Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….6
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55
Таблица 2
Характеристика выборки детей среднего дошкольного возраста
№ |
Код имени |
возраст |
Пол |
1 |
С. Г. |
4 г. 9 мес. |
Женский |
2 |
И. А. |
4 г. 11 мес. |
Мужской |
3 |
В. А. |
4 г. 7 мес. |
женский |
4 |
С. Б. |
4 г. 8 мес. |
мужской |
5 |
И. Г. |
4 г. 11 мес. |
женский |
6 |
А. Б. |
4 г. 7 мес. |
мужской |
7 |
А. К. |
4 г. 11 мес. |
женский |
8 |
Н. М. |
4 г. 7 мес. |
мужской |
9 |
З. Ш. |
4 г. 11 мес. |
женский |
10 |
Б. С. |
4 г. 6 мес. |
мужской |
Таблица 3
Характеристика выборки детей старшего дошкольного возраста
№ |
Код имени |
возраст |
пол |
1 |
Е. Г. |
5 лет 6 мес. |
мужской |
2 |
Е. Г. |
5 лет 11 мес. |
женский |
3 |
Т. Ж. |
5 лет 6 мес. |
мужской |
4 |
Д. К. |
5 лет 6 мес. |
женский |
5 |
Н. К. |
5 лет 7 мес. |
мужской |
6 |
С. К. |
6 лет 4 мес. |
женский |
7 |
П. Н. |
6 лет 3 мес. |
мужской |
8 |
Э. Т. |
5 лет 11 мес. |
женский |
9 |
А. Л. |
5 лет 5 мес. |
мужской |
10 |
А. П. |
5 лет 11 мес. |
женский |
Необходимо, чтобы выбранные диагностические методики соответствовали следующим требованиям:
Таким образом, в диагностический комплекс нами включены следующие методики:
Подробнее данные методики описаны в приложениях 1, 2.
При проведении диагностики соблюдались условия:
Предлагаемые
При проведении методики «
Воспроизведение рассказа»
Нами были выделены уровни развития к методике «Заучивание 10 слов»:
Высокий уровень ( 3 балла ): объем памяти составляет в младшем дошкольном возрасте 4 слова, для детей среднего дошкольного возраста – 5 слов, для детей старшего дошкольного возраста – 6 слов.
Средний уровень ( 2 балла ): объем памяти составляет у младших дошкольников составляет 3 слова, у средних дошкольников 4 слова, у старших дошкольников - 5 слов.
Низкий уровень (1 балл ): объем памяти у детей младшего возраста составляет 2 и менее слов, у детей среднего возраста - 3 и менее слов, у старших детей – 4 и менее слов.
Были выделены уровни развития к методике «Воспроизведение рассказа»:
Высокий уровень ( 3 балла ): при воспроизведении рассказа ребенок дает его точно, в полном объеме, допускает 1 - 2 ошибки.
Средний уровень ( 2 балла ): при воспроизведении рассказа ребенок дает его точно, в неполном объеме, совершает 3 - 4 ошибки.
Низкий уровень (1 балл ): при воспроизведении рассказа ребенок не воспроизводит или искажает его, допускает 5 и более ошибок.
По итогам 2 методик выводится сводная таблица уровня вербальной памяти у детей дошкольного возраста по следующим уровням:
Высокий уровень: ребенок набирает 5-6 баллов.
Средний уровень: ребенок набирает 3 – 4 балла.
Низкий уровень: ребенок набирает 2 и менее балла.
Таким образом, мы будем анализировать результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, в соответствии с выше описанными уровнями.
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов.
Одной из методик, использованных нами для диагностики вербальной памяти у дошкольников, является методика «Заучивание 10 слов». Данная методика не требовала дополнительного стимульного материала. Обработка полученных результатов позволила сделать следующие выводы.
Дети уже в младшем
дошкольном возрасте начинают принимать
цель, поставленную взрослым, на запоминание
и воспроизведение материала. Дети
стараются выполнить полученную
от взрослого инструкцию. В то же
время дети младшего дошкольного
возраста не могли длительно удерживать
материал в памяти. Поэтому у некоторых
младших дошкольников наблюдалась
тенденция к уменьшению ряда слов
при его воспроизведении. Однако
в то же время у некоторых детей
наблюдалась тенденция к
В младшем дошкольном возрасте 3 ребенка – 1 слово, 1 ребенок – 2 слова, 5 детей – 3 слова, 1 человек – 4 слова. Таким образом, из 100 % детей младшего дошкольного возраста 10% детей имеют высокий уровень, 50 % детей - средний уровень, 40 % детей - низкий уровень.
Таблица 4
Результаты методики «Заучивание 10 слов»
№ |
Код имени |
Повторение 1 |
Повторение 2 |
Повторение 3 |
Повторение 4 |
Повторение 5 |
Уровень |
1 |
В. Т. |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
низкий |
2 |
М. К. |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
высокий |
3 |
Е. А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
4 |
В.П. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
средний |
5 |
И. Ф. |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
средний |
6 |
П. Г. |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
средний |
7 |
И. П. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
средний |
8 |
В. П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
9 |
М. С. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
средний |
10 |
А. В. |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
низкий |
В среднем дошкольном возрасте
также, как и в младшем возрасте,
наблюдалась тенденция к
В среднем дошкольном возрасте дети показали следующие результаты: 1 ребенок воспроизвел 1 слово, 1 человек – 2 слова, 3 ребенка – 5 слов, 5 ребенка - 4 слова. Таким образом, у 30 % детей - высокий уровень, у 50 % детей - средний уровень, у 20 % детей - низкий уровень.
Таблица 5
Результаты методики «Заучивание 10 слов»
№ |
Код имени |
Повторение 1 |
Повторение 2 |
Повторение 3 |
Повторение 4 |
Повторение 5 |
уровень |
1 |
С.Г. |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
средний |
2 |
И.А. |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
средний |
3 |
В. А. |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
средний |
4 |
С. Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
5 |
И. К. |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
высокий |
6 |
А. Б. |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
средний |
7 |
А.К. |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
высокий |
8 |
Н.М. |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
средний |
9 |
З.Ш. |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
высокий |
10 |
Б. С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
низкий |
В старшем дошкольном возрасте
дети показывают в основном средний
и высокий уровень. У них по
отношении к детям более
В старшем дошкольном возрасте 5 человек произнесли к 5 повторению - 6 слов, 4 человека – 5 слов, 1 человек – 4 слова. Таким образом, у 50 % детей - высокий уровень, у 40% детей - средний уровень, у 10 % детей - низкий уровень.
Таблица 6
Результаты методики «Заучивание 10 слов»
№ |
Код имени |
Повторение 1 |
Повторение 2 |
Повторение 3 |
Повторение 4 |
Повторение 5 |
уровень |
1 |
Е. Г. |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
высокий |
2 |
Е.Г. |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
средний |
3 |
Т. Ж. |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
высокий |
4 |
Д. К. |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
средний |
5 |
Н.К. |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
низкий |
6 |
С. К. |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
высокий |
7 |
П. Н. |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
высокий |
8 |
Э. Т. |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
высокий |
9 |
А. Л. |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
средний |
10 |
А. П. |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
средний |
Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста