Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     Рекомендуется составить план будущей жизни  подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В  плане определяются ближние и  дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

     Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка  домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

     Собрать необходимую информацию о ребенке поможет специальная документация: Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте, социальная карта ребенка, находящегося в приюте.

     Социальный  педагог должен быть подготовлен  к трудностям работы  с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в приют или детдом. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д. Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов:

  1. «накопление согласий»;
  2. поиск нейтральный интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта;
  3. анализ сообщений подростка о себе, с принятием их на веру;
  4. выяснение качеств личности, которые он не принимает;
  5. совместные действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодействии.

     Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

     Большую роль в социальной реабилитации воспитанников  играет вовлечение их в трудовую деятельность. Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа с книгой –метод приобщения их к  знаниям. При формировании у детей приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает:

      - соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста;

      - положительную оценку успехов;

      - учет склонностей и возможностей ребенка;

      - занимательность и наглядность материала в процессе обучения и воспитания;

      - помощь в налаживании отношений со сверстниками и учителями;

      - обучение владению словом.

     Работа  с детьми «группы риска»– одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. [5].

     Разные  названия отражают различные точки  зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и  различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

     Понятия «дезадаптированные дети» и «дети  с отклоняющимся (девиантным) поведением»  имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

     Одним из самых распространенных и при  этом самым неопределенным среди  именований данной категории детей  является понятие «дети группы риска».

     Слово риск означает возможность, большую  вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

     Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

     Второй  аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

     Дети  приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что  они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

  • медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
  • психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

     Именно  под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

     Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и  приводит к негативным последствиям психологического и социального  характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РК «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999)— «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации» [5].

     Это понятие высвечивает как главное  судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой  ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение  трудной жизненной или социально  опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

     Именно  такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

     -выявление  детей этой категории в детской  среде и организация работы с ними;

     -непосредственная  индивидуальная или групповая  работа с детьми.

     Комплексность проблем, которые требуют решения  в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует  участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

     Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся  практически все дети, поскольку  они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

     Каждая  из выделенных составляющих работы социального  педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить  на две группы:

     организационные социально-педагогические технологии;

     социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

     Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление  детей группы риска, диагностику  их проблем, разработку программ индивидуально-групповой  работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

     1.  Формирование банка данных детей  и подростков группы риска.

     Данная  функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

     Инициатива  создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

     В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в  нем, так и не обучающихся) детях  и подростках:

  • из семей, находящихся в социально опасном положении;
  • безнадзорных или беспризорных;
  • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
  • содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершенно-летних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
  • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  • обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  • состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • состоящих на внутришкольном учете;
  • состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения