Формирование социального интеллекта у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, его взаимосвязь с социометрическим статусом и общим интеллектом.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта.
2. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.
3. Изучить особенности социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
4. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников.
5. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и общего интеллекта младших школьников.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………….………3
1 Психолого-педагогические исследования в области
социального интеллекта………………….………………………………………6
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых……………………………………………...……………….6
1.2 Структурные особенности социального интеллекта……………..……….10
1.3 Факторы, влияющие на становление социального интеллекта в
младшем школьном возрасте…………………………………………………...15
2 Экспериментальное исследование особенностей социального
интеллекта в младшем школьном возрасте…………..………………………..21
2.1 Организация и методы исследования………………………………………21
2.2 Изучение социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях……………………………..23
2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников……………………………………………………………30
2.4 Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития социального интеллекта младших школьников…………………………….…32
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………….….36
Приложение А Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье……………………………….………………………………….38
Приложение Б Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и неполной семье…………………………………………………...………...……40
Приложение В Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища
по парте» ………………………………………….…………………………..…42

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

 Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Каждый десятый  дошкольник и каждый седьмой ребенок  школьного возраста, как свидетельствует демограф А.Г. Волков, воспитывается в неполной семье. Более того, в крупных городах можно наблюдать картину, когда в классе из 25 человек лишь 2-3 ученика растут в семье с обоими родителями. Неважно, в результате чего образовалась неполная семья: из-за гибели одного супругов, развода или появления внебрачных детей, следует знать, что подобное явление оказывает в значительной степени формирует психику ребенка. Как отмечает B.C. Мухина [20], воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и B.C. Собкина наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение [23].

Психологические исследования (А.С. Спиваковская [25], Е.О. Смирнова [24], B.C. Собкин, Й. Лангмейер, З. Матейчек [24] и др.) свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер.

По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной  эмоциональной поддержки и понимания  взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.

 

Экспериментальное исследование особенностей социального

     интеллекта у младших школьников

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Исследование  было проведено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №20 г. Краснодара. Выборку исследования составили 38 детей, средний возраст 9 лет.

Для исследования особенностей социального интеллекта младших  школьников были использованы:

методика исследования социального интеллекта - Дж. Гилфорд, М.Салливен (адаптация Е.С.Михайловой (Алешиной))

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Бланки ответов  обрабатывались с помощью специальных  ключей. Результаты подсчитывались по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта.

После завершения процедуры обработки результатов  получились стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно  определить следующим образом:

1 балл - низкие способности к познанию поведения в межличностном взаимодействии;

2 балла - способности к познанию поведения в межличностном взаимодействии ниже среднего (среднеслабые);

3 балла - средние способности к познанию поведения в межличностном взаимодействии (средневыборочная норма);

4 балла - способности к познанию поведения в межличностном взаимодействии выше среднего (среднесильные);

5 баллов - высокие способности к познанию поведения в межличностном взаимодействии.

Общий уровень  развития социального интеллекта определялся на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

1 балл - низкий социальный интеллект; 

2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);

3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);

4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);

5 баллов - высокий социальный интеллект.

2) метод социометрических измерений

 Социометрическое исследование, проведенное по любому критерию, дает информацию о взаимоотношениях в группе. Статусное положение ребенка - это место, занимаемое им в системе личных взаимоотношений, сложившихся в группе, классе. Определялся статус числом выборов, полученных учеником в ходе социометрического эксперимента. Чем больше это число, тем лучше положение школьника в классе. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий. 1 и 2 статусные группы являются благоприятными, 3-я и 4-я - неблагоприятными.

- «звезды»: 5 и более выборов,

- «предпочитаемые»: 3-4 выбора,

- «принятые»: 1-2 выбора,

- «непринятые»: 0 выборов.

3) общий уровень интеллекта определялся исходя из уровня успеваемости ученика.

Для определения  уровня успеваемости были проанализированы оценки учащихся по классному журналу, проведена беседа с учителями.

Высокий уровень  – обучается только на 5

Выше среднего - обучается на 4 и 5

Средний – обучается  на 3-4 (преобладают 4)

Ниже среднего – обучается на 3-4 (преобладают 3)

Низкий –  имеют 2 по отдельным предметам.

 

2.2 Изучение  социального интеллекта младших школьников

 

По методике исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях (Дж. Гилфорд, М. Салливен) получены следующие результаты (см.таблицу А4,А5):

Таблица 1 и рисунок 3. наглядно отображают, что по первому субтесту, «Истории с завершением»,  не выявлена группа учащихся с высоким уровнем социального интеллекта, примерно пятая часть школьников из полных семей (21%) и 11% детей из неполных семей имеют способности к познанию поведения выше среднего. Они иногда способны предвидеть последствия поведения, способны иногда предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы чаще оказываются ошибочными, если они имеют дело с людьми, ведущими себя самым неожиданным, нетипичным образом, но эти дети не способны четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.

 

 

Таблица 1 – Результаты исследования особенностей социального интеллекта

у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных

семьях ( в %)

 

Уровень развития социально-го интеллекта

Субтесты

Общий уровень

1

2

3

4

пол-ная се

мья

неполная семья

пол

ная семья

неполная се

мья

пол

ная семья

неполная семья

пол

ная семья

непол

ная семья

пол-

ная семья

неполная семья

Высокий

Выше среднего

21

11

20

20

58

16

53

11

42

Средний

79

57

69

37

42

42

47

37

47

57

Ниже среднего

32

11

32

32

52

11

32

низкий

11

11

11


 

1,3,5,7,9 – полные  семьи

2,4,6,8,10 – неполные  семьи

 

Рисунок 3 – Результаты исследования особенностей социального интеллекта младших школьников,

воспитывающихся в полных и неполных семьях.

 

Большинство младших школьников, воспитывающихся в полной семье (79 %) и неполной семье (57%) имеют средние способности к познанию поведения. Эти дети слабо понимают связь между поведением и его последствиями. Могут иногда совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Инициаторами конфликтов чаще выступают другие люди. Они обычно ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. Третья часть младших школьников, воспитывающихся в неполной семье (32%) имеют уровень способности к познанию поведения ниже среднего. Эти дети совершают ошибки, часто попадают в конфликтные ситуации, инициаторами которых часто выступают сами. Знакомы с общепринятыми нормами и правилами поведения, но не всегда соблюдают их. Низкий уровень в исследуемой группе не выявлен.

Таким образом, у детей из полных семей преобладает средний и выше среднего уровни к познанию поведения, а среди детей из неполных семей большинство имеют также средние способности но выявлена достаточно большая  группа школьников , имеющих способности к познанию поведения ниже средних, группа детей с уровнем выше среднего на 10% меньше, чем у школьников из полных семей .

По второму субтесту, «Группы экспрессии», также не выявлена группа детей с высоким уровнем. Пятая часть детей из полных семей и столько же неполных семей имеют по второму субтесту способности к познанию невербального поведения выше среднего. Эти дети способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Скорее всего, они придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации, большинство детей – 69% из полных семей и 37% из неполных семей имеют средние способности к познанию невербального поведения. Они способны овладеть языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении эти испытуемые ориентируются как на вербальное, так и на невербальное содержание сообщений. Также в классе выявлены дети (11% из полных и 32% из неполных семей), имеющие способности к познанию невербального поведения ниже среднего. Эти дети слабо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не всегда учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции. Также в данной группе испытуемых выявлены младшие школьники их неполных семей (11%), имеющие низкие способности к познанию невербального поведения. Эти дети слабо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений, не обращая внимания на невербальные проявления человека.

Итак, по второму субтесту «Группы экспрессий» большинство учащихся из полных и неполных семей показало средний уровень к познанию невербального поведения, среди детей из неполных семей выявлена группа учащихся, у которых низкие способности по данному субтесту

 Третий субтест  «Вербальная экспрессия» выявляет  способности к познанию вербального  общения у младших школьников. Таблица 1 наглядно отражает полученные данные, где видно, что по этому субтесту, высокий уровень не показал никто, большинство детей класса из полных семей (58%) и только 16% из неполных имеют способности к пониманию вербального общения выше среднего. Выявленные данные свидетельствуют о том, что младшие школьники, воспитывающиеся в полной семье обладают хорошей чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Эти дети способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность). Остальные дети из полных семей (42%) и большинство исследуемых из неполных семей также 42% имеют средние способности к пониманию речевого поведения. Они способны распознавать различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Примерно третья часть испытуемых из неполных семей имеют способности к познанию вербального общения ниже среднего. Они слабо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Также в групп выявлены младшие школьники из неполных семей (16%), имеющие низкие способности к познанию вербального общения. Они не распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Эти младшие школьники часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Таким образом, у детей из полных семей способности к пониманию речевого поведения развиты выше среднего уровня на 42% больше, чем у учащихся из неполных семей . 11% детей из неполных семей имеют низкий уровень, 32% - уровень ниже среднего, среди школьников из полных семей эти группы не выявлены.

Четвертый субтест «Истории с дополнением» показывает выраженность способности к анализу поведения. Полученные данные свидетельствуют, что высокий уровень способностей к анализу поведения в данной группе испытуемых не выявлен. В данной группе есть дети (53% из полных семей и 11% из неполных), имеющих способность к анализу поведения выше среднего. Они способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике; умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений младшие подростки способны достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Также они способны адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, у этих детей развито умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе. Также в данной группе испытуемых выявлены младшие школьники (примерно половина детей из полных семей и 37 % из неполных), имеющие средние способности к анализу поведения. Они способны анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Половина детей из неполных семей имеют способность к анализу поведения ниже среднего. Они не умеют ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе. Низкий уровень способностей к анализу поведения в данной группе испытуемых не выявлены.

Информация о работе Формирование социального интеллекта у младших школьников