Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….6
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55
Таким образом, с возрастом увеличивается объем вербальной памяти и точность воспроизведения словесного ряда в связи с ее более активным развитием в дошкольном возрасте.
Следующей диагностической методикой, проводимой с детьми дошкольного возраста, является методика «Воспроизведение рассказа» для изучения объема и точности воспроизведения.
В младшем дошкольном возрасте
при воспроизведении рассказа у
части детей наблюдались
У детей младшего дошкольного возраста высокий уровень имеется у 10 % детей, средний уровень у 50 % детей, низкий уровень – у 40 % детей ( таблица 8 ).
Таблица 8
Результаты методики «Воспроизведение рассказа»
№ |
Код имени |
Уровень |
1 |
В. Т |
низкий |
2 |
М. К. |
высокий |
3 |
К. А. |
низкий |
4 |
В. П. |
средний |
5 |
И. Ф. |
средний |
6 |
П. Г. |
средний |
7 |
И. П. |
средний |
8 |
В. П. |
низкий |
9 |
М. С. |
средний |
10 |
А. В. |
низкий |
В среднем дошкольном возрасте воспроизведение рассказа проходило более успешно и точнее, чем в младшем дошкольном возрасте. Но не исключались и ошибки в воспроизведении рассказа. В данном возрасте происходит увеличение объема и точности воспроизведения, что сказывается на воспроизведении рассказа.
В среднем дошкольном возрасте высокий уровень показали 30 % детей, средний уровень- 40 % детей, низкий уровень -30 % детей (таблица 9).
Таблица 9
Результаты методики «Воспроизведение рассказа»
№ |
Код имени |
уровень |
1 |
С. Г. |
средний |
2 |
И.А. |
средний |
3 |
В.А. |
высокий |
4 |
С. Б. |
низкий |
5 |
И.К. |
высокий |
6 |
А. Б. |
низкий |
7 |
А. К. |
высокий |
8 |
Н. М. |
средний |
9 |
З Ш. |
средний |
10 |
Б. С. |
низкий |
В старшем дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем и точность воспроизведения рассказа, что выражается в том, что дети пересказывают его более точно и полно, более осмысленно. Ошибки при воспроизведении у детей наблюдаются незначительные. Лишь в одном случае ребенок искажает рассказ при воспроизведении.
В старшем дошкольном возрасте высокий уровень у 40 % детей, средний уровень - у 50 % детей, низкий уровень - у 10 % детей ( таблица 10 ).
Таблица 10
Результаты методики «Воспроизведение рассказа»
№ |
Код имени |
уровень |
1 |
Е. Г. |
высокий |
2 |
Е. Г. |
средний |
3 |
Т. Ж. |
высокий |
4 |
Д. К. |
средний |
5 |
Н. К. |
средний |
6 |
С.К. |
высокий |
7 |
П. Н. |
средний |
8 |
Э. Т. |
высокий |
9 |
А.Л. |
средний |
10 |
А. П. |
низкий |
При «Воспроизведении рассказа»
у детей с возрастом
Проведя диагностические методики «Заучивание 10 слов» и «Воспроизведение рассказа», мы можем выделить уровень вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Таблица 11
Результаты исследования младшего дошкольного возраста
№ |
Код имени |
Заучивание 10 слов |
Воспроизведение рассказа |
уровень |
1 |
В. Т. |
1 балл |
1 балл |
низкий |
2 |
М. К. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
3 |
Е. А. |
1 балл |
1 балл |
низкий |
4 |
В. П. |
2 балла |
2 балла |
средний |
5 |
И. Ф. |
2 балла |
2 балла |
средний |
6 |
П. Г. |
2 балла |
2 балла |
средний |
7 |
И. П. |
2 балла |
2 балла |
средний |
8 |
В. П. |
1 балл |
1 балл |
низкий |
9 |
М. С. |
2 балла |
2 балла |
средний |
10 |
А. В. |
1 балл |
1 балл |
низкий |
Таблица 12
Результаты исследования среднего дошкольного возраста
№ |
Код имени |
Заучивание 10 слов |
Воспроизведение рассказа |
уровень |
1 |
С.Г. |
2 балла |
2 балла |
средний |
2 |
И.А. |
2 балла |
2 балла |
средний |
3 |
В.А. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
4 |
С. Б. |
1 балл |
1 балл |
низкий |
5 |
И. К. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
6 |
А. Б. |
2 балла |
1 балл |
средний |
7 |
А. К. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
8 |
Н. М. |
1 балл |
1 балл |
низкий |
9 |
З. Ш. |
3 балла |
2 балла |
высокий |
10 |
Б. С. |
1 балл |
1 балл |
низкий |
Таблица 13
Результаты исследования старшего дошкольного возраста
№ |
Код имени |
Заучивание 10 слов |
Воспроизведение рассказа |
уровень |
1 |
Е. Г. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
2 |
Е.Г. |
2 балла |
2 балла |
средний |
3 |
Т. Ж. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
4 |
Д.К. |
2 балла |
2 балла |
средний |
5 |
Н. К. |
1 балл |
2 балла |
средний |
6 |
С. К. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
7 |
П.Н. |
3 балла |
2 балла |
высокий |
8 |
Э. Т. |
3 балла |
3 балла |
высокий |
9 |
А.Л. |
2 балла |
2 балла |
средний |
10 |
А. П. |
2 балла |
1 балл |
средний |
Таким образом, нами было выявлены особенности развития вербальной памяти по выделенным показателям по следующим методикам: «Заучивание 10 слов», «Воспроизведение рассказа». С возрастом детей у них увеличивается объем памяти и точность воспроизведения словесного материала. В младшем дошкольном возрасте детей с низким уровнем 40 %, с средним уровнем – 50 %, с высоким уровнем 10 %. В среднем дошкольном возрасте детей с низким уровнем 30 %, средним уровнем – 30 %, высоким уровнем – 40 %. В старшем дошкольном возрасте детей с высоким уровнем 50 %, с низким уровнем – 50 %.
Заключение.
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Нами были рассмотрены различные классификации видов памяти человека по разным основаниям, среди которых находится и классификация по характеру психической активности Блонского П.П. Он развил идею о том, что двигательная, эмоциональная, образная и вербальная память- это ступени памяти, которые появляются в определенной последовательности и остаются на том же уровне, на котором они и возникли. Вербальную память же Блонский П.П. определил как высшую и специфически человеческую память.
Изучением вербальной памяти занимались такие ученые, как Блонский П.П, Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л., Кроль В.М., Крутецкий В.А., Корниенко Н.А. и другие.
Вербальная память имеет важное значение в жизни человека. Подавляющее количество знаний он получает при посредстве словесной системы, воспринимая устную информацию, читая книги и сохраняя в своей памяти результаты сведений, получаемых при помощи речи.
Дошкольный возраст является
наиболее ответственным этапом детства.
Высокая сензитивность этого
возрастного периода определяет
большие потенциальные
Были рассмотрены различные направления развития памяти у детей. Одним из направлений развития памяти является постепенное появление видов памяти, последней из которых появляется вербальная память. Блонским П.П. были выделены стадии развития вербальной памяти в дошкольном возрасте. Начало ее развития приходится на 2 год жизни ребенка, в дошкольном возрасте репродуцирующая вербальная память развивается наиболее активно. В дошкольном возрасте начинает развиваться избирательно-репродуцирующая вербальная память, которая продолжает свое развитие в школьном возрасте вместе с развитием грамотной памяти до зрелого возраста.
В дошкольном возрасте
в связи с ее значением в
жизни и деятельности человека
необходимо проводить
Нами были рассмотрены
особенности диагностики
Экспериментальное исследование
констатирующего характера
Для экспериментального исследования были подобранны в соответствии с показателями и проведены диагностические методики «Заучивание 10 слов», «Воспроизведение рассказа». В результате были выявлены особенности развития вербальной памяти у детей. В дошкольном возрасте у детей постепенно увеличивается объем вербальной памяти, точность воспроизведения словесного материала. В младшем дошкольном возрасте было 40 % детей с низким уровнем вербальной памяти, 50 % детей с средним уровнем, 10 % с высоким уровнем. К старшему дошкольному возрасту количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, в то же время детей с низким уровнем не было выявлено.
Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста