Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.

     Организация положительных устойчивых контактов  социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними  и их родителями — заключается:

     в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

     в донесении до потенциального клиента  — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;

     в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим  окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.

     В условиях контакта наиболее полно проявляются  все личностные свойства субъектов  взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

     Основными принципами организации контакта должны выступать:

     - эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

     - заинтересованность;

     - содействие;

     - доверие.

     5. Консультирование.

     Консультирование  выступает в деятельности социального педагога в качестве:

     инструмента организации контактов с потенциальным  клиентом;

     способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему  определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.

     6. Разработка программ профилактической работы.

     Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

     Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться  и реализовываться социальным педагогом  только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).

     Ведя  индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:

     - обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;

     - помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;

     - содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;

     - способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

     Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной  стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически [7]

     Это означает, что для обеспечения  эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:

     - наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;

     - обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;

     - включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;

     - обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.

     Кроме того, он должен обладать следующими личностными  и профессиональными характеристиками:

     - стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;

     - умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;

     - способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;

     - готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.

     В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

     - Не навреди.

     - Не оценивай.

     - Принимай человека таким, каков  он есть.

     - Соблюдай конфиденциальность.

     - Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

     - Не отнимай у клиента право  отвечать за свои поступки, никогда  не давай советов.

     - Минимум специальных терминов.

     - Соблюдай принцип добровольности.

     Оказание  индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями — задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.). 
 

    1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов 

      Система социального обслуживания пожилых  людей охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т. д.                     Попечительство над пожилыми людьми -  одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Его формы весьма разнообразны, однако основной формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов [8].

     Следует отметить, что в настоящее время  в дома-интернаты поступают  в  основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода. Конечно же, пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому  (это весьма разнообразные надомные услуги: доставка продуктов на дом, помощь в оформлении документов, в приобретении товаров первой необходимости и т. д.) позволяет им отодвигать сроки переселения в дома престарелых.   

     Более того, вопреки широко распространенному  мнению, большинство пожилых не испытывают ограничений в привычной деятельности и не являются зависимыми; они живут в собственных домах или в домах своих родственников. Старость сама по себе не означает, что необходима специализированная помощь социального работника. Поэтому основная помощь пожилым оказывается в рамках первичной медико-санитарной помощи. Основные мероприятия при медико-социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. В качестве ее форм можно назвать: специализированные центры со стационарными отделениями, специализированные отделения по уходу, реабилитационные учреждения. Важнейший принцип - профилактическая направленность.

     Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, можно выделить три группы:

     1) желающие-одиночки;

     2) желающие, проживающие с семьями;

     3) нежелающие, но вынужденные обращаться  в дома-интернаты по разным  причинам (материальным, климат в семье и т.д.).

     В домах-интернатах общего типа (то есть для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. В это время изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в частности при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, их предпочтение в содержательном досуге и т.д. Особая задача социальной работы в этом плане - устранение отрицательных факторов, влияющих на проживание пожилых в доме-интернате, таких как: стрессы, малая информированность о внешнем мире, гиподинамия, скученность (при норме 7 кв. м. на человека часто в наличии 4 - 5 кв. м.). Этих целей можно достичь следующим образом: CМИ, беседы, читки, стенды; создание комфортной среды, сохранение одежды, взятой из дому. Нужно дать вновь поступившему психологическую установку на новый образ жизни, особенно важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди них лидеров, которые могут помочь в деле. 

      В домах-интернатах для престарелых  и инвалидов предусмотрено медицинское обслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Трудовая занятость реализуется в лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах [8].

      Необходимо  отметить, что пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, - субъект, то есть лицо, принимающее решение. Поэтому право престарелых людей на полноценную жизнь реализуется, только если они сами принимают участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. В этом плане стремление взять на себя ответственность за решение проблем пожилого человека – своеобразная форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения.

      Важную  роль в решении подобного рода задач в настоящее время играют группы самопомощи. Группы самопомощи – это небольшие, привязанные  к определенному месту группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5-7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Возникают они иногда спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. Каждый участник такой группы не только принимает участие в ее деятельности, но и помогает другим участникам. Цель работы в такой группе – смягчение влияния негативных явлений, а не их полное преодоление (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизненным навыкам, а не полным отрицание прошлых норм жизни.

     Причины создания групп самопомощи:

  • самореализация и развитие личности,
  • кризисная ситуация или горе,
  • плохие социальные условия, состояние здоровья, инвалидность,
  • принадлежность к группе «изгоев», меньшинствам и др.

      Социальные  работники должны быть осведомлены  о наличии подобных учреждений в  своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся.

      На  разных этапах жизни человека может  доминировать объективное или субъективное начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, то есть доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т. д. Становясь пенсионерами, стареющие люди лишаются значимого для них общения, поддержки, даже смысла жизни и нуждаются в помощи. Задача социального работника – приложить максимум усилий для стимулирования, актуализации субъективного начала в человеке. Необходимо оказывать таким людям помощь в освоении новых и актуализации старых социальных ролей – порой организуя группы самопомощи, клубы пожилых людей, издавая специализированные газеты, журналы и т. д.

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения