Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа
Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.
ВВЕДЕНИЕ
1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 1 Содержание и формы работы социального педагога 1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности 1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога 1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов 1.5 Участие социального
педагога в программе поддержки женщин
подвергшихся насилию в семье 2. опыт социально-педагогической деятельности в учреждениях образования г. Семей 2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей 2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей 2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности г. Семей ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ |
3 6 6 11 20 32 35 40 40 50 55 58 60 63 |
Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.
В настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии с Законом об образовании Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III с изменениями и дополнениями от 2010 г. ставка социального педагога – организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня.
Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.
Какое же оптимальное количество людей должно приходиться на одного социального педагога? Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Всё зависит от условий и возможностей того или иного региона, конкретного учреждения, наличия не только финансовых возможностей, но и квалифицированных специалистов. В Швеции, например, к 1994 году один социальный педагог приходился на 100 человек, в Германии – один на 4 тыс. В школе может быть более 20 социальных педагогов, а есть регионы, где о них пока и не слышали.
Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции. Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы. Об этом пишет Лодкина Т. в своей статье “Социальный педагог приходит в семью”.
Важен
также обмен с другими
При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Васильковой Ю.В. Васильковой Т.А. «Социальная педагогика: Курс лекций». – М, Академия, 2008 г. Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения. Книга выделяет следующие ориентиры должностного самоопределения:
- современное состояние и перспективы развития деятельности социального педагога;
- история развития и становления социальной педагогики;
- некоторые условия и показатели результативности профессиональной деятельности специалистов.
Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широка, и более детально этот вопрос будет рассматриваться далее.
В нашем исследовании объектом исследования является работа социального педагога в различных системах социальной помощи, а предметом – формы, содержание, методы и технологии работы социального педагога. Так как эта профессия относительно молодая, мало изученная, и пока имеется не богатый опыт работы социальных педагогов в школе, то цели работы – проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов.
Задачи данного исследования следующие:
- проанализировать систему становления и развития социально-педагогической деятельности;
- раскрыть актуальность работы социального педагога в современных условиях;
- изучить основные формы, методы работы, документацию, права и обязанности социального педагога;
- систему социально-педагогических технологий работы социального педагога с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях;
-
деятельность социального
- рассмотреть участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье.
В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседы, изучение документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов нашей работы опираются на теоретико-методологический фундамент социально-педагогического подхода в психологии, обуславливаются адекватностью исследовательских методик поставленными задачами.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретический анализ научной литературы и полученные результаты могут быть использованы и представлены как основа для дальнейших научных исследований, так и в практической области, давая возможность развивать систему социальной помощи при непосредственном участии социального педагога, проводить психо-коррекционные и профилактические мероприятия.
1
Содержание и формы
работы социального
педагога
Социальная педагогика не новый раздел в педагогике, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания.
Она
рассматривается в плане теории
и истории социального
Поэтому, прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам о воспитании в семье, заботе государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитанию христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.
В середине XIX в. в отечественной педагогике после публикации трудов К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого усилилось внимание к проблемам влияния на воспитание и развитие ребенка окружающей среды, социализации личности и роли социальной педагогики.
Создание К.Д.Ушинским теории «истинно христианского» народного воспитания — воистину огромное событие в истории отечественной педагогики [1].
Многие ученые-педагоги XIX — начала XX в. обращаются к проблемам воспитания ребенка в семье. Издавалась Энциклопедия семейного воспитания, проводились специальные педагогические съезды и конференции, посвященные семейному воспитанию, экспериментировалась и пропагандировалась педагогика ненасилия, теория свободного воспитания личности.
Работа П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», написанная в 80-х годах прошлого века, пользуется успехом и у современных социальных педагогов.
О важности создания социальной среды для воспитания ребенка писал Василий Порфирьевич Вахтеров (1853—1924), утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.
О школе как среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка, писал Петр Федорович Каптерев (1849—1922).
В 1911 г. вышла на русском языке книга Пауля Наторпа «Социальная педагогика» (СПб., 1911). Его формула, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности стала основой его социальной педагогики.
Он писал, что увеличивается число людей, утверждающих, что семья в результате экономического переворота вырождается, что функции социального воспитания семья теряет и их будет осуществлять школа. Философия Наторпа отражала высокие идеалы человечества, воспитание поколения в процессе социального мира [1].
О социальном становлении личности писал в «Основах педагогики» (Берлин, 1923) Сергей Иосифович Гессен (1887—1950). Школьное самоуправление, организацию участия школьников в общественной жизни Гессен рассматривал как социализацию личности. Ученый выступил против классового подхода и принципа партийности в системе образования.
Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения