Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа
Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.
ВВЕДЕНИЕ
1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Участниками Проекта явились молодые и будущие родители, семьи социального риска, проживающие в Семипалатинском регионе.
Бенефициарами выступили студенты педагогического колледжа, педагогического вуза, молодые родители детских садов г. Семей.
Фактический состав участников целевой группы соответствовал запланированному, фактическое число участников позволило убедиться о постоянно возрастающем интересе к проблемам воспитания и развития детей в семье.
В
социологическом опросе приняли
участие более 1000 родителей. В трех
семинарах-тренингах для
Таким образом, за время реализация Проекта получили индивидуальные консультации около 300 родителей. По заявкам педагогических коллективов дошкольных организаций и школ было проведено 5 групповых консультаций для воспитателей и родителей (Детские сады № 15, 45, 39, 84, школа «Фест»).
В
соответствии с программой Проекта
проведены расширенные
По итогам опубликованных консультаций и рекламы основных идей Проекта постоянно возрастало число родителей, желающих получать системную консультационную помощь не только по оздоровлению, но и по воспитанию детей. Из числа поступающих заявок на консультационную помощь определенный процент составили проблемы обучения детей в начальной школе, вопросы подготовки к обучению в школе, особенно детей с особыми образовательными потребностями.
Содержание
проектной работы соответствовало
первоначальному плану. Апробированные
формы взаимодействия с родителями
явились эффективными и вызвали
интерес у родителей и
Так, газете «Спектр» в 2007 году открыта рубрика «Спросите у психолога», где ответы на интересующие родителей вопросы даны специалистами филиала. Для родителей опубликована информация на тему «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» - (Андронова О.Е., 25 апреля, № 17), «Что нужно знать о проявлении тревоги у детей?» (Тирская И.А., 8 мая, № 19), «Как вырастить здорового ребенка?» (Шелипова С.И., 19 сентября, № 38) и др.
В газете «Наше дело» опубликовано интервью директора филиала Татауровой Н.Л. «О перспективах развития дошкольного детства» (29.03.2007 год), подготовлена информация Тирской И.А. на тему «Нестандартное детство» (06.03. 2008 год).
В рамках Проекта при поддержке ЮНИСЕФ были подготовлены, изданы и распространены среди различных категорий родителей (работающих и неработающих, малообеспеченных, многодетных) буклеты на государственном и русском языках «Психологическая помощь родителям гиперактивного ребенка», «Играя, воспитываем и обучаем ребенка», «Готовим детей к школе», «Режим дня и физическое воспитание ребенка 3-7 лет», «Советы родителям: как организовать художественно-изобразительную деятельность ребенка дома», «Что нужно знать о проблемах, которые создают взрослые, воспитывая детей…» (всего 12 видов).
Особое
внимание в этой работе было уделено
психолого-педагогическому
В рамках Проекта:
- проведены обучающие семинары для специалистов межведомственной группы. Всего обучено 32 специалиста из числа воспитателей, медицинских и социальных работников;
-
подготовлен аналитический
- организована работа межведомственной рабочей группы по решению проблем включения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в образовательную среду, определены проблемы, вынесенные на рассмотрение межведомственной рабочей группы, выработаны механизмы взаимодействия в решении проблемы социализации детей дошкольного возраста с особенностями развития;
-
определены пути социализации
детей с особенностями
Инновацией в реализации Проекта явилось создание лекотек на базе детских садов № 5, 9 г. Семей и № 96 г. Усть-Каменогорска.
При
поддержке ЮНИСЕФ закуплено оборудование
на сумму 6 000 долларов, составлены программы,
отработано примерное Положение
о лекотеке. Это позволило обеспечить
еженедельные индивидуальные и групповые
занятия с детьми с особенностями
развития, психолого-медико-
Всего
услуги работников лекотеки получили
более 70 детей, не посещающих дошкольные
организации и имеющих
Специалистами лекотеки созданы необходимые условия для психофизического развития каждого ребенка и обеспечена поддержка родителям в воспитании и обучении особого ребенка. Коррекционная помощь в условиях лекотеки включала как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений поведения и трудностей обучения. По результатам коррекционной работы каждый второй ребенок был рекомендован к зачислению в обычные и частично в специальные группы детского сада.
Оборудование игрового пространства было тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития детей.
Содержание
работы по развитию и воспитанию ребенка,
коррекции его психологического
состояния и поведения
В
ходе работы лекотеки был разработан
и апробирован «Алгоритм
По отдельным видам деятельности достигнуты следующие результаты:
-
по опросу родителей - установлены
наиболее важные вопросы
-
по результатам анкетирования
определены основные
-
по результатам встречи с
- промежуточным результатом деятельности консультационного пункта для родителей стало формирование устойчивой потребности у родителей в получении психолого-педагогических и медицинских знаний. Наметилась динамика роста обращений родителей и углубление содержания запросов к психологу, педагогу, педиатру;
-
в соответствии с программой
реализации Проекта обеспечена
системная работа Почтового
-
налажена система тренинговой
работы с родителями
-
подготовлена программа
- разработан проект программы обучения студентов педагогических вузов и колледжей психолого-педагогическим основам семейной жизни.
Опыт
Восточно-Казахстанской
На основании вышеизложенного, специалисты Республиканского центра «Дошкольное детство» пришли к выводу, что методические рекомендации по использованию лекотеки как новой формы работы с семьей и оказания образовательных услуг детям с особыми нуждами требуют дальнейшей разработки, особенно для сельской местности и разных видов организаций. Данный опыт необходимо изучить для дальнейшего включения в ежедневную практику на национальном и областном уровнях.
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей
Завершая работу, подведем некоторые итоги. Прежде всего, на основе актуального для социальной работы понятия личности мы проанализировали содержание основных этапов социализации. Отсюда появилась возможность построить адекватную задачам работы систему возрастной периодизации развития личности, которая стала основой для выделения основных возрастных периодов, наиболее ярко выражающих специфику необходимой им социальной помощи. Наиболее подробно были рассмотрены социальные проблемы детского, молодежного, среднего, зрелого и пожилого возрастов и пути их решения.
Далее. Поэтапное изучение деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь личности, показало различия в конкретных методах этой помощи, обусловленные возрастом и степенью развития клиента социальной службы. Сказанное касается деятельности детских домов, центров реабилитации молодежи, домов-интернатов и т. д.
Так, социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации.
Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников, а также эффективная социализация.
Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения