Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика  вербальной памяти у детей дошкольного  возраста.
Цель исследования: изучить  особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………… 3                                                                                                    
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей  дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной  памяти в психолого-педагогической  литературе………………………………………………………………….6
          1.2 Развитие вербальной памяти  в дошкольном возрасте…………….18
          1.3 Особенности диагностики вербальной  памяти у детей дошкольного  возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное  исследование вербальной памяти у  детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты  экспериментального исследования  вербальной памяти у детей  дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение  полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55
Таблица 2
Характеристика выборки детей среднего дошкольного возраста
№  | 
  Код имени  | 
  возраст  | 
  Пол  | 
1  | 
  С. Г.  | 
  4 г. 9 мес.  | 
  Женский  | 
2  | 
  И. А.  | 
  4 г. 11 мес.  | 
  Мужской  | 
3  | 
  В. А.  | 
  4 г. 7 мес.  | 
  женский  | 
4  | 
  С. Б.  | 
  4 г. 8 мес.  | 
  мужской  | 
5  | 
  И. Г.  | 
  4 г. 11 мес.  | 
  женский  | 
6  | 
  А. Б.  | 
  4 г. 7 мес.  | 
  мужской  | 
7  | 
  А. К.  | 
  4 г. 11 мес.  | 
  женский  | 
8  | 
  Н. М.  | 
  4 г. 7 мес.  | 
  мужской  | 
9  | 
  З. Ш.  | 
  4 г. 11 мес.  | 
  женский  | 
10  | 
  Б. С.  | 
  4 г. 6 мес.  | 
  мужской  | 
Таблица 3
Характеристика выборки детей старшего дошкольного возраста
№  | 
  Код имени  | 
  возраст  | 
  пол  | 
1  | 
  Е. Г.  | 
  5 лет 6 мес.  | 
  мужской  | 
2  | 
  Е. Г.  | 
  5 лет 11 мес.  | 
  женский  | 
3  | 
  Т. Ж.  | 
  5 лет 6 мес.  | 
  мужской  | 
4  | 
  Д. К.  | 
  5 лет 6 мес.  | 
  женский  | 
5  | 
  Н. К.  | 
  5 лет 7 мес.  | 
  мужской  | 
6  | 
  С. К.  | 
  6 лет 4 мес.  | 
  женский  | 
7  | 
  П. Н.  | 
  6 лет 3 мес.  | 
  мужской  | 
8  | 
  Э. Т.  | 
  5 лет 11 мес.  | 
  женский  | 
9  | 
  А. Л.  | 
  5 лет 5 мес.  | 
  мужской  | 
10  | 
  А. П.  | 
  5 лет 11 мес.  | 
  женский  | 
Необходимо, чтобы выбранные диагностические методики соответствовали следующим требованиям:
Таким образом, в диагностический комплекс нами включены следующие методики:
Подробнее данные методики описаны в приложениях 1, 2.
При проведении диагностики соблюдались условия:
Предлагаемые 
При проведении методики « 
Воспроизведение рассказа» 
Нами были выделены уровни развития к методике «Заучивание 10 слов»:
Высокий уровень ( 3 балла ): объем памяти составляет в младшем дошкольном возрасте 4 слова, для детей среднего дошкольного возраста – 5 слов, для детей старшего дошкольного возраста – 6 слов.
Средний уровень ( 2 балла ): объем памяти составляет у младших дошкольников составляет 3 слова, у средних дошкольников 4 слова, у старших дошкольников - 5 слов.
Низкий уровень (1 балл ): объем памяти у детей младшего возраста составляет 2 и менее слов, у детей среднего возраста - 3 и менее слов, у старших детей – 4 и менее слов.
Были выделены уровни развития к методике «Воспроизведение рассказа»:
Высокий уровень ( 3 балла ): при воспроизведении рассказа ребенок дает его точно, в полном объеме, допускает 1 - 2 ошибки.
Средний уровень ( 2 балла ): при воспроизведении рассказа ребенок дает его точно, в неполном объеме, совершает 3 - 4 ошибки.
Низкий уровень (1 балл ): при воспроизведении рассказа ребенок не воспроизводит или искажает его, допускает 5 и более ошибок.
По итогам 2 методик выводится сводная таблица уровня вербальной памяти у детей дошкольного возраста по следующим уровням:
Высокий уровень: ребенок набирает 5-6 баллов.
Средний уровень: ребенок набирает 3 – 4 балла.
Низкий уровень: ребенок набирает 2 и менее балла.
Таким образом, мы будем анализировать результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, в соответствии с выше описанными уровнями.
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов.
Одной из методик, использованных нами для диагностики вербальной памяти у дошкольников, является методика «Заучивание 10 слов». Данная методика не требовала дополнительного стимульного материала. Обработка полученных результатов позволила сделать следующие выводы.
Дети уже в младшем 
дошкольном возрасте начинают принимать 
цель, поставленную взрослым, на запоминание 
и воспроизведение материала. Дети 
стараются выполнить полученную 
от взрослого инструкцию. В то же 
время дети младшего дошкольного 
возраста не могли длительно удерживать 
материал в памяти. Поэтому у некоторых 
младших дошкольников наблюдалась 
тенденция к уменьшению ряда слов 
при его воспроизведении. Однако 
в то же время у некоторых детей 
наблюдалась тенденция к 
В младшем дошкольном возрасте 3 ребенка – 1 слово, 1 ребенок – 2 слова, 5 детей – 3 слова, 1 человек – 4 слова. Таким образом, из 100 % детей младшего дошкольного возраста 10% детей имеют высокий уровень, 50 % детей - средний уровень, 40 % детей - низкий уровень.
Таблица 4
Результаты методики «Заучивание 10 слов»
№  | 
  Код имени  | 
  Повторение 1  | 
  Повторение 2  | 
  Повторение 3  | 
  Повторение 4  | 
  Повторение 5  | 
  Уровень  | 
1  | 
  В. Т.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  низкий  | 
2  | 
  М. К.  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  высокий  | 
3  | 
  Е. А.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  низкий  | 
4  | 
  В.П.  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
  средний  | 
5  | 
  И. Ф.  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  средний  | 
6  | 
  П. Г.  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  средний  | 
7  | 
  И. П.  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  средний  | 
8  | 
  В. П.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  низкий  | 
9  | 
  М. С.  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  2  | 
  3  | 
  средний  | 
10  | 
  А. В.  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  низкий  | 
В среднем дошкольном возрасте 
также, как и в младшем возрасте, 
наблюдалась тенденция к 
В среднем дошкольном возрасте дети показали следующие результаты: 1 ребенок воспроизвел 1 слово, 1 человек – 2 слова, 3 ребенка – 5 слов, 5 ребенка - 4 слова. Таким образом, у 30 % детей - высокий уровень, у 50 % детей - средний уровень, у 20 % детей - низкий уровень.
Таблица 5
Результаты методики «Заучивание 10 слов»
№  | 
  Код имени  | 
  Повторение 1  | 
  Повторение 2  | 
  Повторение 3  | 
  Повторение 4  | 
  Повторение 5  | 
  уровень  | 
1  | 
  С.Г.  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  средний  | 
2  | 
  И.А.  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  средний  | 
3  | 
  В. А.  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  4  | 
  средний  | 
4  | 
  С. Б.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  низкий  | 
5  | 
  И. К.  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  4  | 
  5  | 
  высокий  | 
6  | 
  А. Б.  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  средний  | 
7  | 
  А.К.  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  4  | 
  5  | 
  высокий  | 
8  | 
  Н.М.  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  средний  | 
9  | 
  З.Ш.  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  4  | 
  5  | 
  высокий  | 
10  | 
  Б. С.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  низкий  | 
В старшем дошкольном возрасте 
дети показывают в основном  средний 
и высокий уровень. У них по 
отношении к детям более 
В старшем дошкольном возрасте 5 человек произнесли к 5 повторению - 6 слов, 4 человека – 5 слов, 1 человек – 4 слова. Таким образом, у 50 % детей - высокий уровень, у 40% детей - средний уровень, у 10 % детей - низкий уровень.
Таблица 6
Результаты методики «Заучивание 10 слов»
№  | 
  Код имени  | 
  Повторение 1  | 
  Повторение 2  | 
  Повторение 3  | 
  Повторение 4  | 
  Повторение 5  | 
  уровень  | 
1  | 
  Е. Г.  | 
  4  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  6  | 
  высокий  | 
2  | 
  Е.Г.  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  5  | 
  средний  | 
3  | 
  Т. Ж.  | 
  4  | 
  5  | 
  5  | 
  5  | 
  6  | 
  высокий  | 
4  | 
  Д. К.  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  средний  | 
5  | 
  Н.К.  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  4  | 
  низкий  | 
6  | 
  С. К.  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  5  | 
  6  | 
  высокий  | 
7  | 
  П. Н.  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  высокий  | 
8  | 
  Э. Т.  | 
  4  | 
  5  | 
  5  | 
  6  | 
  6  | 
  высокий  | 
9  | 
  А. Л.  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  4  | 
  5  | 
  средний  | 
10  | 
  А. П.  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  средний  | 
Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста