Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     Участниками Проекта явились молодые и  будущие родители, семьи социального  риска, проживающие в Семипалатинском регионе.

     Бенефициарами выступили студенты педагогического  колледжа, педагогического вуза, молодые  родители детских садов г. Семей.

     Фактический состав участников целевой группы соответствовал запланированному, фактическое число  участников позволило убедиться о постоянно возрастающем интересе к проблемам воспитания и развития детей в семье.

     В социологическом опросе приняли  участие более 1000 родителей. В трех семинарах-тренингах для родителей  приняли участие 47 человек. В консультационных пунктах, созданных на базе СВА № 1 и СВА № 10, Семипалатинского государственного педагогического института еженедельно получали консультации психолога, педиатра, педагога от 9 до 15 человек. Консультации для родителей также проводились по телефону.

     Таким образом, за время реализация Проекта получили индивидуальные консультации около 300 родителей. По заявкам педагогических коллективов дошкольных организаций и школ было проведено 5 групповых консультаций для воспитателей и родителей (Детские сады № 15, 45, 39, 84, школа «Фест»).

     В соответствии с программой Проекта  проведены расширенные консультации для педагогов и родителей  Семипалатинского региона по внедрению  нового Государственного стандарта  дошкольного воспитания и обучения РК. Консультации проведены для дошкольных работников города Усть-Каменогорска (40 человек), педагогов мини-центров г. Семей (35 человек), педагогов и родителей с. Урджар (70 человек).

     По  итогам опубликованных консультаций и  рекламы основных идей Проекта постоянно  возрастало число родителей, желающих получать системную консультационную помощь не только по оздоровлению, но и по воспитанию детей. Из числа поступающих заявок на консультационную помощь определенный процент составили проблемы обучения детей в начальной школе, вопросы подготовки к обучению в школе, особенно детей с особыми образовательными потребностями.

     Содержание  проектной работы соответствовало  первоначальному плану. Апробированные формы взаимодействия с родителями явились эффективными и вызвали  интерес у родителей и педагогов. Наиболее действенной формой распространения психолого-педагогических и медицинских знаний для родителей детей раннего возраста явились публикация материала в местных газетах.

     Так, газете «Спектр» в 2007 году открыта рубрика  «Спросите у психолога», где ответы на интересующие родителей вопросы даны специалистами филиала. Для родителей опубликована информация на тему «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» - (Андронова О.Е., 25 апреля, № 17), «Что нужно знать о проявлении тревоги у детей?» (Тирская И.А., 8 мая, № 19), «Как вырастить здорового ребенка?» (Шелипова С.И., 19 сентября, № 38) и др.

     В газете «Наше дело» опубликовано интервью директора филиала Татауровой Н.Л. «О перспективах развития дошкольного  детства» (29.03.2007 год), подготовлена информация Тирской И.А. на тему «Нестандартное детство» (06.03. 2008 год).

     В рамках Проекта при поддержке  ЮНИСЕФ были подготовлены, изданы и  распространены среди различных  категорий родителей (работающих и  неработающих, малообеспеченных, многодетных) буклеты на государственном и русском языках «Психологическая помощь родителям гиперактивного ребенка», «Играя, воспитываем и обучаем ребенка», «Готовим детей к школе», «Режим дня и физическое воспитание ребенка 3-7 лет», «Советы родителям: как организовать художественно-изобразительную деятельность ребенка дома», «Что нужно знать о проблемах, которые создают взрослые, воспитывая детей…» (всего 12 видов).

     Особое  внимание в этой работе было уделено  психолого-педагогическому просвещению  семей группы риска имеющих низкий социально-культурный уровень родителей, формированию осознанного отношения к ответственному родительству как социальному воспитательному институту, и важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи.

     В рамках Проекта:

     - проведены обучающие семинары для специалистов межведомственной группы. Всего обучено 32 специалиста из числа воспитателей, медицинских и социальных работников;

     - подготовлен аналитический отчет,  в содержании которого нашли  отражение вопросы работы психолого-медико-педагогических комиссий и специалистов узкого профиля с детьми дошкольного возраста, примерные программы помощи детям с ограниченными возможностями, организация социальной поддержки детей с ограниченными возможностями в Восточно-Казахстанской области;

     - организована работа межведомственной рабочей группы по решению проблем включения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в образовательную среду, определены проблемы, вынесенные на рассмотрение межведомственной рабочей группы, выработаны механизмы взаимодействия в решении проблемы социализации детей дошкольного возраста с особенностями развития;

     - определены пути социализации  детей с особенностями развития, проведен анализ имеющихся видов  социальной и образовательной  помощи детям с особенностями  развития, обобщен опыт работы инклюзивных групп в условиях детского сада Восточно-Казахстанской области, разработаны методические рекомендации.

     Инновацией  в реализации Проекта явилось  создание лекотек на базе детских  садов № 5, 9 г. Семей и № 96 г. Усть-Каменогорска.

     При поддержке ЮНИСЕФ закуплено оборудование на сумму 6 000 долларов, составлены программы, отработано примерное Положение  о лекотеке. Это позволило обеспечить еженедельные индивидуальные и групповые  занятия с детьми с особенностями развития, психолого-медико-педагогическое консультирование родителей на основе использования развивающих игр и игрушек.

     Всего услуги работников лекотеки получили более 70 детей, не посещающих дошкольные организации и имеющих различные  диагнозы: синдром «Дауна» и ВПС, нарушение зрения и задержка психического и речевого развития, врожденная глухота и задержка психического и речевого развития, остаточные явления детского церебрального паралича (ДЦП), диплегия с задержкой психического, речевого и моторного развития, врожденная гидроцефалия с задержкой психического и речевого развития, нейросенсорная тугоухость 1 степени, правосторонний гемипарез, задержка психического и речевого развития вследствие перинатальной энцефалопатии.

     Специалистами лекотеки созданы необходимые условия для психофизического развития каждого ребенка и обеспечена поддержка родителям в воспитании и обучении особого ребенка. Коррекционная помощь в условиях лекотеки включала как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений поведения и трудностей обучения. По результатам коррекционной работы каждый второй ребенок был рекомендован к зачислению в обычные и частично в специальные группы детского сада.

     Оборудование  игрового пространства было тщательно  спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития детей.

     Содержание  работы по развитию и воспитанию ребенка, коррекции его психологического состояния и поведения осуществлялось на основе индивидуальных программ и  индивидуальных занятий, согласованных  и рекомендованных специалистами в зависимости от возможностей ребенка.

     В ходе работы лекотеки был разработан и апробирован «Алгоритм сопровождения  и индивидуальные коррекционные  планы с учетом особенностей развития детей». Педагоги, дефектологи, психологи, медики разработали и внедрили программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития. Для педагогов, психологов, социальных работников ВКО был проведен семинар-тренинг по организации деятельности лекотек.

     По  отдельным видам деятельности достигнуты следующие результаты:

     - по опросу родителей - установлены  наиболее важные вопросы родительского  участия в воспитании и развитии детей, выявлена зависимость интересующих вопросов от уровня образования, профессии и доходов семьи;

     - по результатам анкетирования  определены основные направления  работы консультационных пунктов,  тренеров и скорректировано содержание  информационных буклетов для родителей;

     - по результатам встречи с представителями  местной власти были определены  совместные направления работы  по просвещению родителей и  созданию условий для эффективного  воспитания и развития детей  раннего возраста;

     - промежуточным результатом деятельности консультационного пункта для родителей стало формирование устойчивой потребности у родителей в получении психолого-педагогических и медицинских знаний. Наметилась динамика роста обращений родителей и углубление содержания запросов к психологу, педагогу, педиатру;

     - в соответствии с программой  реализации Проекта обеспечена  системная работа Почтового ящика  для родителей (на базе газеты  «Спектр»);

     - налажена система тренинговой  работы с родителями дошкольников. Косвенным показателем эффективности тренингов для родителей стали просьбы участников тренингов о продолжении работы;

     - подготовлена программа обучения  родителей, в которую вошли  три блока знаний: в области  педагогики, психологии и медицинской  помощи семье;

     - разработан проект программы  обучения студентов педагогических вузов и колледжей психолого-педагогическим основам семейной жизни.

     Опыт  Восточно-Казахстанской области  по системе включения детей в  программы РДРВ представлении на Форуме по образованию стран Центральной  Азии в Бишкеке, где показана процедура и содержание работы лекотеки, как формы решения социальных и образовательных проблем для детей с особыми образовательными проблемами.

     На  основании вышеизложенного, специалисты  Республиканского центра «Дошкольное  детство» пришли к выводу, что методические рекомендации по использованию лекотеки как новой формы работы с семьей и оказания образовательных услуг детям с особыми нуждами требуют дальнейшей разработки, особенно для сельской местности и разных видов организаций. Данный опыт необходимо изучить для дальнейшего включения в ежедневную практику на национальном и областном уровнях.

      2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности

        г. Семей   
 

      Завершая  работу, подведем некоторые итоги. Прежде всего, на основе актуального для  социальной работы понятия личности мы проанализировали содержание основных этапов социализации. Отсюда появилась возможность построить адекватную задачам работы систему возрастной периодизации развития личности, которая стала основой для выделения основных возрастных периодов, наиболее ярко выражающих специфику необходимой им социальной помощи. Наиболее подробно были рассмотрены социальные проблемы детского, молодежного, среднего, зрелого и пожилого возрастов и пути их решения.

      Далее. Поэтапное изучение деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь личности, показало различия в конкретных методах этой помощи, обусловленные возрастом и степенью развития клиента социальной службы. Сказанное касается деятельности детских домов, центров реабилитации молодежи, домов-интернатов и т. д.

      Так, социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой. Органы социальной защиты населения  способствуют оздоровлению и лечению  дошкольников. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации.

      Система социальной защиты школьников органически  включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных  учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование  социальной защищенности школьников, а также эффективная социализация.

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения