Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….6
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 89.35 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Развитие вербальной  памяти в дошкольном возрасте.

Выше мы рассмотрели понятие  памяти в психолого-педагогической литературе, классификации ее видов, разные точки зрения на вербальную память. В данном параграфе рассмотрим основные направления развития памяти детей дошкольного возраста.

Первым направлением развития памяти является развитие памяти от непроизвольной к произвольной[6].  До 3—4 лет память ребенка носит преимущественно  непреднамеренный характер. Ребенок  еще не только не умеет ставить  перед собой цель запоминать —  вспоминать, но и не принимает исходящую  извне мнемическую задачу. Не овладевает они теми способами, приемами, которые  позволили бы ему преднамеренно  осуществить процессы запоминания  и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные  знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Непроизвольная память, являясь  у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях и единственной, не утрачивает своего значения и в  последующие годы: и школьник, и  взрослый человек многое запоминают непроизвольно.

На ранних этапах развития, пока память включена в процессы ощущения и восприятия или тесно связана  с ними, ребенок легко запечатлевает  яркие, красочные, необычные движущиеся предметы, привлекающие внимание своей  новизной и динамикой. Непроизвольно  может запечатлеться и то, что  многократно повторяется: ребенок  запоминает дорогу, по которой часто  ходит со взрослыми, расположение игрушек, если приучен их убирать, легко запоминает сказки, которые основаны на повторах («Колобок», «Теремок», «Репка» и  др).

Непроизвольно запечатлевается  то, с чем ребенок действует, что  включено в его деятельность. Большое  значение при этом имеет речь. Ребенок  лучше запоминает предметы, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет восприятие и запоминание им не только различных предметов, но и их цвета, величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых самим ребенком действий.

В определенных условиях непроизвольное запоминание у детей может  быть продуктивнее произвольного. Это  происходит тогда, когда деятельность, в которую включено непроизвольное запоминание, требует интеллектуальной активности ребенка, т. е. когда непроизвольное запоминание происходит в процессе решения каких-либо мыслительных задач. Продуктивность непроизвольного запоминания  у детей увеличивается с возрастом  в том случае, если выполняемое  ими задание требует не пассивного восприятия (рассматривание картинок), а активной ориентировки в материале, выполнения мыслительных операций (группирование  картинок по содержанию, придумывание слов, установление конкретных смысловых  связей).

В возрасте 4 лет происходит переход от непроизвольной к произвольной памяти. Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач  на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить появляется раньше цели запомнить, сначала развивается  произвольное воспроизведение, а вслед  за ним и произвольное запоминание.

Ребенок осознает и выделяет мнемические цели лишь тогда, когда  сталкивается с такими условиями, которые  требуют от него активного припоминания и запоминания. Однако само по себе наличие такого требования еще не может привести к осознанию данной цели. Важен также мотив, побуждающий  ребенка к деятельности, важно, чтобы  цель была принята ребенком. Так, для  детей 3—4 лет требование взрослых запомнить, а затем припомнить ряд слов еще  не приводит к нужному результату из-за отсутствия мотива запоминания. В условиях игры ребенок берет  на себя роль «покупателя», принимает  задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, а в «магазине» для него становится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить». Цель запомнить и припомнить для ребенка, участвующего в игре, имеет совершенно конкретный смысл. Следовательно, в условиях игры мнемические цели выделяются значительно легче.

Дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный  материал, например считалки, словесные  каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают  к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного ими материала. Среди причин, объясняющих эти  факты,  выделяют прежде всего тот  интерес, который нередко вызывает у детей звуковая сторона этого  материала либо особое эмоциональное  отношение к такому материалу, вызываемое им чувство смешного, комического. Особую роль также играет и то, что во многих случаях этот материал вплетается в игровую деятельность. Ребенок  запоминает считалки, каламбуры, недоступные  для понимания стихи еще и  потому, что много раз повторял их сам или неоднократно слышал либо от взрослых, либо от сверстников.

Для маленьких детей задача запомнить нередко реализуется  буквальным воспроизведением, со всеми  деталями и особенностями. Дети не допускают  искажения подлинника, перестановки слов, пропусков, часто поправляют взрослых, если они видоизменяют оригинал. Ограниченные речевые возможности детей, такие  как недостаточный запас слов, выражений, анонимов, вовсе не говорят  об отсутствии понимания ими того, что они запоминают и воспроизводят. Тенденция не вникать в смысл  того, что запоминается, не является возрастной особенностью памяти детей. На путь механического заучивания в  старшем дошкольном и младшем  школьном возрасте чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям, не умеющие думать. Существуют заметные различия в воспроизведении материалов разных видов. Эти различия проявляются  в отношении объема, скорости, прочности  запоминания, а также в количестве реминисценции, т. е. воспроизведения  отдельных частей запоминавшегося материала после определенной отсрочки во времени (отсроченное воспроизведение временно забытого).

Одним из путей изучения генеза памяти у детей занимался  Блонский П.П.[1] . Он утверждал, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и вербальная)- это генетически  обусловленные ступени ее развития.

Самый ранний вид - моторная или двигательная память, которая  возникает у ребенка очень  рано. Ее первые проявления относятся  к первому месяцу жизни. Первоначально  данная память выражается только в  двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение  движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует  отметить, что к концу первого  года жизни двигательная память достигает  у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого  возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее  время. Так, двигательная память у детей  дошкольного возраста достигает  уровня развития, позволяющего уже  выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Следующий вид памяти, возникающий  у детей, по Блонскому П.П. – эмоциональная  или аффективная память. Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются  к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может  радоваться или плакать при одном  лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной  памяти существенно отличаются от более  поздних. Это отличие заключается  в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная  память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты  и играют ведущую роль в жизни  людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном  смысле можно назвать профессиональными  видами памяти. Как и соответствующие  ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи  со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения  недостающих видов памяти.

Последний вид памяти, возникающий  у детей дошкольного возраста, - вербальная память или память-рассказ  как высший и специфически человеческий вид памяти.

Блонский П.П. подчеркивает, что, так как вербальная память благодаря  речевому развитию существует для других людей, то развитие ее социально обусловлено.

По Блонскому П.П., социально  обусловленная память в онтогенезе выступает не сразу.  В ее развитии можно различать 3 основные стадии: простую репродукцию, социально  обусловленную избирательную репродукцию  и грамотную память, пользующуюся письменностью. Развитие вербальной памяти начинается на втором году с репродуцирующей  вербальной памяти. Иначе ребенок  не усвоил бы языка. Максимально быстрое  развитие вербальной памяти происходит в дошкольном возрасте. В 7-8 лет она  не так отличается от максимума этой памяти. Наиболее высокого развития вербальная репродукция достигает к началу полового созревания. Начиная с юношеского возраста репродуцирующая вербальная память ослабевает.

Вслед за репродуцирующей  вербальной памятью и одновременно с ней под влиянием воспитания и обучения развивается рассказывающая память ( избирательно-репродуцирующая  вербальная память). Эта память оттесняет  память-репродукцию на задний план, и в сущности развитие вербальной памяти в детстве есть главным образом развитие именно этой памяти. Она начинает формироваться в дошкольном детстве, но наиболее энергичное ее развитие происходит в школьном возрасте. Максимального совершенствования она достигает в юношеские годы.

Развитие памяти-рассказа находится в теснейшей связи  с развитием мышления и речи. Это  уже мыслящая память, т.е. запоминание, сопровождаемое думанием, что и когда  запоминать, и воспоминание, сопровождаемое думанием, что и когда вспоминать. Начало развития грамотной памяти, пользующейся письменностью и являющейся более высоким уровнем мыслящей памяти, падает на школьный возраст. Школьник при запоминании чаще опирается  на книгу и на запись того, что  нужно усвоить. Наивысшего расцвета эта память достигает только в  зрелом возрасте.

В младенческом возрасте развивается  особенно важный вид памяти - память на слова. Начиная с 6 месяцев ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями[10].  Одной из особенностей развития памяти в младенчестве является то, что  к концу года у ребенка складываются предпосылки для развития словесной памяти. Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в связи с тем, что речь выступает отличительным признаком человека. Слово взрослого «руководит» поведением малыша. Взрослый называет окружающие предметы, их признаки, действия, свойства[18].

В раннем возрасте ребенок  реагировать уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. На третьем году жизни он понимает каждое отдельной слово, входящее в  произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной  речи к активной. Этот период обусловлен ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания  и произношением.

Когда на втором году жизни  ребенок выполняет несложные  поручения типа «принеси куклу» или  «положи ложку», он оперирует словесной  памятью, хотя и не понимает смысла каждого отдельного слова, включенного  в это короткое предложение. Освоение разговорной речи вносит существенные изменения и в протекание самого процесса памяти, особенно, когда слова  приобретают обобщающий характер.

В это время еще можно  выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы она сливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы. Дети сначала стереотипно отвечают на трафаретные вопросы, приказания, замечания, постоянно повторяемые взрослым, вроде: «Повернись на бочок и спи» или «Скажи, как тебя зовут?».

Именно в этом возрасте дети особенно легко запоминают шуточные выражения, меткие словечки, песенки  и стишки, поговорки, которые слышат от взрослых. Малыши охотно и быстро сначала вставляют лишь отдельные  пропускаемые взрослыми в знакомом тексте слова, а затем повторяют  целые стишки: «Киска, киска, киска... (брысь), на дорожку не... (садись)».

В дошкольном возрасте словесно-смысловая  память  ребенка характеризуется  не только тем, что  он запоминает, но и теми связями, на которые он опирается  при сохранении воспринятого материала. У младших дошкольников большую  роль играют случайные, внешние связи, которые образуются между частями  воспринятого содержания. Рассказывая  о посещении кукольного театра, трех-, четырехлетние дети стремятся передать не смысл спектакля, а просто повторяют  дословно, кто, что и когда говорил.

Такая память называется часто  механической, и многие психологи  считают ее свойственной маленьким  детям. Однако здесь допускаются  две существенные ошибки. Во-первых, название этого вида памяти неверное, так как, хотя устанавливаемые ребенком связи не существенные, а чисто  внешние, случайные, они образуются не механически, а в процессе активного  восприятия сложного для детей материала. Во-вторых, факты педагогической практики и специальные исследования говорят о том, что ребенок даже младшего дошкольного возраста может запомнить некоторое содержание, опираясь и на смысловые (логические) связи, если только ему понятно то, что он запоминает.

У старших дошкольников постепенно ослабевает потребность использовать наглядные, конкретные опоры для  воспроизведения или создания новых  образов. Слушая сказки, шести-, семилетние ребята живо представляют себе Конька-горбунка, гору, на которой висит хрустальный  гроб с царевной, или Емелюшку, въезжающего  в царские палаты на русской печке. При этом они часто сами фантазируют, разыгрывая в лицах виденное или  слышанное. Но шести-, семилетние дети могут фантазировать и без  действия. Они мечтают о том, кем  будет каждый из них и что он совершит: составляют рассказ по серии  картинок, придумывают названия к  картинке или рассказу. В разных формах словесного творчества отчетливо  выступает развивающееся логическое запоминание, мышление и творческое воображение старших дошкольников[10].

Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста