Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Объект исследования: вербальная память у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вербальной памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема вербальной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….6
1.2 Развитие вербальной памяти в дошкольном возрасте…………….18
1.3 Особенности диагностики вербальной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Организационные аспекты экспериментального исследования вербальной памяти у детей дошкольного возраста……………………………40
2.2 Анализ и обобщение полученных результатов……………………43
Заключение……………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………55
При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, — межличностного общения. Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры. Соответственно и методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрослые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог.
В этом возрасте в определенной мере уже можно отпираться на данные самосознания детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и взрослым людям. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми.
В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего относится к методам исследования познавательных процессов, но отчасти касается личности и межличностных отношений.
Уровень интеллектуального развития является комплексной характеристикой, от которой зависит успешность выполнения многих видов деятельности. Успешность выполнения тестов зависит и от памяти.
Отношение психодиагностов к измерению памяти таково: показатели непроизвольной и механической памяти не являются показателями интеллектуального развития; лишь в случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опосредуют процессы запоминания и воспроизведения, можно установить связь между последними и интеллектуальным развитием.
При диагностике памяти необходимо помнить, что хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двусторонняя, и плохая память, в отличие от хорошей, мало говорит о способностях человека.
Диагностируя особенности памяти, следует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнемической деятельности, на характер ошибок[3].
Прежде чем рассматривать конкретные методики психодиагностики памяти, вспомним о её характеристиках[11 ].
Объем - одна из важнейших характеристик памяти. Поэтому, приступая к оценке, вначале определяют объём. В качестве показателя используют количество запомненных единиц информации. В дошкольном возрасте эта характеристика достигает максимума у старших дошкольников ( от 5 до 7 единиц информации).
Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.
Если психолога интересует процесс запоминания, его динамика, то вам предлагается для запоминания количество информации, превышающее объём кратковременной памяти. По результатам эксперимента строится график, на основе которого судят о динамике процесса запоминания информации.
Иногда психологов интересует
не сам процесс запоминания, а, напротив,
забывание информации. В этом случае
испытуемому предлагают сначала
выучить некоторое количество информации
до её однократного безошибочного воспроизведения,
а затем в течение нескольких
часов, дней или недель непрерывно следят
за тем, какое количество информации
из первоначально выученной
При изучении опосредствованного
запоминания человеку предлагают ряд
единиц информации, например абстрактных
понятий, и ставят перед ним задачу
запомнить их при помощи каких-либо
вспомогательных
Существует немало психодиагностических методов для оценивания памяти. Познакомимся подробнее с методиками диагностики памяти,
Методика «Заучивание 10 слов»( А.Р.Лурия) для определения объема вербальной памяти и точности воспроизведения.
Ребенку произносится 10 слов, после чего он их воспроизводит. Количество слов говорит об объеме вербальной памяти. Через час ребенка просят воспроизвести 10 слов, что будет говорить об объеме долговременной памяти.
Методика «Запоминание цифр» с целью изучения объема памяти.
Ребенок получает задание
за несколько попыток
После каждого очередного
его прослушивания ребенок
В методике «Воспроизведение рассказов» для изучения объема и точности воспроизведения детям читают рассказ, они воспринимают его на слух. Затем они воспроизводят рассказ устно. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.
Методика «Самоконтроль детей в процессе воспроизведения текста» проводится индивидуально с детьми 4-6 лет. Сначала ребенку читают сказку с просьбой запомнить ее. Затем он рассказывает то, что помнит. Делают выводы об индивидуальных и возрастных особенностях самоконтроля, о преобладании того или иного его вида в разные периоды дошкольного детства[19].
Методика «Эффективность
запоминания детьми
Методика «Прочность запоминания» проводится индивидуально с детьми 3-7 лет в 2 серии. В первой серии ребенку предлагают запомнить вербальный материал, во 2 серии- наглядный материал. Проверку прочности сохранения материала производят через 1, 3 и 7 дней[19].
Методика «Запоминание 2 рядов слов» экспериментатор читает испытуемому10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый говорит запомнившиеся слова правой половины ряда[3].
В методике «Группировка»(А.К.Маркова) для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп, по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды)[3].
Методика «Пиктограмма»:
дети должны запомнить словосочетания.
Для облегчения воспроизведения
они должны сделать карандашом рисунок,
имеющий смысловую связь с
ними. После окончания работы можно
попросить повторить
В экспериментальном исследовании
в соответствии с выделенными
показателями мы будем использовать
следующие диагностические
Таким образом, мы рассмотрели
особенности диагностики
Итак, теоретический анализ литературы позволил сделать нам следующие результаты. Нами рассмотрены понятие памяти, классификации ее видов. Среди видов памяти выделяют вербальную память. Ее изучением занимались Блонский П.П., Давыдов В.В., Крутецкий В.А., Лурия А.Р., Рубинштейн, Кроль В.М. и др. Разные исследователи рассматривают ее как словесную, словесно-логическую, семантическую память. В дошкольном возрасте одним из рассмотренных нами направлений развития памяти является последовательное появление видов памяти. Последним из видов в данном направлении появляется вербальная память. Развитие вербальной памяти начинается на 2-м году с репродуцирующей вербальной памяти. Иначе ребенок не усвоил бы языка. Максимально быстрое развитие вербальной памяти происходит в дошкольном возрасте. Наиболее высокого развития вербальная репродукция достигает к началу полового созревания. Начиная с юношеского возраста репродуцирующая вербальная память ослабевает.
Вслед за репродуцирующей
вербальной памятью и одновременно
с ней развивается
Развитие памяти-рассказа находится в теснейшей связи с развитием мышления и речи. Это уже мыслящая память, т.е. запоминание, сопровождаемое думанием, что и когда запоминать, и воспоминание, сопровождаемое думанием, что и когда вспоминать. Начало развития грамотной памяти, пользующейся письменностью и являющейся более высоким уровнем мыслящей памяти, падает на школьный возраст. Наивысшего расцвета эта память достигает только в зрелом возрасте.
Были выделены показатели вербальной памяти: объем памяти и точность воспроизведения. В младшем дошкольном возрасте объем памяти составляет 3-4 единицы. При воспроизведении допускаются неточности, ошибки. Точность воспроизведения и объем памяти в среднем и старшем дошкольном возрасте увеличивается. В старшем возрасте объем памяти составляет 5-6 единиц.
Были изучены особенности диагностики дошкольников и диагностические методики, с помощью которых изучается уровень вербальной памяти. Все это позволит нам провести в дальнейшем экспериментальное исследование констатирующего характера.
Глава 2. Экспериментальное исследование вербальной памяти у детей дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
констатирующего характера
Основание для выбора испытуемых:
В эксперименте участвовали дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (таблицы 1, 2, 3).
Таблица 1
Характеристика выборки детей младшего дошкольного возраста
№ |
Код имени |
Возраст |
Пол |
1 |
В. Т. |
3 г. 11 мес. |
Женский |
2 |
М. К. |
3 г. 9 мес. |
Мужской |
3 |
К. А. |
3 г. 9 мес. |
Женский |
4 |
В. П. |
3 г. 9 мес. |
Мужской |
5 |
И. Ф. |
3 г. 8 мес. |
Женский |
6 |
П. Г. |
3 г. 9 мес. |
Женский |
7 |
И. П. |
3 г. 11 мес. |
Мужской |
8 |
В. П. |
3 г. 10 мес. |
Женский |
9 |
М. С. |
3 г. 10 мес. |
Мужской |
10 |
А. В. |
3 г. 8 мес. |
Мужской |
Информация о работе Диагностика вербальной памяти у детей дошкольного возраста