Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     Согласно  Постановлению Правительства Республики Казахстан «Об основах профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности несовершеннолетних» с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:

  1. Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.
  2. Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.
  3. Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.
  4. Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.
  5. Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.
  6. Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.

     Школьный  Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной  с данной проблемой.

     В течение 2008-2009 учебного года было проведено 11 заседаний Совета, рассмотрено 40 персональных дел и представлений на учащихся школы и родителей учащихся.

     На  рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих  на территории района, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПП служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия.

     Взаимодействие  социально-психолого-педагогической службы с общественными организациями, ведомствами, службами (рисунок 5). 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 

     

       

       
 

     

       
 
 
 
 
 

     Рисунок 5 – Схема взаимодействия социально-психолого-педагогической службы с общественными организациями, ведомствами, службами 

     Деятельность  комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.

     Анализируя  сложившуюся ситуацию в районе, и городе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.

     Социально-психолого-педагогическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:

     1 этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.

     2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.

     3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.

     4 этап. Подведение итогов работы с семьей.

     5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.

     Результаты  работы службы представлены на рисунке 6.  

     

     Рисунок 6 – Количество семей, состоящих  на учете в ОДН ОВД по Затонскому району г. Семей. 

     В качестве сравнения приведем данные по количеству детей состоящих на  внутришкольном учете СОШ № 23 (рисунок 7).

      

       

     Рисунок 7 - Количество детей состоящих на  внутришкольном учете СОШ № 23 г. Семей 

     Сравнивая данные на двух диаграммах, можно сделать  вывод, что социальная пришкольная  социальная служба лучше ведет работу с проблемными семьями, чем ОДН  ОВД г. Семей.

     По  итогам  исследования, нами выявлен такой факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причины заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.

     Следует признать, что существую такие  семьи, которым невозможно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучия достигает  такого уровня, что остается только один выход – изъятие детей из семьи, и помещение их в социально-реабилитационный центр. К сожалению, есть случаи, когда школа вынуждена принять меры по изъятию ребенка из семьи.

     В 2008-2009 учебном году школа при содействии отдела опеки и попечительства граждан изъяли из неблагополучных семьей и семей, проживающих в социально-опасных условиях, семеро детей.

     За 2008-2009 учебном году СППС было посещено 76 семей, в том числе неблагополучные  семьи, семьи, проживающие в социально  опасных условиях, посещено 46 уроков, для родителей проведено 34 индивидуальные консультации.

     Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства.

     В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни  среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской  преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

     Неотъемлемой  частью профилактической работы школы  является работа по формированию основ  здорового образа жизни у учащихся и их родителей, так как понятие  «здоровье» включает в себя здоровье как физическое, так психическое и нравственное.

     В связи с проблемой формирования у всех участников образовательного процесса установок на здоровый образ  жизни перед социально-психолого-педагогической службой стоит еще одна не менее  важная проблема.

     В последнее время для Ауэзовского района г. Семей употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и других психоактивных веществ превратилось в глобальную проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

     В данной ситуации возникает особая ответственность  со стороны социально-психолого-педагогической службы, работающей с учащимися, которые  нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем  профилактики наркомании. Важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию.

     Ежегодно  проводящиеся в школе исследования информированности о проблемах влияния курения, алкоголя и наркотиков на организм показывают актуальность данной проблемы, которая требует незамедлительных мер и действий, как со стороны школы, так и со стороны родителей.

     В СОШ № 23 г. Семей ведет активную работу общественный наркологический пост. Целью данного наркопоста является, изменение отношений детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживание роста вовлеченных детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.

     Комплексная социально-психологическая программа по профилактике зависимостей «Мы выбираем жизнь!», которую разработала наркопост, помогает в целенаправленной работе по уменьшению числа зависимых от вредных привычек учеников.

     Основными задачами данной программы являются:

  1. Предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека.
  2. Формирование у подростков негативного отношения к наркомании.
  3. Формирование умения противостоять давлению сверстников.

     В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей от вредных привычек, которая проводится среди учащихся школы, СППС выделяет следующие направления деятельности и мероприятия:

  1. Создание условий для ЗОЖ и его пропаганды, развития системы дополнительного образования в школе, вовлечение учащихся в работу кружков и секций, просвещение родителей.
  2. Обучение умению справиться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением.
  3. Оказание подросткам группы «риска» социально-психологической поддержки.
  4. Профилактические мероприятия.
 
 

       2.2 Анализ  работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей 

     В настоящее время в Казахстане значительно возрос интерес к  проблеме организации квалифицированной  помощи детям с ограниченными  возможностями. Успешному решению этой задачи способствует деятельность таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости и другие.

     Республиканский центр «Дошкольное детство» на основе сотрудничества с рядом международных организаций реализует наиболее важные мероприятия в защиту детей с особыми образовательными потребностями. Опыт работы в этом направлении накоплен филиалами городов Алматы, Семей, Костанай. Директор филиала РЦ «Дошкольное детство» Татаурова Нина Леонидовна.

     На  примере деятельности творческого  коллектива Семипалатинского филиала  Республиканского центра «Дошкольное  детство» города Семей можно обозначить систему наиболее эффективных мер по формированию психолого-педагогической грамотности родителей и их готовности к созданию комфортных условий для личностного роста ребенка на базе возрождения духовно-нравственных основ семейного воспитания.

     Именно  эти цели преследовало выполнение Проекта «Служба ранней помощи: психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с особыми потребностями» (далее — Проект) выполняемого в рамках образовательных программ ЮНИСЕФ и обеспечивающего разработку практических рекомендаций по вовлечению (семей) детей с особенностями развития дошкольного возраста в образовательную среду.

     Проект  осуществлялся в 2008-2009 году. За период реализации проекта через различные  мероприятия поэтапно было обеспечено психолого-педагогическое и медицинское  сопровождение детей с особыми образовательными потребностями с целью их эффективного воспитания и развития. Работа велась с семьями имеющих детей с особыми потребностями.

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения