Методы диагностики социального  интеллекта в детском возрасте //Психологическая  диагностика. 2008. № 3.

Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности /В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, 1984.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Результаты  исследования особенностей социального  интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье

 

 

Таблица А 4 Результаты исследования социального интеллекта младших 

школьников, воспитывающихся в полной семье

 

№ п\п

Испытуемый

Субтесты

Общая оценка

1

2

3

4

балл

КО

балл

КО

балл

КО

балл

КО

балл

КО

1

Алена П

7

3

7

3

11

4

5

3

30

3

2

Анна С

7

3

7

3

8

3

6

3

28

3

2

Влад С

8

3

8

3

9

3

10

4

35

3

4

Влад А

9

3

9

3

11

4

10

4

39

4

5

Володя К

6

3

7

3

10

4

5

3

28

3

6

Даниил Ж

10

4

9

3

11

4

9

4

39

4

7

Жанна Ш

8

3

7

3

7

3

8

3

30

3

8

Ирина Р

10

4

8

3

7

3

8

3

33

3

9

Кристина В

11

4

10

4

10

4

8

3

39

4

10

Ксения К

6

3

6

3

7

3

5

3

24

2

11

Лена Т

8

3

11

4

10

4

9

4

38

4

12

Настя Т

9

3

10

4

10

4

9

4

38

4

13

Тано М

9

3

9

3

10

4

10

4

38

4

14

Тимур Л

6

3

5

2

6

3

6

3

23

2

15

Эдуард К

7

3

5

2

7

3

8

3

27

3

16

Эльвира К

9

3

9

3

11

4

10

4

39

4

17

Эрих Г

8

3

8

3

9

3

10

4

35

3

18

Яна П

9

3

10

4

11

4

9

4

39

4

19

Ярослав Н

8

3

7

3

10

4

9

4

36

3


 

 

 

\

 

 

п\п

Испытуемый

Субтесты

Общая оценка

1

2

3

4

балл

КО

балл

КО

балл

КО

балл

КО

балл

КО

1

Аделина Д

8

3

8

3

11

4

8

3

35

3

2.

Анна Ш.

8

3

9

3

7

3

9

4

33

3

3.

Артем М.

4

2

5

2

6

3

4

2

19

2

4.

Артем С.

7

3

10

4

8

3

5

2

35

3

5.

Вадим Е.

9

3

10

4

7

3

8

3

34

3

6.

Вероника К.

10

4

3

2

5

2

4

2

22

2

7.

Вика Ч.

6

3

5

2

3

2

5

2

19

2

8.

Владимир Г.

5

2

5

2

4

2

3

2

17

2

9.

Даша Ш.

5

2

9

3

9

3

9

3

32

3

10.

Дима К.

8

3

10

4

8

3

3

2

29

3

11.

Даниил Н.

5

2

4

2

2

1

5

2

16

2

12.

Иван Г.

9

3

3

2

4

2

4

2

20

2

13.

Ксения Д.

9

3

8

3

10

4

9

4

36

3

14.

Ксения Ж.

8

3

9

3

10

4

6

3

33

3

15.

Лина Б.

3

2

2

1

3

2

2

2

11

1

16.

Максим В.

6

3

7

3

9

3

6

3

28

3

17.

Наташа К.

9

3

10

4

4

2

9

3

32

3

18.

Полина Г.

4

2

2

1

2

1

3

2

11

1

19.

Софья Е.

10

4

8

3

8

3

8

3

34

3




Таблица А 5 Результаты исследования социального интеллекта младших

школьников, воспитывающихся  в неполной семье

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Результаты  уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся  в полной семье и неполной семье

 

Таблица Б 6 Результаты уровня развития социального интеллекта и

   статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье

ФИ

Уровень развития социального интеллекта

Статусное положение  ребенка

Уровень общего интеллекта

   

балл

КО

     

1

Алена П

30

3

средний

3«принятые»

средний

2

Анна С

28

3

средний

3«принятые»

средний

3

Влад  С

35

3

средний

2«предпочитаемые»

Ниже среднего

4

Влад А

39

4

выше среднего

1«звезды»

средний

5

Володя К

28

3

средний

2«предпочитаемые»

средний

6

Даниил Ж

39

4

выше среднего

2«предпочитаемые»

средний

7

Жанна Ш

30

3

средний

2«предпочитаемые»

средний

8

Ирина Р

33

3

средний

3«принятые»

Выше среднего

9

Кристина В

39

4

выше среднего

2«предпочитаемые»

средний

10

Ксения К

24

2

ниже среднего

3«принятые»

средний

11

Лена Т

38

4

выше среднего

2«предпочитаемые»

средний

12

Настя Т

38

4

выше среднего

2«предпочитаемые»

средний

13

Тану М

38

4

выше среднего

1«звезды»

Выше среднего

14

Тимур Л

23

2

ниже среднего

3«принятые»

средний

15

Эдуард К

27

3

средний

2«предпочитаемые»

средний

16

Эльвира К

39

4

выше среднего

3«принятые»

средний

17

Эрих Г

35

3

средний

2«предпочитаемые»

Ниже среднего

18

Яна П

39

4

выше среднего

2«предпочитаемые»

средний

19

Ярослав Ч

36

3

средний

3«принятые»

Выше среднего




 

 

 

 

Таблица Б 7 Результаты уровня развития социального интеллекта и

статусного  положения детей, воспитывающихся  в неполной

   семье.

ФИ

Уровень развития социального интеллекта

Статусное положение  ребенка

успеваемость

   

балл

КО

     

1

Аделина Д

35

3

средний

2«предпочитаемые»

Ниже среднего

2

Анна Ш.

33

3

средний

2«предпочитаемые»

средний

3

Артем М.

19

2

Ниже среднего

3«принятые»

Высокий

4

Артем С.

35

3

средний

2«предпочитаемые»

средний

5

Вадим Е.

34

3

средний

2«предпочитаемые»

Выше среднего

6

Вероника К.

22

2

Ниже среднего

2«предпочитаемые»

Выше среднего

7

Вика Ч.

19

2

Ниже среднего

2«предпочитаемые»

средний

8

Владимир Г.

17

2

Ниже среднего

3«принятые»

средний

9

Даша Ш.

32

3

средний

2«предпочитаемые»

Выше среднего

10

Дима К.

29

3

средний

1«звезды»

средний

11

Даниил Н.

16

2

Ниже среднего

3«принятые»

Выше среднего

12

Иван Г.

20

2

Ниже среднего

3«принятые»

Выше среднего

13

Ксения Д.

36

3

средний

3«принятые»

высокий

14

Ксения Ж.

33

3

средний

2«предпочитаемые»

средний

15

Лина Б.

11

1

низкий

3«принятые»

средний

16

Максим В.

28

3

средний

3«принятые»

Ниже среднего

17

Наташа К.

32

3

средний

2«предпочитаемые»

средний

18

Полина Г.

11

1

низкий

3«принятые»

Выше среднего

19

Софья Е.

34

3

Средний

2«предпочитаемые»

Выше среднего




 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Матрица  результатов  эксперимента «Выбор товарища по парте»

 

Таблица В 8- Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища по

парте» 3 «Г»  класс

 

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Аделина Д

1

       

+

                   

Алена П

2

             

+

             

Анна С

3

         

+

 

+

             

Артем М

4

+

         

+

 

+

           

Вероника

5

                 

+

 

+

     

Вика Ч

6

       

+

           

+

     

Влад А

7

                 

+

   

+

 

+

Влад С

8

                 

+

         

Володя К

9

           

+

+

             

Даниил Ж

10

                   

+

   

+

 

Даша Ш

11

       

+

+

 

+

             

Дима С

12

 

+

         

+

       

+

   

Жанна Ш

13

     

+

             

+

     

Ирина Р

14

         

+

 

+

+

           

КристинаВ

15

   

+

                   

+

 

Ксения Д

16

                             

Ксения К

17

             

+

             

Лена Т

18

                             

Максим В

19

+

       

+

                 

Настя Т

20

     

+

       

+

           

Тано М

21

                   

+

     

+

Тимур Л

22

                     

+

     

Эдуард К

23

                       

+

 

+

Эльвира К

24

             

+

     

+

     

Эрих Г

25

           

+

+

     

+

     

Яна П

26

                           

+

Ярослав Н

27

                   

+

+

     

Число полученных выборов

 

3

1

1

2

3

4

3

9

3

3

3

6

3

2

4

Информация о работе Формирование социального интеллекта у младших школьников