Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….6
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 89.35 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Характеристика выборки  детей среднего дошкольного возраста

Код имени

возраст

Пол

1

С. Г.

4 г. 9 мес.

Женский

2

И. А.

4 г. 11 мес.

Мужской

3

В. А.

4 г. 7 мес.

женский

4

С. Б.

4 г. 8 мес.

мужской

5

И. Г.

4 г. 11 мес.

женский

6

А. Б.

4 г. 7 мес.

мужской

7

А. К.

4 г. 11 мес.

женский

8

Н. М.

4 г. 7 мес.

мужской

9

З. Ш.

4 г. 11 мес.

женский

10

Б. С.

4 г. 6 мес.

мужской


 

Таблица 3

Характеристика выборки  детей старшего дошкольного возраста

Код имени 

возраст

пол

1

Е. Г.

5 лет 6 мес.

мужской

2

Е. Г.

5 лет 11 мес.

женский

3

Т. Ж.

5 лет 6 мес.

мужской

4

Д. К.

5 лет 6 мес.

женский

5

Н. К.

5 лет 7 мес.

мужской

6

С. К.

6 лет 4 мес.

женский

7

П. Н.

6 лет 3 мес.

мужской

8

Э. Т.

5 лет 11 мес.

женский

9

А. Л.

5 лет 5 мес.

мужской

10

А. П.

5 лет 11 мес.

женский


 

Необходимо, чтобы выбранные  диагностические методики соответствовали  следующим требованиям:

  • должны отражать выделенные нами показатели;
  • должны быть экономичными и информативными.

Таким образом, в диагностический  комплекс нами включены следующие методики:

  • «Заучивание 10 слов» для изучения объема вербальной памяти и точности воспроизведения;
  • «Воспроизведение рассказа» для изучения объема и точности воспроизведения.

Подробнее данные методики описаны в приложениях 1, 2.

При проведении диагностики  соблюдались условия:

  • Диагностика проводилась с ребенком индивидуально;
  • При проведении соблюдалось единообразие при предъявлении инструкции;
  • Использовался одинаковый материал для детей возрастной группы.

Предлагаемые психодиагностические методики могут быть использованы для  изучения вербальной памяти детей на разных возрастных ступенях дошкольного  возраста. Они позволяют оценить  уровень развития выделенных нами показателей  у дошкольников в разные периоды  детства.

При проведении методики «  Воспроизведение рассказа» детям  было предложены следующие рассказы: детям младшего дошкольного возраста предлагался рассказ «Плохой  сторож», детям среднего и старшего дошкольного возраста – рассказ  №1.

Нами были выделены уровни развития к методике «Заучивание 10 слов»:

Высокий уровень ( 3 балла ): объем  памяти составляет в младшем дошкольном возрасте 4 слова, для детей среднего дошкольного возраста – 5 слов, для  детей старшего дошкольного возраста – 6 слов.

Средний уровень ( 2 балла ): объем  памяти составляет у младших дошкольников составляет 3 слова, у средних дошкольников 4 слова, у старших дошкольников - 5 слов.

 Низкий уровень (1 балл ): объем памяти у детей младшего  возраста составляет 2 и менее  слов, у детей среднего возраста - 3 и менее слов, у старших детей  – 4 и менее слов.

Были выделены уровни развития к методике «Воспроизведение рассказа»:

Высокий уровень ( 3 балла ): при  воспроизведении рассказа ребенок  дает его точно, в полном объеме, допускает 1 - 2 ошибки.

Средний уровень ( 2 балла ): при  воспроизведении рассказа ребенок  дает его точно, в неполном объеме, совершает 3 - 4 ошибки.

Низкий уровень (1 балл ): при воспроизведении рассказа ребенок не воспроизводит или искажает его, допускает 5 и более ошибок.

По итогам 2 методик выводится  сводная таблица уровня вербальной памяти у детей дошкольного возраста по следующим уровням:

Высокий уровень: ребенок  набирает 5-6 баллов.

Средний уровень: ребенок  набирает 3 – 4 балла.

Низкий уровень: ребенок  набирает 2 и менее балла.

Таким образом, мы будем анализировать  результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, в соответствии с выше описанными уровнями.

 

2.2 Анализ и обобщение  полученных результатов.

Одной из методик, использованных нами для диагностики вербальной памяти у дошкольников, является методика «Заучивание 10 слов». Данная методика не требовала дополнительного стимульного материала. Обработка полученных результатов позволила сделать следующие выводы.

Дети уже в младшем  дошкольном возрасте начинают принимать  цель, поставленную взрослым, на запоминание  и воспроизведение материала. Дети стараются выполнить полученную от взрослого инструкцию. В то же время дети младшего дошкольного  возраста не могли длительно удерживать материал в памяти. Поэтому у некоторых  младших дошкольников наблюдалась  тенденция к уменьшению ряда слов при его воспроизведении. Однако в то же время у некоторых детей  наблюдалась тенденция к увеличению ряда с каждым повторением слов. При воспроизведении слов дошкольниками  была замечена такая закономерность, как и в более старшем возрасте, как: лучше и чаще воспроизводятся  слова, находящиеся в начале и  конце словесного ряда. Дети могли  произносить одни и те же слова  несколько раз подряд.

В младшем дошкольном возрасте 3 ребенка – 1 слово, 1 ребенок – 2 слова, 5 детей – 3 слова, 1 человек  – 4 слова. Таким образом, из 100 % детей  младшего дошкольного возраста 10% детей  имеют высокий уровень, 50 % детей - средний уровень, 40 % детей - низкий уровень.

Таблица 4

Результаты методики «Заучивание 10 слов»

Код имени

Повторение 1

Повторение 2

Повторение 3

Повторение 4

Повторение 5

Уровень

1

В. Т.

1

1

1

-

-

низкий

2

М. К.

2

2

3

3

4

высокий

3

Е. А.

1

1

1

1

1

низкий

4

В.П.

2

2

3

3

3

средний

5

И. Ф.

1

1

2

2

3

средний

6

П. Г.

1

1

2

2

3

средний

7

И. П.

2

2

2

3

3

средний

8

В. П.

1

1

1

1

1

низкий

9

М. С.

2

2

3

2

3

средний

10

А. В.

1

1

2

2

2

низкий


 

В среднем дошкольном возрасте также, как и в младшем возрасте, наблюдалась тенденция к увеличению ряда с каждым повторением слов. По сравнению с младшими дошкольниками  объем памяти и точность воспроизведения  у детей среднего дошкольного  возраста увеличились. Повторений одних  и тех же слов было реже.

В среднем дошкольном возрасте дети показали следующие результаты: 1 ребенок воспроизвел 1 слово, 1 человек  – 2 слова, 3 ребенка – 5 слов, 5 ребенка - 4 слова. Таким образом, у 30 % детей - высокий уровень, у 50 % детей - средний  уровень, у 20 % детей - низкий уровень.

Таблица 5

Результаты методики «Заучивание 10 слов»

Код имени

Повторение 1

Повторение 2

Повторение 3

Повторение 4

Повторение 5

уровень

1

С.Г.

1

2

2

3

4

средний

2

И.А.

2

2

3

3

4

средний

3

В. А.

2

3

3

4

4

средний

4

С. Б.

1

1

1

1

1

низкий

5

И. К.

3

3

4

4

5

высокий

6

А. Б.

2

2

3

3

4

средний

7

А.К.

3

3

4

4

5

высокий

8

Н.М.

2

3

3

3

4

средний

9

З.Ш.

2

3

4

4

5

высокий

10

Б. С.

1

1

1

1

2

низкий


 

В старшем дошкольном возрасте дети показывают в основном  средний  и высокий уровень. У них по отношении к детям более младшего возраста увеличился объем памяти, точно воспроизводят слова, наблюдалась  тенденция к увеличению ряда с  каждым повторением слов. Повторов одних и тех же слов не наблюдается.

В старшем дошкольном возрасте 5 человек произнесли к 5 повторению - 6 слов, 4 человека – 5 слов, 1 человек  – 4 слова. Таким образом, у 50 % детей - высокий уровень, у 40% детей - средний  уровень, у 10 %  детей - низкий уровень.

Таблица 6

Результаты методики «Заучивание 10 слов»

Код имени

Повторение 1

Повторение 2

Повторение 3

Повторение 4

Повторение 5

уровень

1

Е. Г.

4

4

5

6

6

высокий

2

Е.Г.

3

3

4

5

5

средний

3

Т. Ж.

4

5

5

5

6

высокий

4

Д. К.

2

3

3

4

5

средний

5

Н.К.

2

2

3

4

4

низкий

6

С. К.

3

4

5

5

6

высокий

7

П. Н.

3

3

4

5

6

высокий

8

Э. Т.

4

5

5

6

6

высокий

9

А. Л.

3

3

4

4

5

средний

10

А. П.

2

3

3

4

5

средний

Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста