Формирование социального интеллекта у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, его взаимосвязь с социометрическим статусом и общим интеллектом.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме социального интеллекта.
2. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.
3. Изучить особенности социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
4. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников.
5. Изучить взаимосвязь социального интеллекта и общего интеллекта младших школьников.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………….………3
1 Психолого-педагогические исследования в области
социального интеллекта………………….………………………………………6
Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых……………………………………………...……………….6
1.2 Структурные особенности социального интеллекта……………..……….10
1.3 Факторы, влияющие на становление социального интеллекта в
младшем школьном возрасте…………………………………………………...15
2 Экспериментальное исследование особенностей социального
интеллекта в младшем школьном возрасте…………..………………………..21
2.1 Организация и методы исследования………………………………………21
2.2 Изучение социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях……………………………..23
2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников……………………………………………………………30
2.4 Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) и уровня развития социального интеллекта младших школьников…………………………….…32
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников……………………………………….….36
Приложение А Результаты исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в полной семье и неполной семье……………………………….………………………………….38
Приложение Б Результаты уровня развития социального интеллекта и статусного положения детей, воспитывающихся в полной семье и неполной семье…………………………………………………...………...……40
Приложение В Матрица результатов эксперимента «Выбор товарища
по парте» ………………………………………….…………………………..…42

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

Следовательно, большинство детей из неполных семей имеют ниже среднего уровень развития этих способностей, а у большинства детей из полных семей эти способности развиты выше среднего уровня и нет учащихся, у которых бы этот показатель был ниже среднего.

По общему уровню развитию социального интеллекта из таблицы 1 видно, что высокого уровня развития нет ни у кого из испытуемых, большое количество детей из полных семей (42%) имеют социальный интеллект выше среднего. Они способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Как правило, эти дети успешные коммуникаторы. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Такие дети интересуются социальными проблемами. У них проявляется потребность воздействовать на других и она часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Почти половина детей, воспитывающихся в полной семье,  и больше половины детей, воспитывающихся в неполной семье, имеют средний уровень развития социального интеллекта. Они умеют извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, но пользуются этими способностями редко. Иногда могут прогнозировать реакции людей в заданных (стандартных) обстоятельствах. В зависимости от ситуации они могут быть контактны, открыты, тактичны, доброжелательны. Выявлены дети (11% в полных и 32% в неполных семьях), которые имеют социальный интеллект ниже среднего. Они чаще других испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Но при этом, у данных детей может быть развита эмпатия, коммуникативные навыки. Также в данной группе испытуемых выявлены младшие школьники из неполных семей (11%), имеющие низкий социальный интеллект. Они испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

Вывод: анализ полученных данных позволил прийти к выводу о том, что в данной группе доминирует средний уровень развития социального интеллекта, также среди младших школьников из неполных семей есть группа детей имеющих низкий общий уровень развития социального интеллекта.

Таким образом, по всем субтестам и по общему уровню развитию социального интеллекта школьники  из полных семей имеют показатели выше, чем дети из неполных семей.

 

2.3 Взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса младших школьников

 

Задачей исследования было изучить взаимосвязь социометрического статуса и уровня развития социального интеллекта. Исследование проводилось с помощью социометрической методики «Выбор соседа по парте» и были выявлены социометрические категории (см. таблицы Б 6, Б 7, В 8, В 9).

 

Таблица 2 .Взаимосвязь социометрического статуса и социального

интеллекта  младших школьников (в %).

 

Уровень развития социального интеллекта

Статусное положение  детей

1 «звезды»

2 «предпочитаемые»

3 «принятые»

4

«непринятые

Высокий

Выше среднего

100

20

6,7

средний

70

40

Ниже среднего

10

40

низкий

13,3 

итого

100

100

100




 

Анализ таблицы 2 и рисунков 4,5 показывает, что в первой статусной группе «Звезды» учащиеся в 100% случаев имеют социальный интеллект выше среднего, это чрезвычайно активные дети, пользующиеся авторитетом у одноклассников. 

Во второй благоприятной  статусной группе «Предпочитаемые»  20% детей с уровнем развития социального интеллекта выше среднего, со средним уровнем развития социального интеллекта 70%, и 10% учащихся имеют уровень развития социального интеллекта ниже среднего.

В третьей статусной группе «Принятые» выявлены школьник  с социальным интеллектом выше среднего в 6,7% случаев, со средним уровнем социального интеллекта 40%, ниже среднего - 40% и низким - 13,3%. Дети из этой группы чувствуют себя неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в школу.

1 – дети с  высоким уровнем развития социального  интеллекта

2 – дети с уровнем развития социального интеллекта выше среднего

3 – дети со средним уровнем развития социального интеллекта

4 – дети с уровнем развития социального интеллекта ниже среднего

5 – дети со низким  уровнем развития социального интеллекта

 

Рисунок 4 – Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта и

социометрического статуса  младших школьников.

 

 

Рисунок 5 – Распределение младших школьников, имеющих разный

уровень развития социального  интеллекта по социометрическим группам

 

Вывод: существует взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом.

 

Взаимосвязь  общего интеллекта (успеваемости) и  уровня развития

социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

 

Мы попытались выявить взаимосвязь между уровнем развития общего интеллекта (успеваемостью) и уровнем развития социального интеллекта.

 Анализ таблицы 3 показывает, что сочетание высокого уровня социального интеллекта и высокого уровня общего не выявлено в данной группе обследуемых, 10% школьников имеют сочетание общего интеллекта и социального интеллекта выше среднего уровня, 32% детей имеет сочетание среднего уровня общего интеллекта и выше среднего уровня развития социального интеллекта, чуть менее половины детей имеют по обоим показателям средние значения. 50%  обследуемых имеют средний уровень социального интеллекта и выше среднего уровня общий интеллект.

Выявлено сочетание  высокого уровня общего интеллекта и ниже среднего уровня социального интеллекта – 50%. Учащиеся, имеющие социальный интеллект ниже среднего уровня в 30% случаев имеют общий интеллект выше среднего уровня и в 20% - общий интеллект среднего уровня. Низкий уровень социального интеллекта сочетается с общим интеллектом выше среднего уровня у 10% детей и с общим интеллектом среднего уровня в 5% случаев.

Вывод: полученные результаты показывают, что прямой взаимосвязи между социальным интеллектом  и общим интеллектом нет, это подтверждают и исследования М.И. Бобневой, которая отмечает, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его[5].

 

 

 

Таблица 3. Взаимосвязь общего интеллекта (успеваемости) младших

школьников и социального интеллекта младших школьников

(в %).

 

Уровень развития социального интеллекта

Уровень развития общего интеллекта

Высокий

Выше среднего

средний

Ниже среднего

низкий

Высокий

Выше среднего

10

32

средний

50

50

45

100

Ниже среднего

50

30

18

низкий

10

4,5

итого

100

100

100

100


 

 

Заключение

 

Понятие социального  интеллекта сравнительно новое для  современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.

Социальный  интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Проведенный теоретический  анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности  у младших школьников. Исходя из цели курсовой работы – выявить  особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполной семье, выявить взаимосвязь социального интеллекта и социометрического статуса ученика, социального интеллекта и общего интеллекта – было проведено исследование младших школьников.

Гипотеза, выдвинутая в начале курсовой работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полной и неполной семье, что между социометрическим статусом ребенка и уровнем развития социального интеллекта существует взаимосвязь и о существовании косвенной связи между общим и социальным интеллектом полностью подтвердилась.

Выявлено, что младшие школьники, воспитывающиеся в неполной семье хуже понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации;  хуже владеют языком телодвижений, взглядов, жестов; могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции; хуже адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым); испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей;

уровень развития социального интеллекта оказывает  влияние на занимаемое статусное  положение ребенка в классе, дети, имеющие более высокий уровень развития социального интеллекта в большинстве случаев занимают более высокий социометрический статус, но в одной статусной группе могут находиться дети с разным уровнем развития социального интеллекта,  кроме социального интеллекта существуют и другие факторы, влияющие на статус ученика в своем классе, уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта

Таким образом, задачи, поставленные в начале курсовой работы, выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

Three faces of Intellect The American Psychologist. 1959, 14, № 8, в рус. пер.: Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1965;  

Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер с англ. Н. Новгород, 1993.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.//  Избранные психологические труды. Т. 1-2. М., 1980.

Андреева Г.М. Социальная психология монография. М., 1996

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. Акад. наук СССР, Ин-т психологии. М., 1978.

Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Бреслав Г.М. Эмоциональные  особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.,1990.

Возрастная  и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. М. 2001.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: монография. СПб., 1997.

Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение: монография. Л., 1985.

Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его  развития у учащихся юношеского возраста // Психология. 2002. №3.

Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №2.

Коломинский Я.Л. Социально-психологические трудности отношений в малых группах и коллективах. //Вопросы психологии. 1971. №6.

Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной  и зарубежной психологии //Прикладная психология и психоанализ. 2006. №4.

Информация о работе Формирование социального интеллекта у младших школьников