Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, его взаимосвязь с социометрическим статусом и общим интеллектом.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта.
2. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.
3. Изучить особенности социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
4. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников.
5. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и общего интеллекта младших школьников.
Введение.………………………………………………………………….………3
1 Психолого-педагогические исследования в области
социального интеллекта………………….………………………………………6
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых……………………………………………...……………….6
1.2 Структурные особенности социального интеллекта……………..……….10
1.3 Факторы, влияющие на становление социального интеллекта в
младшем школьном возрасте…………………………………………………...15
2 Экспериментальное исследование особенностей социального
интеллекта в младшем школьном возрасте…………..………………………..21
2.1 Организация и методы исследования………………………………………21
2.2 Изучение социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях……………………………..23
2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников……………………………………………………………30
2.4 Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития социального интеллекта младших школьников…………………………….…32
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………….….36
Приложение А Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье……………………………….………………………………….38
Приложение Б Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и неполной семье…………………………………………………...………...……40
Приложение В Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища
по парте» ………………………………………….…………………………..…42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………………………………………………………
1 Психолого-педагогические исследования в области
социального интеллекта………………….………………………………
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых………………………………
1.2 Структурные особенности социального интеллекта……………..……….10
1.3 Факторы, влияющие
на становление социального
младшем школьном возрасте…………………………………………………...
2 Экспериментальное исследование особенностей социального
интеллекта в младшем школьном возрасте…………..………………………..21
2.1 Организация
и методы исследования………………………
2.2 Изучение социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях……………………………..23
2.3 Взаимосвязь
социального интеллекта и
2.4 Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития социального интеллекта младших школьников…………………………….…32
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….….36
Приложение
А Результаты исследования особенностей
социального интеллекта у младших школьников,
воспитывающихся в полной семье и неполной
семье……………………………….………………………………
Приложение Б Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и
неполной семье…………………………………………
Приложение В Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища
по парте» ………………………………………….…………………………..…
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека.
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Одним из важных
направлений теоретического анализа
проблемы социального интеллекта рассматривается
вопрос о его соотношении с
интеллектуальными
Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, его взаимосвязь с социометрическим статусом и общим интеллектом.
Объект исследования: социальный интеллект, как способность к познанию социальных явлений, которая составляет один из компонентов социальных умений и компетентности.
Предмет исследования: особенности социального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
2. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.
3. Изучить особенности
социального интеллекта у
4. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников.
5. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и общего интеллекта младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях, существуют взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом, связь между общим интеллектом и социальным интеллектом детей младшего школьного возраста неоднозначна.
Методологические и теоретические основы исследования: модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком, работы по изучению социального интеллекта М.И. Бобневой, Ю.Н. Емельянова, А.Л. Южаниновой, Е.С. Михайловой (Алешиной), А.А. Бодалева, А.И Савенкова, работы по изучению особенностей детей из неполных семей А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера З. Матейчека.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические: методика исследования социального интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен, в адаптации Михайловой (Алешиной)); социометрическое исследование, наблюдение, беседа с учителями, школьниками.
База исследования: исследование было проведено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №20 г. Краснодара.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет расширить и систематизировать представление об особенностях становления социального интеллекта младших школьников, основных факторах и условиях, влияющих на развитие межличностных взаимодействий. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с младшими школьниками.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (30 наименований), 3 приложений на 7 страницах. В работе содержится 9 таблиц (6 – в приложении), 5 рисунков. Текст работы представлен на 45 страницах.
1 Психолого-педагогические исследования в области социального интеллекта
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых
Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда, выделившего его среди компонентов общего интеллекта, термин «социальный интеллект», предложенный Э. Торндайком еще в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки, так как перешел в разряд измеряемых конструктов.
К области взаимодействия интеллекта с окружающим миром относят социальный интеллект Р. Стернберг, С. Блок и М. Кремен. По мнению Стернберга, социальный интеллект есть умственное самоуправление своим поведением, служащее для обеспечения взаимоотношений индивида и окружающей среды. Он различает несколько типов отношений, важнейшим из которых является адаптация [26].
С. Блок и М. Кремен, исследуя социальное окружение субъекта, отмечали особое значение социального интеллекта в адаптации к нему посредством ограничения и выбора этого окружения.
Согласно точке зрения перечисленных авторов, социальный интеллект представляет собой независимую интегральную способность человека, формируется в процессе деятельности индивида в социальной среде, в сфере общения и социального взаимодействия, и обеспечивает ему возможность успешного решения задач взаимодействия с окружающей действительностью.
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности.
Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро - и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект – это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. М.И. Бобнева считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И принципиально важно, подчеркивает автор, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д. [5].
Исследования, которые провела А.Л. Южанинова, а также ряд других ученых, выявили, что социальный интеллект слабо связан с оценками общего интеллекта, со шкалой интеллектуальной продуктивности теста MMPI (Гауер, 1957), с данными по фактору В теста Кеттелла. Все эти данные позволяет говорить о правомерности выделения социального интеллекта в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности[30] .
Другой отечественный
исследователь, Ю.Н. Емельянов, изучал
социальный интеллект в рамках практической
психологической деятельности –
повышение коммуникативной
А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект - объектных отношений, а социальный интеллект – субъект - субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения [30].
Е.С. Михайлова (Алешина) определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, по невербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, автор относит социальную сензитивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление. Социальный интеллект, по утверждению Е.С. Михайловой, является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек-человек», а также некоторых профессиях «человек - художественный образ» [19].
А.А. Бодалев под социальным интеллектом понимает совокупность психических образований человека, проявляющихся в способности успешно общаться с другими людьми, а именно, мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, несущие в себе конкретные характеристики, воля, отличающаяся определенными качествами, набор психических свойств личности, соответствующих коммуникативной активности (общение) человека, богатый репертуар чисто поведенческих реакций при осуществлении общения [6].
Таким образом,
очевидно, что социальный интеллект
способствует общению с другими
людьми, дает возможность и вне
непосредственного
По утверждению ряда авторов (Б.Г. Ананьев [3], А.А. Бодалев [6], А.А. Леонтьев [16], Г.А. Ковалев [13] , социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Таким образом, социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности.
1.2 Структурные
особенности социального
Способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом [1]
Г. Айзенком [2].
Ганс Юргенс
Айзенк – психотерапевт Бетлемской
королевской больницы в Лондоне
– разработал общую концепцию
интеллекта. Он исходит из того, что
интеллект – это научное
Рисунок 1- Взаимовключенность различных видов интеллекта
Информация о работе Формирование социального интеллекта у младших школьников