Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, его взаимосвязь с социометрическим статусом и общим интеллектом.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта.
2. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.
3. Изучить особенности социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
4. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников.
5. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и общего интеллекта младших школьников.
Введение.………………………………………………………………….………3
1 Психолого-педагогические исследования в области
социального интеллекта………………….………………………………………6
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых……………………………………………...……………….6
1.2 Структурные особенности социального интеллекта……………..……….10
1.3 Факторы, влияющие на становление социального интеллекта в
младшем школьном возрасте…………………………………………………...15
2 Экспериментальное исследование особенностей социального
интеллекта в младшем школьном возрасте…………..………………………..21
2.1 Организация и методы исследования………………………………………21
2.2 Изучение социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях……………………………..23
2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников……………………………………………………………30
2.4 Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития социального интеллекта младших школьников…………………………….…32
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………….….36
Приложение А Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье……………………………….………………………………….38
Приложение Б Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и неполной семье…………………………………………………...………...……40
Приложение В Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища
по парте» ………………………………………….…………………………..…42
Следовательно, большинство детей из неполных семей имеют ниже среднего уровень развития этих способностей, а у большинства детей из полных семей эти способности развиты выше среднего уровня и нет учащихся, у которых бы этот показатель был ниже среднего.
По общему уровню развитию социального интеллекта из таблицы 1 видно, что высокого уровня развития нет ни у кого из испытуемых, большое количество детей из полных семей (42%) имеют социальный интеллект выше среднего. Они способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Как правило, эти дети успешные коммуникаторы. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Такие дети интересуются социальными проблемами. У них проявляется потребность воздействовать на других и она часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Почти половина детей, воспитывающихся в полной семье, и больше половины детей, воспитывающихся в неполной семье, имеют средний уровень развития социального интеллекта. Они умеют извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, но пользуются этими способностями редко. Иногда могут прогнозировать реакции людей в заданных (стандартных) обстоятельствах. В зависимости от ситуации они могут быть контактны, открыты, тактичны, доброжелательны. Выявлены дети (11% в полных и 32% в неполных семьях), которые имеют социальный интеллект ниже среднего. Они чаще других испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Но при этом, у данных детей может быть развита эмпатия, коммуникативные навыки. Также в данной группе испытуемых выявлены младшие школьники из неполных семей (11%), имеющие низкий социальный интеллект. Они испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
Вывод: анализ полученных данных позволил прийти к выводу о том, что в данной группе доминирует средний уровень развития социального интеллекта, также среди младших школьников из неполных семей есть группа детей имеющих низкий общий уровень развития социального интеллекта.
Таким образом, по всем субтестам и по общему уровню развитию социального интеллекта школьники из полных семей имеют показатели выше, чем дети из неполных семей.
2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников
Задачей исследования было изучить взаимосвязь социометрического статуса и уровня развития социального интеллекта. Исследование проводилось с помощью социометрической методики «Выбор соседа по парте» и были выявлены социометрические категории (см. таблицы Б 6, Б 7, В 8, В 9).
Таблица 2 .Взаимосвязь социометрического статуса и социального
интеллекта младших школьников (в %).
Уровень развития социального интеллекта |
Статусное положение детей | |||
1 «звезды» |
2 «предпочитаемые» |
3 «принятые» |
4 «непринятые | |
Высокий |
– |
– |
– |
– |
Выше среднего |
100 |
20 |
6,7 |
– |
средний |
– |
70 |
40 |
– |
Ниже среднего |
– |
10 |
40 |
– |
низкий |
– |
– |
13,3 |
– |
итого |
100 |
100 |
100 |
– |
Анализ таблицы 2 и рисунков 4,5 показывает, что в первой статусной группе «Звезды» учащиеся в 100% случаев имеют социальный интеллект выше среднего, это чрезвычайно активные дети, пользующиеся авторитетом у одноклассников.
Во второй благоприятной статусной группе «Предпочитаемые» 20% детей с уровнем развития социального интеллекта выше среднего, со средним уровнем развития социального интеллекта 70%, и 10% учащихся имеют уровень развития социального интеллекта ниже среднего.
В третьей статусной группе «Принятые» выявлены школьник с социальным интеллектом выше среднего в 6,7% случаев, со средним уровнем социального интеллекта 40%, ниже среднего - 40% и низким - 13,3%. Дети из этой группы чувствуют себя неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в школу.
1 – дети с
высоким уровнем развития
2 – дети с уровнем развития социального интеллекта выше среднего
3 – дети со средним уровнем развития социального интеллекта
4 – дети с уровнем развития социального интеллекта ниже среднего
5 – дети со низким уровнем развития социального интеллекта
Рисунок 4 – Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта и
социометрического статуса младших школьников.
Рисунок 5 – Распределение младших школьников, имеющих разный
уровень развития социального интеллекта по социометрическим группам
Вывод: существует взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом.
Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития
социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Мы попытались выявить взаимосвязь между уровнем развития общего интеллекта (успеваемостью) и уровнем развития социального интеллекта.
Анализ таблицы 3 показывает, что сочетание высокого уровня социального интеллекта и высокого уровня общего не выявлено в данной группе обследуемых, 10% школьников имеют сочетание общего интеллекта и социального интеллекта выше среднего уровня, 32% детей имеет сочетание среднего уровня общего интеллекта и выше среднего уровня развития социального интеллекта, чуть менее половины детей имеют по обоим показателям средние значения. 50% обследуемых имеют средний уровень социального интеллекта и выше среднего уровня общий интеллект.
Выявлено сочетание высокого уровня общего интеллекта и ниже среднего уровня социального интеллекта – 50%. Учащиеся, имеющие социальный интеллект ниже среднего уровня в 30% случаев имеют общий интеллект выше среднего уровня и в 20% - общий интеллект среднего уровня. Низкий уровень социального интеллекта сочетается с общим интеллектом выше среднего уровня у 10% детей и с общим интеллектом среднего уровня в 5% случаев.
Вывод: полученные результаты показывают, что прямой взаимосвязи между социальным интеллектом и общим интеллектом нет, это подтверждают и исследования М.И. Бобневой, которая отмечает, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его[5].
Таблица 3. Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) младших
школьников и социального интеллекта младших школьников
(в %).
Уровень развития социального интеллекта |
Уровень развития общего интеллекта | ||||
Высокий |
Выше среднего |
средний |
Ниже среднего |
низкий | |
Высокий |
– |
– |
– |
– |
– |
Выше среднего |
– |
10 |
32 |
– |
– |
средний |
50 |
50 |
45 |
100 |
– |
Ниже среднего |
50 |
30 |
18 |
– |
– |
низкий |
– |
10 |
4,5 |
– |
– |
итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
– |
Заключение
Понятие социального
интеллекта сравнительно новое для
современной психологической
Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности у младших школьников. Исходя из цели курсовой работы – выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполной семье, выявить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса ученика, социального интеллекта и общего интеллекта – было проведено исследование младших школьников.
Гипотеза, выдвинутая в начале курсовой работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полной и неполной семье, что между социометрическим статусом ребенка и уровнем развития социального интеллекта существует взаимосвязь и о существовании косвенной связи между общим и социальным интеллектом полностью подтвердилась.
Выявлено, что младшие школьники, воспитывающиеся в неполной семье хуже понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации; хуже владеют языком телодвижений, взглядов, жестов; могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции; хуже адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым); испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей;
уровень развития социального интеллекта оказывает влияние на занимаемое статусное положение ребенка в классе, дети, имеющие более высокий уровень развития социального интеллекта в большинстве случаев занимают более высокий социометрический статус, но в одной статусной группе могут находиться дети с разным уровнем развития социального интеллекта, кроме социального интеллекта существуют и другие факторы, влияющие на статус ученика в своем классе, уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта
Таким образом, задачи, поставленные в начале курсовой работы, выполнены, цель достигнута.
Список используемых источников
Three faces of Intellect The American Psychologist. 1959, 14, № 8, в рус. пер.: Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1965;
Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер с англ. Н. Новгород, 1993.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.// Избранные психологические труды. Т. 1-2. М., 1980.
Андреева Г.М. Социальная психология монография. М., 1996
Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. Акад. наук СССР, Ин-т психологии. М., 1978.
Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.,1990.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. М. 2001.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: монография. СПб., 1997.
Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение: монография. Л., 1985.
Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста // Психология. 2002. №3.
Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №2.
Коломинский Я.Л. Социально-психологические трудности отношений в малых группах и коллективах. //Вопросы психологии. 1971. №6.
Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии //Прикладная психология и психоанализ. 2006. №4.
Информация о работе Формирование социального интеллекта у младших школьников