Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, его взаимосвязь с социометрическим статусом и общим интеллектом.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта.
2. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.
3. Изучить особенности социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
4. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников.
5. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и общего интеллекта младших школьников.
Введение.………………………………………………………………….………3
1 Психолого-педагогические исследования в области
социального интеллекта………………….………………………………………6
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых……………………………………………...……………….6
1.2 Структурные особенности социального интеллекта……………..……….10
1.3 Факторы, влияющие на становление социального интеллекта в
младшем школьном возрасте…………………………………………………...15
2 Экспериментальное исследование особенностей социального
интеллекта в младшем школьном возрасте…………..………………………..21
2.1 Организация и методы исследования………………………………………21
2.2 Изучение социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях……………………………..23
2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников……………………………………………………………30
2.4 Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития социального интеллекта младших школьников…………………………….…32
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………….….36
Приложение А Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье……………………………….………………………………….38
Приложение Б Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и неполной семье…………………………………………………...………...……40
Приложение В Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища
по парте» ………………………………………….…………………………..…42
Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка М., 1997.
Матейчек 3.Н. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чешского. М. 1992
Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта : руководство по использованию. СПб., 1996.
Мухина В. С. Возрастная психология (Феноменология развития). М., 2007.
Психология межличностного познания / Под ред. Бодалева А.А. М., 1981.
Савенков А.И.
Концепция социального
Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопросы психологии. 1999. №3.
Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.
Спиваковская А.С. Как быть родителями. М. 1986.
Стернберг Р. Практический интеллект. Санкт Петербург, 2002
Целуйко, В.М. Неполная семья / В.М. Целуйко. Волгоград, 2006.
Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005. №6.
Чеснокова О.Б. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте //Психологическая диагностика. 2008. № 3.
Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности /В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, 1984.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье
Таблица А 4 Результаты исследования социального интеллекта младших
школьников, воспитывающихся в полной семье
№ п\п |
Испытуемый |
Субтесты |
Общая оценка | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
балл |
КО | ||||||
балл |
КО |
балл |
КО |
балл |
КО |
балл |
КО | ||||
1 |
Алена П |
7 |
3 |
7 |
3 |
11 |
4 |
5 |
3 |
30 |
3 |
2 |
Анна С |
7 |
3 |
7 |
3 |
8 |
3 |
6 |
3 |
28 |
3 |
2 |
Влад С |
8 |
3 |
8 |
3 |
9 |
3 |
10 |
4 |
35 |
3 |
4 |
Влад А |
9 |
3 |
9 |
3 |
11 |
4 |
10 |
4 |
39 |
4 |
5 |
Володя К |
6 |
3 |
7 |
3 |
10 |
4 |
5 |
3 |
28 |
3 |
6 |
Даниил Ж |
10 |
4 |
9 |
3 |
11 |
4 |
9 |
4 |
39 |
4 |
7 |
Жанна Ш |
8 |
3 |
7 |
3 |
7 |
3 |
8 |
3 |
30 |
3 |
8 |
Ирина Р |
10 |
4 |
8 |
3 |
7 |
3 |
8 |
3 |
33 |
3 |
9 |
Кристина В |
11 |
4 |
10 |
4 |
10 |
4 |
8 |
3 |
39 |
4 |
10 |
Ксения К |
6 |
3 |
6 |
3 |
7 |
3 |
5 |
3 |
24 |
2 |
11 |
Лена Т |
8 |
3 |
11 |
4 |
10 |
4 |
9 |
4 |
38 |
4 |
12 |
Настя Т |
9 |
3 |
10 |
4 |
10 |
4 |
9 |
4 |
38 |
4 |
13 |
Тано М |
9 |
3 |
9 |
3 |
10 |
4 |
10 |
4 |
38 |
4 |
14 |
Тимур Л |
6 |
3 |
5 |
2 |
6 |
3 |
6 |
3 |
23 |
2 |
15 |
Эдуард К |
7 |
3 |
5 |
2 |
7 |
3 |
8 |
3 |
27 |
3 |
16 |
Эльвира К |
9 |
3 |
9 |
3 |
11 |
4 |
10 |
4 |
39 |
4 |
17 |
Эрих Г |
8 |
3 |
8 |
3 |
9 |
3 |
10 |
4 |
35 |
3 |
18 |
Яна П |
9 |
3 |
10 |
4 |
11 |
4 |
9 |
4 |
39 |
4 |
19 |
Ярослав Н |
8 |
3 |
7 |
3 |
10 |
4 |
9 |
4 |
36 |
3 |
\
№ п\п |
Испытуемый |
Субтесты |
Общая оценка | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
балл |
КО | ||||||
балл |
КО |
балл |
КО |
балл |
КО |
балл |
КО | ||||
1 |
Аделина Д |
8 |
3 |
8 |
3 |
11 |
4 |
8 |
3 |
35 |
3 |
2. |
Анна Ш. |
8 |
3 |
9 |
3 |
7 |
3 |
9 |
4 |
33 |
3 |
3. |
Артем М. |
4 |
2 |
5 |
2 |
6 |
3 |
4 |
2 |
19 |
2 |
4. |
Артем С. |
7 |
3 |
10 |
4 |
8 |
3 |
5 |
2 |
35 |
3 |
5. |
Вадим Е. |
9 |
3 |
10 |
4 |
7 |
3 |
8 |
3 |
34 |
3 |
6. |
Вероника К. |
10 |
4 |
3 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
22 |
2 |
7. |
Вика Ч. |
6 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
5 |
2 |
19 |
2 |
8. |
Владимир Г. |
5 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
17 |
2 |
9. |
Даша Ш. |
5 |
2 |
9 |
3 |
9 |
3 |
9 |
3 |
32 |
3 |
10. |
Дима К. |
8 |
3 |
10 |
4 |
8 |
3 |
3 |
2 |
29 |
3 |
11. |
Даниил Н. |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
5 |
2 |
16 |
2 |
12. |
Иван Г. |
9 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
20 |
2 |
13. |
Ксения Д. |
9 |
3 |
8 |
3 |
10 |
4 |
9 |
4 |
36 |
3 |
14. |
Ксения Ж. |
8 |
3 |
9 |
3 |
10 |
4 |
6 |
3 |
33 |
3 |
15. |
Лина Б. |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
1 |
16. |
Максим В. |
6 |
3 |
7 |
3 |
9 |
3 |
6 |
3 |
28 |
3 |
17. |
Наташа К. |
9 |
3 |
10 |
4 |
4 |
2 |
9 |
3 |
32 |
3 |
18. |
Полина Г. |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
11 |
1 |
19. |
Софья Е. |
10 |
4 |
8 |
3 |
8 |
3 |
8 |
3 |
34 |
3 |
Таблица А 5 Результаты исследования социального интеллекта младших
школьников, воспитывающихся в неполной семье
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и неполной семье
Таблица Б 6 Результаты уровня развития социального интеллекта и
статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье
№ |
ФИ |
Уровень развития социального интеллекта |
Статусное положение ребенка |
Уровень общего интеллекта | ||
балл |
КО |
|||||
1 |
Алена П |
30 |
3 |
средний |
3«принятые» |
средний |
2 |
Анна С |
28 |
3 |
средний |
3«принятые» |
средний |
3 |
Влад С |
35 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
Ниже среднего |
4 |
Влад А |
39 |
4 |
выше среднего |
1«звезды» |
средний |
5 |
Володя К |
28 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
средний |
6 |
Даниил Ж |
39 |
4 |
выше среднего |
2«предпочитаемые» |
средний |
7 |
Жанна Ш |
30 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
средний |
8 |
Ирина Р |
33 |
3 |
средний |
3«принятые» |
Выше среднего |
9 |
Кристина В |
39 |
4 |
выше среднего |
2«предпочитаемые» |
средний |
10 |
Ксения К |
24 |
2 |
ниже среднего |
3«принятые» |
средний |
11 |
Лена Т |
38 |
4 |
выше среднего |
2«предпочитаемые» |
средний |
12 |
Настя Т |
38 |
4 |
выше среднего |
2«предпочитаемые» |
средний |
13 |
Тану М |
38 |
4 |
выше среднего |
1«звезды» |
Выше среднего |
14 |
Тимур Л |
23 |
2 |
ниже среднего |
3«принятые» |
средний |
15 |
Эдуард К |
27 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
средний |
16 |
Эльвира К |
39 |
4 |
выше среднего |
3«принятые» |
средний |
17 |
Эрих Г |
35 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
Ниже среднего |
18 |
Яна П |
39 |
4 |
выше среднего |
2«предпочитаемые» |
средний |
19 |
Ярослав Ч |
36 |
3 |
средний |
3«принятые» |
Выше среднего |
Таблица Б 7 Результаты уровня развития социального интеллекта и
статусного положения детей, воспитывающихся в неполной
семье.
№ |
ФИ |
Уровень развития социального интеллекта |
Статусное положение ребенка |
успеваемость | ||
балл |
КО |
|||||
1 |
Аделина Д |
35 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
Ниже среднего |
2 |
Анна Ш. |
33 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
средний |
3 |
Артем М. |
19 |
2 |
Ниже среднего |
3«принятые» |
Высокий |
4 |
Артем С. |
35 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
средний |
5 |
Вадим Е. |
34 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
Выше среднего |
6 |
Вероника К. |
22 |
2 |
Ниже среднего |
2«предпочитаемые» |
Выше среднего |
7 |
Вика Ч. |
19 |
2 |
Ниже среднего |
2«предпочитаемые» |
средний |
8 |
Владимир Г. |
17 |
2 |
Ниже среднего |
3«принятые» |
средний |
9 |
Даша Ш. |
32 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
Выше среднего |
10 |
Дима К. |
29 |
3 |
средний |
1«звезды» |
средний |
11 |
Даниил Н. |
16 |
2 |
Ниже среднего |
3«принятые» |
Выше среднего |
12 |
Иван Г. |
20 |
2 |
Ниже среднего |
3«принятые» |
Выше среднего |
13 |
Ксения Д. |
36 |
3 |
средний |
3«принятые» |
высокий |
14 |
Ксения Ж. |
33 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
средний |
15 |
Лина Б. |
11 |
1 |
низкий |
3«принятые» |
средний |
16 |
Максим В. |
28 |
3 |
средний |
3«принятые» |
Ниже среднего |
17 |
Наташа К. |
32 |
3 |
средний |
2«предпочитаемые» |
средний |
18 |
Полина Г. |
11 |
1 |
низкий |
3«принятые» |
Выше среднего |
19 |
Софья Е. |
34 |
3 |
Средний |
2«предпочитаемые» |
Выше среднего |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища по парте»
Таблица В 8- Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища по
парте» 3 «Г» класс
Имя |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Аделина Д |
1 |
+ |
||||||||||||||
Алена П |
2 |
+ |
||||||||||||||
Анна С |
3 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Артем М |
4 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
Вероника |
5 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Вика Ч |
6 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Влад А |
7 |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||
Влад С |
8 |
+ |
||||||||||||||
Володя К |
9 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Даниил Ж |
10 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Даша Ш |
11 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
Дима С |
12 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
Жанна Ш |
13 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Ирина Р |
14 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
КристинаВ |
15 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Ксения Д |
16 |
|||||||||||||||
Ксения К |
17 |
+ |
||||||||||||||
Лена Т |
18 |
|||||||||||||||
Максим В |
19 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Настя Т |
20 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Тано М |
21 |
+ |
+ | |||||||||||||
Тимур Л |
22 |
+ |
||||||||||||||
Эдуард К |
23 |
+ |
+ | |||||||||||||
Эльвира К |
24 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Эрих Г |
25 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
Яна П |
26 |
+ | ||||||||||||||
Ярослав Н |
27 |
+ |
+ |
|||||||||||||
Число полученных выборов |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
9 |
3 |
3 |
3 |
6 |
3 |
2 |
4 |
Информация о работе Формирование социального интеллекта у младших школьников