Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….6
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 89.35 Кб (Скачать)

Таким образом, с возрастом  увеличивается объем вербальной памяти и точность воспроизведения  словесного ряда в связи с ее более  активным развитием в дошкольном возрасте.

Следующей диагностической  методикой, проводимой с детьми дошкольного  возраста, является методика «Воспроизведение рассказа» для изучения объема и  точности воспроизведения.

В младшем дошкольном возрасте при воспроизведении рассказа у  части детей наблюдались некоторые  из ошибок: пропуски слов, искажения  текста, замена одних слов другими, перестановки слов или ребенок не мог воспроизвести рассказ из-за того, что не помнит его. У других детей данного возраста наблюдалось  противоположное: дети могли воспроизвести  его, не допуская значительных ошибок. Остальная часть младших детей  воспроизводили его, изредка допуская ошибки.

У детей младшего дошкольного  возраста  высокий уровень имеется  у 10 % детей, средний уровень у 50 % детей, низкий уровень – у 40 % детей ( таблица 8 ).

Таблица 8

Результаты методики «Воспроизведение рассказа»

Код имени

Уровень

1

В. Т

низкий

2

М. К.

высокий

3

К. А.

низкий

4

В. П.

средний

5

И. Ф.

средний

6

П. Г.

средний

7

И. П.

средний

8

В. П.

низкий

9

М. С.

средний

10

А. В.

низкий


 

В среднем дошкольном возрасте воспроизведение рассказа проходило  более успешно и точнее, чем  в младшем дошкольном возрасте. Но не исключались и ошибки в воспроизведении  рассказа. В данном возрасте происходит увеличение объема и точности воспроизведения, что сказывается на воспроизведении  рассказа.

В среднем дошкольном возрасте высокий уровень показали 30 % детей, средний уровень- 40 % детей,  низкий уровень -30 % детей (таблица 9).

Таблица 9

Результаты методики «Воспроизведение рассказа»

Код имени

уровень

1

С. Г.

средний

2

И.А.

средний

3

В.А.

высокий

4

С. Б.

низкий

5

И.К.

высокий

6

А. Б.

низкий

7

А. К.

высокий

8

Н. М.

средний

9

З Ш.

средний

10

Б. С.

низкий


 

В старшем дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем  и точность воспроизведения рассказа, что выражается в том, что дети пересказывают его более точно  и полно, более осмысленно. Ошибки при воспроизведении у детей  наблюдаются незначительные. Лишь в  одном случае ребенок искажает рассказ  при воспроизведении.

 В старшем дошкольном  возрасте высокий уровень у  40 % детей,  средний уровень - у  50 % детей, низкий уровень - у  10 % детей ( таблица 10 ).

Таблица 10

Результаты методики «Воспроизведение рассказа»

Код имени

уровень

1

Е. Г.

высокий

2

Е. Г.

средний

3

Т. Ж.

высокий

4

Д. К.

средний

5

Н. К.

средний

6

С.К.

высокий

7

П. Н.

средний

8

Э. Т.

высокий

9

А.Л.

средний

10

А. П.

низкий


 

При «Воспроизведении рассказа»  у детей с возрастом увеличивается  объем и точность воспроизведения  рассказа. К старшему дошкольному  возрасту дети более точно его  воспроизводят в связи с развитием  мышления, памяти и речи, развитием  произвольности психических процессов.

Проведя диагностические  методики «Заучивание 10 слов» и «Воспроизведение рассказа», мы можем выделить уровень  вербальной памяти у детей дошкольного  возраста.

Таблица 11

Результаты исследования младшего дошкольного возраста

Код имени

Заучивание 10 слов

Воспроизведение рассказа

уровень

1

В. Т.

1 балл

1 балл

низкий

2

М. К.

3 балла

3 балла

высокий

3

Е. А.

1 балл

1 балл

низкий

4

В. П.

2 балла

2 балла

средний

5

И. Ф.

2 балла

2 балла

средний

6

П. Г.

2 балла

2 балла

средний

7

И. П.

2 балла

2 балла

средний

8

В. П.

1 балл

1 балл

низкий

9

М. С.

2 балла

2 балла

средний

10

А. В.

1 балл

1 балл

низкий


 

Таблица 12

Результаты исследования среднего дошкольного возраста

Код имени

Заучивание 10 слов

Воспроизведение рассказа

уровень

1

С.Г.

2 балла

2 балла

средний

2

И.А.

2 балла

2 балла

средний

3

В.А.

3 балла

3 балла

высокий

4

С. Б.

1 балл

1 балл

низкий

5

И. К.

3 балла

3 балла

высокий

6

А. Б.

2 балла

1 балл

средний

7

А. К.

3 балла

3 балла

высокий

8

Н. М.

1 балл

1 балл

низкий

9

З. Ш.

3 балла

2 балла

высокий

10

Б. С.

1 балл

1 балл

низкий


 

Таблица 13

Результаты исследования старшего дошкольного возраста

Код имени

Заучивание 10 слов

Воспроизведение рассказа

уровень

1

Е. Г.

3 балла

3 балла

высокий

2

Е.Г.

2 балла

2 балла

средний

3

Т. Ж.

3 балла

3 балла

высокий

4

Д.К.

2 балла

2 балла

средний

5

Н. К.

1 балл

2 балла

средний

6

С. К.

3 балла

3 балла

высокий

7

П.Н.

3 балла

2 балла

высокий

8

Э. Т.

3 балла

3 балла

высокий

9

А.Л.

2 балла

2 балла

средний

10

А. П.

2 балла

1 балл

средний


 

Таким образом, нами было выявлены особенности развития вербальной памяти по выделенным показателям по следующим  методикам: «Заучивание 10 слов», «Воспроизведение рассказа». С возрастом детей  у них увеличивается объем  памяти и точность воспроизведения  словесного материала. В младшем  дошкольном возрасте детей с низким уровнем 40 %, с средним уровнем  – 50 %, с высоким уровнем 10 %. В среднем  дошкольном возрасте детей с низким уровнем 30 %,  средним уровнем – 30 %, высоким уровнем – 40 %. В старшем  дошкольном возрасте детей с высоким  уровнем 50 %, с низким уровнем – 50 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Нами были рассмотрены  различные классификации видов  памяти человека по разным основаниям, среди которых находится и  классификация по характеру психической  активности Блонского П.П. Он развил идею о том, что двигательная, эмоциональная, образная и вербальная память- это  ступени памяти, которые появляются в определенной последовательности и остаются на том же уровне, на котором  они и возникли. Вербальную память же Блонский П.П. определил как высшую и специфически человеческую память.

Изучением вербальной памяти занимались такие ученые, как Блонский П.П, Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л., Кроль  В.М., Крутецкий В.А., Корниенко Н.А. и другие.

Вербальная память имеет  важное значение в жизни человека. Подавляющее количество знаний он получает при посредстве словесной системы, воспринимая устную информацию, читая  книги и сохраняя в своей памяти результаты сведений, получаемых при  помощи речи.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого  возрастного периода определяет большие потенциальные возможности  развития памяти ребенка.

Были рассмотрены различные  направления развития памяти у детей. Одним из направлений развития памяти является постепенное появление  видов памяти, последней из которых  появляется вербальная память. Блонским П.П. были выделены стадии развития вербальной памяти в дошкольном возрасте. Начало ее развития приходится на 2 год жизни  ребенка, в дошкольном возрасте репродуцирующая  вербальная память развивается наиболее активно. В дошкольном возрасте начинает развиваться  избирательно-репродуцирующая вербальная память, которая продолжает свое развитие в школьном возрасте вместе с развитием грамотной памяти до зрелого возраста.

 В дошкольном возрасте  в связи с ее значением в  жизни и деятельности человека  необходимо проводить диагностику   вербальной памяти в соответствии  с ее особенностями у дошкольников, подобрать диагностический материал  в соответствии с показателями.

Нами были рассмотрены  особенности диагностики дошкольников, выделены показатели вербальной памяти.

Экспериментальное исследование констатирующего характера проходило  на базе муниципального дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад № 48» с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников  «Василинка» г. Новокузнецка с целью  изучения особенностей диагностики  вербальной памяти у детей дошкольного  возраста.

Для экспериментального исследования были подобранны в соответствии с  показателями и проведены диагностические  методики «Заучивание 10 слов», «Воспроизведение рассказа». В результате были выявлены особенности развития вербальной памяти у детей. В дошкольном возрасте у  детей постепенно увеличивается  объем вербальной памяти, точность воспроизведения словесного материала. В младшем дошкольном возрасте было 40 % детей с низким уровнем вербальной памяти, 50 % детей с средним уровнем, 10 % с высоким уровнем. К старшему дошкольному возрасту количество детей  с высоким и средним уровнем  увеличилось, в то же время детей  с низким уровнем не было выявлено.

Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста