Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

      Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Философ, психолог, теоретик и историк образования, с 1912 г. преподавал в Киевском университете. Профессор. Был председателем Киевского философского и Фребелевского общества, работал в правительстве Скоропадско-го. Во время эмиграции преподавал в Белградском университете, заведовал кафедрой детской психологии русского педагогического института в Праге, заведовал кафедрой Православного богословского института в Париже. В 1942 г. принял сан священника, но продолжал научные исследования в области педагогики, психологии, философии и богословия.

      Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Среда  — главный фактор в социализации личности. Это: влияние на ребенка семьи, школы, народных традиций и обычаев, развитие науки, языка, религиозной жизни ребенка.

      Из  всех этих влияний как первостепенные он выделяет внешкольное религиозное воспитание и образование ребенка.

      Много для развития социальной педагогики сделал замечательный русский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1887—1934). Главным в педагогике, считал он, должно быть развитие ребенка не в его генетических задатках, «а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его формирование и воспитание». Его основной тезис сводился к тому, что в формировании личности главным является «социальная наследственность», т. е. нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

      После Октябрьской революции создается  новая система образования, новая школа; формируется сеть культурных и просветительных учреждений для взрослых; по-новому рассматриваются педагогические вопросы воспитания и образования. Советская педагогика определяет сущность воспитания и образования, обосновывает принципы новой системы образования, называет функции, подчеркивает взаимосвязь всех ступеней образования — общего, профессионального и высшего. Изменилось содержание школьного образования; перед школой были поставлены задачи воспитания социалистической личности. Учительство становится «главной армией социалистического просвещения» [В.И.Ленин]. Детские и юношеские объединения, комсомол и пионерская организация включались в общую политику коммунистического воспитания молодежи [1].

      Все эти вопросы воспитания и образования  стали в 20-е гг. предметом дискуссий, сферой ожесточенной, политической борьбы. Шли дискуссии о цели воспитания, о социальной функции школы, о связи школы с политикой, о новой педагогике, о биологическом и социальном в воспитании, о системе образования и структуре школы, о детских и молодежных организациях, о школьном самоуправлении.

      Одним из вопросов дискуссий была проблема отношения школы и социальной среды, организованного и стихийного воспитания. Против школы только обучающей выступили ученые М.В.Крупенина и В.Н.Шульгин. Они выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, включение социальной среды в воспитание детей, так как «...без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии».

      В этом процессе они видели как включение  школы в жизнь среды, так и  «педагогизацию» среды. Они выступили против тезиса отрыва коммунистического воспитания молодежи от среды, ее вредного влияния и против того, что педагогика должна заниматься только организованным процессом воспитания.

      Василий Николаевич Шульгин (1894—1965), приняв советскую власть, мечтал о воспитании нового человека в новом обществе о педагогике нового типа — педагогике социального воспитания. Тогда ее называли педагогикой среды. По его мнению, школа должна «врасти в жизнь» — внедряться в среду, влиять на нее и изменять ее. Но педагогика не сможет это осуществить без знания того, как среда влияет на ребенка, на формирование его личности, так как ребенок является «частью села, деревни, семьи» [1].

      В.Н. Шульгин выделял в педагогике нового общества три главных задачи. Во-первых, изучение среды, в которой живет ребенок и которая влияет на него. Во-вторых, обучение и воспитание человека, который сможет изменить среду. Для этого школа должна втягивать ребят в общественную работу с населением, и главное в этом — труд. В-третьих, школа должна стать центром преобразования окружающей среды, что означает — влияние на родителей, жителей села в ходе ликвидации неграмотности, педагогического просвещения, помощи родителям в воспитании детей. Это и влияние детей на родителей, внедрение новой культуры в быт населения.

      В.Н.Шульгин  представлял школу в социалистическом городе как школу-производство, где  дети воспитывались бы в различных  учебно-воспитательных учреждениях  и каждый рабочий и колхозник воспитывал бы своих детей в процессе производительного труда. Учителей был бы минимум. Само участие детей в общественно-полезном труде становилось бы процессом их ознакомления с экономической и политической жизнью общества.

      Предложенный  Шульгиным «метод проектов» должен был решить все проблемы воспитания нового человека. Предлагались политические, производственные, культурные и бытовые «проекты». Так, по производственному «проекту» планировалось «Проведение электричества в школу», «Разведение сои» и др. По культурному «проекту» — «Организовать чтение газет в общежитии рабочих». Определялось, какие знания нужны для осуществления каждого «проекта». «Проекты» становились частью плана развития города, села, поселка. Выполнять эти «проекты» должны были дети, родители и учителя.

      Да, дети включались в общественную жизнь, но многое было нелепым и осуществить им было не под силу. В 20—30-е годы шло раскулачивание, а дети осуществляли «проект»: «Поможем колхозникам выполнить и перевыполнить контрольные цифры по хлебопашеству».

      По  проектам Шульгина приобретение знаний, умений и навыков в школе было второстепенным. Главное — труд, а работа со взрослыми — это подготовка к жизни. Лучший вариант школы — детская коммуна, где дети жили бы самостоятельно, без родителей. Проект Шульгина приводил к снижению образовательного уровня детей, роли школы, но положительным было его исследование влияния социальной среды на ребенка.

      Современному  социальному педагогу, работающему  в микрорайоне, следует обратиться к исследованиям условий жизни детей в микросреде в 1926 г. в Московском отделении Первой опытной станции. Обследовали 88 семей, в которых было 122 ребенка от 8 до 15 лет. Результаты: не имели постели — 82 %, родители наказывали — 67%; не имели дома книг — 20 %; не имели гигиенических навыков — 67 %; дети употребляли алкоголь — 7 % (часто), 36 % (редко); дети курили —21 %.

      С результатами обследования ознакомили родителей, школьный врач консультировал их о здоровье и питании детей. Организовывались различные культурные мероприятия вместе с родителями, что повлияло на их культурный уровень и быт.

      Цели  воспитания, по Шульгину, определялись особенностями окружающей ребенка  среды. Нельзя забывать, писал он, что  «улица» воспитала Горького и Эдиссона, выработав у них упорство и стремление к достижению цели. Шульгин определяет основные направления воспитательной работы: трудовое, умственное, эстетическое, физическое воспитание, а также социальная деятельность [1].

      Исследования  Шульгиным влияния на ребенка  социальной среды, поднимаемые им вопросы  социальной педагогики были, несомненно, гуманистическими, прогрессивными, но его классовый подход к воспитанию разрушал его благие намерения.

      Мария Васильевна Крупенина (1882—1950) приняв пролетарскую революцию, видела роль школы в новом обществе значительно шире. Она считала, что школа должна быть не только центром обучения: в ней должны зарождаться новые формы учебного и воспитательного процесса, где труд будет ведущим.

      В 1919 г. Крупенина организовала в Тучкове  под Москвой детский дом для беспризорных ребят. Эта практика дала ей материал для разработки теоретического определения социального воспитания.

      Идея  М.В. Крупениной состояла в том, что  воспитание — это не только влияние  одного человека на другого, но и стихийное  влияние среды на личность, поэтому педагогика должна изучать среду, вносить «организованный педагогический процесс» в неорганизованный быт. Она ставила задачу сблизить организованный и неорганизованный процессы в воспитании.

      М.В. Крупенина формулировала педагогику как науку, которая должна исследовать весь процесс «социального формирования человека, изучение организации, методов и форм, в которых он развивается в условиях данной конкретной исторической эпохи и данной классовой среды, исследование всей суммы факторов, которые его определяют, закономерности, которым он подчинен».

      Ее  стремление приблизить организованный педагогический процесс к реальной жизни, сделать его звеном системы  социального воспитания привело к оценке ее педагогических взглядов как «антиленинской теории отмирания школы».

      Как и Шульгин, она видела школу с  новыми формами обучения и воспитания, тесно связанную с окружающей средой, где ведущим будет труд детей вместе со взрослыми.

      Как идеолог «антиленинской теории отмирания  школы, за принадлежность к контрреволюционной правотроцкистской организации, орудовавшей в системе Наркомпроса» она была осуждена, затем, отбыв срок, работала учителем в Северном Казахстане.

      Прошедшие в 20-х гг. дискуссии о роли в  новом обществе школы и социальной среды, попытки некоторых ученых объединить процесс управляемого и неуправляемого воспитания личности окончились тем, что социальная педагогика получила официальный статус «буржуазной науки» и в последующие годы стала невостребованной ни среди ученых, ни среди практиков школьного дела.

      Для понимания воспитательных функций  социальной педагогики полезно обратиться к творческому наследию Павла Петровича Блонского (1884—1941), который писал, что «нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения».

      Ученый  видел причины отклонений в поведении  ребенка в специфике детского организма «и во внутренних особенностях окружавшей его среды». Он исследовал поведение ребенка в этой среде, поведение вожака и подчиненного, отношения между мальчиками и девочками, между трудными и благополучными детьми. У Блонского мы находим характеристику поведения ребенка в системе социальных отношений.

      Наследие  А.С.Макаренко о проблеме воспитания личности в коллективе, об отношениях личности и коллектива, его опыт работы с трудными подростками продвинули теорию социального воспитания, подтвердив на практике важность детского коллектива в воспитании личности. О его опыте подробно рассмотрим далее, в отдельной лекции [1]. 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях     

     Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе. 

     В современных условиях в работе различных  структур в области социальной защиты определились основные направления  социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

  • Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
  • Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
  • Влияние на человека.

     Процесс влияния на человека – это процесс  педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

     Выделю, что же является главным в работе социального педагога, чем она  отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и даже классного руководителя или воспитателя  школы – интерната или группы продлённого дня.

     Учителю чаще всего приходится работать с  классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с  коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным  ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

       Социальный педагог работает  в области защиты ребёнка, подростка,  оказывает ему социальную или  медицинскую помощь; он должен  уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.        

     Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди  сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе – особый вопрос.

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения