Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

     -каковы  основания постановки на учет;

     -какие  структуры работают с подростком;

     -какая  работа проводится для разрешения  проблемы;

     -что  еще можно предпринять для  разрешения данной проблемы;

     -нет  ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

     На  данном этапе работы социальный педагог  выступает в качестве исследователя  и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных  организаций, призванных оказывать  помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

     2. Диагностика проблем личностного  и социального развития детей  и подростков, попадающих в сферу  деятельности социального педагога.

     Данная  функция необходима для уточнения  социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

     Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

     Социальный  педагог:

     изучает индивидуальные особенности ребенка  и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные  ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

     исследует условия и особенности отношений  микросреды жизнедеятельности ребенка.

     Социальный  педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

     При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

     3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

     По  результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или  совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

     Индивидуальные  социально-педагогические программы  разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

     Групповые программы разрабатываются для  решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

     Общественные  программы разрабатываются для  решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного  коллектива, и включаются в общешкольную программу.

     Индивидуальные, групповые и общественные программы  разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для  разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

     Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

  • целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
  • прогнозируемости;
  • измеряемости ожидаемых результатов.

     Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

     4. Обеспечение условий реализации программ.

     Социальный  педагог, являясь, в зависимости  от целей и задач программ, посредником  между учащимся и образовательным  учреждением, семьей, средой, специалистами  различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает  одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;

  • организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;
  • организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ;
  • отслеживает результаты;
  • информирует:
  • комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;
  • директора школы о ходе выполнения программ;
  • педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ;
  • начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

     5. Консультирование.

     Данная  функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении [6].

     6. Межведомственные связи социального педагога.

     Работая в составе социально-психологической  службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и  осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими  специалистами службы, а также  ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

     Межведомственные  связи социального педагога реализуются  с ограничениями, обусловленными соблюдением  норм конфиденциальности и тайны  клиента.

     Социальный  педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     Социальный  педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в  организации связей или в том  случае, когда представителями системы  профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

     Реализация  функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной  технологии создает каркасную, основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.

     Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой  работы с детьми группы риска. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

  • во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
  • во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
  • в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

     Содержание  той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.

     Одной из таких проблем в настоящее  время является употребление несовершеннолетними  алкоголя и наркотиков. Очевидно, что  решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:

     - профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

     - оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

     Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой  профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.

     1. Формирование и исследование  банка данных детей, склонных  к зависимостям.

     Социальный  педагог, на основе банка данных детей  группы риска, формирует отдельный — закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

     2.  Разработка «портрета» зависимостей  несовершеннолетних в образовательном учреждении.

     Ее  цель — конкретизация общих тенденций  развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

     Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические  технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:

     - типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);

     - опыта употребления веществ;

     - источников приобщения к веществам;

     - мест распространения веществ;

     - очагов возможного возникновения зависимостей;

     - отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к распространению, г) к возможной помощи.

     3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.

     Данная  функция — очень важный компонент  работы социального педагога, связанный  с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.

     Социальный  педагог, осуществляя свою работу в  рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения