Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика  вербальной памяти у детей дошкольного  возраста.
Цель исследования: изучить  особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………… 3                                                                                                    
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей  дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной  памяти в психолого-педагогической  литературе………………………………………………………………….6
          1.2 Развитие вербальной памяти  в дошкольном возрасте…………….18
          1.3 Особенности диагностики вербальной  памяти у детей дошкольного  возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное  исследование вербальной памяти у  детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты  экспериментального исследования  вербальной памяти у детей  дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение  полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55
Таким образом, с возрастом увеличивается объем вербальной памяти и точность воспроизведения словесного ряда в связи с ее более активным развитием в дошкольном возрасте.
Следующей диагностической методикой, проводимой с детьми дошкольного возраста, является методика «Воспроизведение рассказа» для изучения объема и точности воспроизведения.
В младшем дошкольном возрасте 
при воспроизведении рассказа у 
части детей наблюдались 
У детей младшего дошкольного возраста высокий уровень имеется у 10 % детей, средний уровень у 50 % детей, низкий уровень – у 40 % детей ( таблица 8 ).
Таблица 8
Результаты методики «Воспроизведение рассказа»
№  | 
  Код имени  | 
  Уровень  | 
1  | 
  В. Т  | 
  низкий  | 
2  | 
  М. К.  | 
  высокий  | 
3  | 
  К. А.  | 
  низкий  | 
4  | 
  В. П.  | 
  средний  | 
5  | 
  И. Ф.  | 
  средний  | 
6  | 
  П. Г.  | 
  средний  | 
7  | 
  И. П.  | 
  средний  | 
8  | 
  В. П.  | 
  низкий  | 
9  | 
  М. С.  | 
  средний  | 
10  | 
  А. В.  | 
  низкий  | 
В среднем дошкольном возрасте воспроизведение рассказа проходило более успешно и точнее, чем в младшем дошкольном возрасте. Но не исключались и ошибки в воспроизведении рассказа. В данном возрасте происходит увеличение объема и точности воспроизведения, что сказывается на воспроизведении рассказа.
В среднем дошкольном возрасте высокий уровень показали 30 % детей, средний уровень- 40 % детей, низкий уровень -30 % детей (таблица 9).
Таблица 9
Результаты методики «Воспроизведение рассказа»
№  | 
  Код имени  | 
  уровень  | 
1  | 
  С. Г.  | 
  средний  | 
2  | 
  И.А.  | 
  средний  | 
3  | 
  В.А.  | 
  высокий  | 
4  | 
  С. Б.  | 
  низкий  | 
5  | 
  И.К.  | 
  высокий  | 
6  | 
  А. Б.  | 
  низкий  | 
7  | 
  А. К.  | 
  высокий  | 
8  | 
  Н. М.  | 
  средний  | 
9  | 
  З Ш.  | 
  средний  | 
10  | 
  Б. С.  | 
  низкий  | 
В старшем дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем и точность воспроизведения рассказа, что выражается в том, что дети пересказывают его более точно и полно, более осмысленно. Ошибки при воспроизведении у детей наблюдаются незначительные. Лишь в одном случае ребенок искажает рассказ при воспроизведении.
В старшем дошкольном возрасте высокий уровень у 40 % детей, средний уровень - у 50 % детей, низкий уровень - у 10 % детей ( таблица 10 ).
Таблица 10
Результаты методики «Воспроизведение рассказа»
№  | 
  Код имени  | 
  уровень  | 
1  | 
  Е. Г.  | 
  высокий  | 
2  | 
  Е. Г.  | 
  средний  | 
3  | 
  Т. Ж.  | 
  высокий  | 
4  | 
  Д. К.  | 
  средний  | 
5  | 
  Н. К.  | 
  средний  | 
6  | 
  С.К.  | 
  высокий  | 
7  | 
  П. Н.  | 
  средний  | 
8  | 
  Э. Т.  | 
  высокий  | 
9  | 
  А.Л.  | 
  средний  | 
10  | 
  А. П.  | 
  низкий  | 
При «Воспроизведении рассказа» 
у детей с возрастом 
Проведя диагностические методики «Заучивание 10 слов» и «Воспроизведение рассказа», мы можем выделить уровень вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Таблица 11
Результаты исследования младшего дошкольного возраста
№  | 
  Код имени  | 
  Заучивание 10 слов  | 
  Воспроизведение рассказа  | 
  уровень  | 
1  | 
  В. Т.  | 
  1 балл  | 
  1 балл  | 
  низкий  | 
2  | 
  М. К.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
3  | 
  Е. А.  | 
  1 балл  | 
  1 балл  | 
  низкий  | 
4  | 
  В. П.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
5  | 
  И. Ф.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
6  | 
  П. Г.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
7  | 
  И. П.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
8  | 
  В. П.  | 
  1 балл  | 
  1 балл  | 
  низкий  | 
9  | 
  М. С.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
10  | 
  А. В.  | 
  1 балл  | 
  1 балл  | 
  низкий  | 
Таблица 12
Результаты исследования среднего дошкольного возраста
№  | 
  Код имени  | 
  Заучивание 10 слов  | 
  Воспроизведение рассказа  | 
  уровень  | 
1  | 
  С.Г.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
2  | 
  И.А.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
3  | 
  В.А.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
4  | 
  С. Б.  | 
  1 балл  | 
  1 балл  | 
  низкий  | 
5  | 
  И. К.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
6  | 
  А. Б.  | 
  2 балла  | 
  1 балл  | 
  средний  | 
7  | 
  А. К.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
8  | 
  Н. М.  | 
  1 балл  | 
  1 балл  | 
  низкий  | 
9  | 
  З. Ш.  | 
  3 балла  | 
  2 балла  | 
  высокий  | 
10  | 
  Б. С.  | 
  1 балл  | 
  1 балл  | 
  низкий  | 
Таблица 13
Результаты исследования старшего дошкольного возраста
№  | 
  Код имени  | 
  Заучивание 10 слов  | 
  Воспроизведение рассказа  | 
  уровень  | 
1  | 
  Е. Г.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
2  | 
  Е.Г.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
3  | 
  Т. Ж.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
4  | 
  Д.К.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
5  | 
  Н. К.  | 
  1 балл  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
6  | 
  С. К.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
7  | 
  П.Н.  | 
  3 балла  | 
  2 балла  | 
  высокий  | 
8  | 
  Э. Т.  | 
  3 балла  | 
  3 балла  | 
  высокий  | 
9  | 
  А.Л.  | 
  2 балла  | 
  2 балла  | 
  средний  | 
10  | 
  А. П.  | 
  2 балла  | 
  1 балл  | 
  средний  | 
Таким образом, нами было выявлены особенности развития вербальной памяти по выделенным показателям по следующим методикам: «Заучивание 10 слов», «Воспроизведение рассказа». С возрастом детей у них увеличивается объем памяти и точность воспроизведения словесного материала. В младшем дошкольном возрасте детей с низким уровнем 40 %, с средним уровнем – 50 %, с высоким уровнем 10 %. В среднем дошкольном возрасте детей с низким уровнем 30 %, средним уровнем – 30 %, высоким уровнем – 40 %. В старшем дошкольном возрасте детей с высоким уровнем 50 %, с низким уровнем – 50 %.
Заключение.
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Нами были рассмотрены различные классификации видов памяти человека по разным основаниям, среди которых находится и классификация по характеру психической активности Блонского П.П. Он развил идею о том, что двигательная, эмоциональная, образная и вербальная память- это ступени памяти, которые появляются в определенной последовательности и остаются на том же уровне, на котором они и возникли. Вербальную память же Блонский П.П. определил как высшую и специфически человеческую память.
Изучением вербальной памяти занимались такие ученые, как Блонский П.П, Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л., Кроль В.М., Крутецкий В.А., Корниенко Н.А. и другие.
Вербальная память имеет важное значение в жизни человека. Подавляющее количество знаний он получает при посредстве словесной системы, воспринимая устную информацию, читая книги и сохраняя в своей памяти результаты сведений, получаемых при помощи речи.
Дошкольный возраст является 
наиболее ответственным этапом детства. 
Высокая сензитивность этого 
возрастного периода определяет 
большие потенциальные 
Были рассмотрены различные направления развития памяти у детей. Одним из направлений развития памяти является постепенное появление видов памяти, последней из которых появляется вербальная память. Блонским П.П. были выделены стадии развития вербальной памяти в дошкольном возрасте. Начало ее развития приходится на 2 год жизни ребенка, в дошкольном возрасте репродуцирующая вербальная память развивается наиболее активно. В дошкольном возрасте начинает развиваться избирательно-репродуцирующая вербальная память, которая продолжает свое развитие в школьном возрасте вместе с развитием грамотной памяти до зрелого возраста.
 В дошкольном возрасте 
в связи с ее значением в 
жизни и деятельности человека 
необходимо проводить 
Нами были рассмотрены 
особенности диагностики 
Экспериментальное исследование 
констатирующего характера 
Для экспериментального исследования были подобранны в соответствии с показателями и проведены диагностические методики «Заучивание 10 слов», «Воспроизведение рассказа». В результате были выявлены особенности развития вербальной памяти у детей. В дошкольном возрасте у детей постепенно увеличивается объем вербальной памяти, точность воспроизведения словесного материала. В младшем дошкольном возрасте было 40 % детей с низким уровнем вербальной памяти, 50 % детей с средним уровнем, 10 % с высоким уровнем. К старшему дошкольному возрасту количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, в то же время детей с низким уровнем не было выявлено.
Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста