Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….6
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста
Выполнил: студент ОФО 2 курса
Новокузнецк
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной
памяти в психолого-
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты
экспериментального
2.2 Анализ и обобщение
полученных результатов……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
«Без памяти, - писал Рубинштейн С.Л. - мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом»[14].
В психолого-педагогической литературе выделены несколько классификаций памяти по разным основаниям, среди которых и классификация по характеру психической активности, разработанная Блонским П.П.[1]. Он выделил двигательную, эмоциональную, образную и вербальную, последнюю из которых обозначил как высший вид памяти.
Изучением вербальной памяти занимались такие ученые, как Блонский П.П, Рубинштейн С.Л, Кроль В.М., Крутецкий В.А., Лурия А.Р., Корниенко Н.А. и другие.
Вербальная память имеет важное значение в жизни человека. Подавляющее количество знаний он получает при посредстве словесной системы, воспринимая устную информацию, читая книги и сохраняя в своей памяти результаты сведений, получаемых при помощи речи.
Вербальная память является
переработкой словесной информации,
выделением из нее наиболее существенного,
отвлечением от побочного, несущественного
и удержанием тех мыслей, которые
попадаются в словесном сообщении.
В основе памяти лежит процесс
перекодирования сообщаемого
Дошкольное детство
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность.
Как указывал Блонский П.П[1], развитие вербальной памяти начинается на втором году с репродуцирующей вербальной памяти. Иначе ребенок не усвоил бы языка. Максимально быстрое развитие вербальной памяти происходит в дошкольном возрасте. Вербальная память продолжает развиваться не только в дошкольном возрасте, но и в школьном и более старшем возрасте. В дошкольном возрасте начинает закладываться основа для последующего развития ребенка.
Исследования Блонского П.П., Корниенко Н.А. и др. о соотношении образной и вербальной памяти показали, что в течении дошкольного возраста происходит постепенное увеличение в пользу второй. Разные исследователи определяли вербальную память как словесную, словесно-логическую и семантическую, выделяя ее как специфически человеческую память.
В дошкольном возрасте в
связи с значением вербальной
памяти в жизни и деятельности
человека необходимо проводить диагностику
вербальной памяти в соответствии с
ее особенностями у дошкольников,
подобрать диагностический
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить
особенности диагностики
Изучение психолого-
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-
2. Рассмотреть развитие вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
3.Изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
4.Провести экспериментальное
исследование, направленное на диагностику
вербальной памяти
Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы были использованы
следующие методы исследования: теоретический
анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования, психолого-педагогический
эксперимент констатирующего
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема вербальной
памяти в психолого-
Память - это основа психической
жизни, основа нашего сознания. Как
же данный психический процесс
Венгер Л.А. и Мухина В.С.[2] определяют память как запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.
Петровский А.В. и Ярошевский М.Г.[15] понимают под памятью процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
По Давыдову В.В.[16] память- форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
В основе памяти лежит свойство
нервной ткани изменяться под
влиянием действия раздражителей, сохранять
в себе следы нервного возбуждения.
Под следами в данном случае понимают
определенные электрохимические и
биохимические изменения в
Образование и сохранение временных связей,
их угасание и оживление представляют
собой физиологическую основу ассоциаций[8].
В литературе выделяют основные процессы памяти- запоминание, сохранение¸ узнавание, воспроизведение[11].
Непроизвольное запоминание- это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.
То, что человек запомнил,
мозг хранит более или менее длительное
время. Сохранение как процесс памяти
имеет свои закономерности. Динамическое
сохранение проявляется в оперативной
памяти, а статическое — в
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений или на основе словесных описаний.
Воспроизведение осуществляется
после восприятия, вне его. Непосредственное
воспроизведение протекает без
промежуточных ассоциаций. При опосредованном
воспроизведении человек
Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
Память, как и любой
другой познавательный психический
процесс, обладает определенными
Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации. В дошкольном возрасте эта характеристика достигает максимума у старших дошкольников ( от 5 до 7 единиц информации).
Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.
Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.
Важнейшей характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия[11]:
Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста