Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

    Анкета  для подростков

          Отвечая на вопросы  анкеты, выбирайте те варианты, которые  совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или  записывайте свой ответ. Заранее  благодарим за искренние ответы! 

    Укажите:

      Ваше имя и фамилию___________________________________________

    Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер

    2.1. Состояние здоровья

    2.1.1. Болею очень часто, из-за этого  не усваиваю учебный материал

    2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю  школьные занятия

    2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше,  чем у большинства сверстников

    2.1.4. Практически здоров

    2.2.    Активность

    2.2.1. Общие школьные и классные  дела меня не интересуют, я в них не участвую

    2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания

    2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия,  и я в них принимаю участие

    2.2.4. Часто бываю организатором и  активным участником коллективных  творческих дел

    1. Учёба

    2.3.1. Не вижу смысла во всей этой учёбе

    2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет

    2.3.3. Учусь не хуже других по  многим предметам

    2.3.4. Учусь с интересом и желанием  хорошо закончить школу

    2.4.    Семья

    2.4.1. Родители пьют, не считают нужным  работать

    2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни

    2.4.3. Родители часто ссорятся, при  этом достаётся и мне

    2.4.4. Иногда возникают проблемы, и  мы сообща их решаем

    2.5.    В  моей семье

    2.5.1. Отношения  напряжены так, что  я готов(а) уйти из дома

    2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают  из-за частых ссор и конфликтов

    2.5.3. Отношения спокойные, но иногда  я чувствую себя лишним 

    2.5.4. Хорошие, все неплохо друг друга  понимают и поддерживают в  трудную минуту

    2.6.    Планы на будущее

    2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег

    2.6.2. Я об этом не думаю, придёт  время и всё само собой сложиться 

    2.6.3. Когда окончу школу,  тогда  буду думать, куда поступать или  пойти работать

    2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и  готовлюсь к ней

    1.     Интересы
      1. Меня больше всего интересуют деньги  и красивая жизнь
      2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
      3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
      4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества 
    2.   Я и учителя
      1. Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
      2. Когда меня учат,  как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
      3. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых  хорошо знаю и уважаю  
      4. Я внимательно выслушаю мнение взрослых  людей, даже если я с ним не согласен
    3. Мое мнение
      1. Я всегда бываю прав, но почему-то не все  взрослые так  считают
      2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
      3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
      4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их  замечания
    4. Отношение к обидчикам
      1. . Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам

    2.10.2. Если меня обидят при моих  друзьях, тогда я вместе с  ними посчитаюсь c обидчиком

      1. Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
      2. Я могу простить обиду
    1. Волевые качества
      1. Я способен  стать лидером группировки
      2. Я умею жить по «понятиям»
      3. Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
      4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников
    2. Какая пословица (тост) Вам больше нравится
      1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было
      2. Хочешь жить, умей вертеться
      3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить
      4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
    3. Какое высказывание  вам больше подходит
      1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт
      2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать
      3. Курить, здоровью вредить
      4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда. 

 

       ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

      ПЛАН  РАБОТЫ 

социального педагога СОШ № 23 г. Семей

Казанцевой Наталии Викторовны

на 2008-09 учебный год 

Направление Цель Содержание Сроки Форма

учета

Предпола-

гаемый

результат

Социально-педагогическое исследование с целью выявления  социальных и личностных проблем  учащихся. Создание условий  для осуществления равных прав на образование для всех учащихся.

Выявление интересов  и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде.

1. Социальная  паспортизация классов, школы. 

2. Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях первоклассников. 

3. Социально-педагогическая  диагностика (социометрия, «Ценности»  и др.)

Сентябрь 
 
 

Октябрь 
 
 
 
 

Октябрь, декабрь, февраль

(по решению  ПМПк)

Социальный  паспорт школы. 

Анкеты, аналитическая справка по результатам диагностики. 

Аналитическая справка.

 
Социально-педагогическая защита прав детей. Посредничество  между личностью учащегося и  учреждением, семьёй, социумом, специалистами  социальных служб, ведомственными и  административными органами;

принятие мер  по социальной защите, помощи и поддержке  обучающихся, реализации прав и свобод личности.

1. Выявление  и поддержка учащихся, нуждающихся  в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке и попечительстве. 

2. Защита прав  и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, КДН и др.) 

3. Защита и  индивидуальная работа с учащимися,  подвергающимися насилию и агрессии  со стороны взрослых и сверстников.

В течение года 
 
 
 
 
 
 

В течение года 
 
 
 
 
 
 
 

В течение года

Банк данных. 
 
 
 
 
 
 
 

Протоколы заседаний. 
 
 
 
 
 
 
 

Журнал индивидуальных консультаций.

Обеспечение учащихся льготных категорий (опекаемые, многодетные, малообеспеченные) двухразовым горячим  питанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обеспечение социально-педагогической поддержки  семье в формировании личности учащегося. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки  родителям по вопросам воспитания и  обучения. 1. Создание банка  данных (многодетные, малообеспеченные, опекунские, неблагополучные семьи). 
 

2. Педагогическое  просвещение родителей с целью  создания оптимальных условий  в семье, пропаганда ЗОЖ (приложение  «Тематика родительских собраний»).

Сентябрь 
 
 
 
 
 
 

В течение года

Банк данных. 
 
 
 
 
 
 

Протоколы родительских собраний, методические материалы.

Взаимодействие  с КДН и СРЦ по работе с неблагополучными семьями, снижение количества учащихся группы «риска».

Памятки и рекомендации родителям по вопросам воспитания детей.

Социально-педагогическое консультирование.   Организация и  проведение индивидуальных консультаций для учащихся, родителей, педагогов  по разрешению социально-педагогических проблем. В течение года Журнал индивидуальных консультаций. Разрешение  возникающих проблем.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация. Профилактика  асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья. 1. Организация  и проведение мероприятий, направленных  на формирование ЗОЖ, повышение  правовой культуры, профилактику  девиантного поведения (тематика и формы работы в приложении). 

2. Оформление  стенда по вопросам здоровья, защиты прав детей.

В течение года 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сентябрь, ноябрь, январь, март

Журнал групповых  форм работы, методические материалы. 
 
 
 
 
 
 

Методические  материалы.

Формирование  ответственного отношения к своему здоровью и жизни. 
 
 
 
 
 
 

Просвещение учащихся.

Организационно-методическая деятельность. Профессиональное  самосовершенствование, повышение  качества и эффективности работы. 1. Участие в  работе МО социальных педагогов,  семинарах, практикумах по социально-педагогическим проблемам. 

2. Анализ и  обобщение опыта социально-педагогической  деятельности.

3. Накопление  банка данных по методикам.

В течение года 
 
 
 
 
 

Май 
 
 
 

В течение года

Методические  материалы, протоколы заседаний  и педсоветов. 
 

Аналитический отчет о работе за год. 
 

Методические  материалы.

Обновление  банка данных методических материалов и рекомендаций, участие в различных  конкурсах, публикация разработок. Повышение  уровня профессионального мастерства.

 

Приложение  3 

Программа работы с семьями учащихся социального педагога

 СОШ  № 23 г. Семей 

Цель  программы:

    • Создать условия  для взаимополезного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого.
    • Обеспечение деятельности, направленной на решение воспитательно-оздоровительных задач.
    • Выявление и адаптация детей из неблагополучных семей к современной жизни.
    • Выявление и создание условий для развития детей.

Задачи  программы:

    • Изучить образ жизни семьи.
    • Выяснить особенности семейного воспитания.
    • Выявить взаимоотношения семьи и школы.
    • Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
    • Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
    • Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
    • Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.
    • Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
    • Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
    • Пропагандировать здоровый образ жизни
    • Включать семьи и общественность в  воспитательный процесс.

Направление деятельности:

  • Диагностика семьи.
  • Взаимоотношения с родителями обучающихся.
  • Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через администрацию школы, школьного инспектора ПДН, инспектора по защите прав ребенка, психологическую, социальную службы школы.
  • Организация полезного досуга.
  • Изучение семей обучающихся.
  • Регулярное проведение родительских собраний и консультаций  («Родительский четверг» – 5-11классы, «Школа молодых  родителей» – 1-4классы, «День открытых дверей» -первая суббота месяца (1-11кл.)
  • Индивидуальные и групповые консультации (педагоги, психолог, соц. педагог, мед. работники).
  • Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (ремонт, соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).
  • Организация взаимного творчества.
  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.

                                                    

 

Приложение 4 

     Социальная  карта ребенка, находящегося в приюте 

     Ф.И.О._________________________________________________

     Дата  рождения_________________________________________

     Домашний  адрес________________________________________

     Телефон_____________________________________

     Дата  поступления____________________________

     Поступил____________(с братьями, сестрами, один)

     Кто направил (привел) ребенка_______________________

     Где проживает в настоящее время_____________________

     Причины и обстоятельства поступления___________________

    1. Сведения о семье ребенка

     МАТЬ_______________(Ф.И.О., родная, неродная, приемная),

     Возраст,___________ семейное положение_______________

     Образование_________________________________________

     Где и кем работает____________________________________

     Физическое  здоровье_______________ психическое___________

     (инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)

     Употребление  алкоголя_____________________ наркотиков___________

     Привлекалась  ли к уголовной ответственности________________________

     Лишение родительских прав__________________________________

     ОТЕЦ________________ (Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери),

     Возраст,___________ семейное положение_______________

     Образование_________________________________________

     Где и кем работает____________________________________

     Физическое  здоровье_______________ психическое___________

     (инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)

     Употребление  алкоголя_____________________ наркотиков___________

     Привлекалась  ли к уголовной ответственности________________________

     Лишение родительских прав__________________________________

     ДРУГИЕ ДЕТИ:

     1._____________________________________

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения