Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     В различных странах существуют два  подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или  он является её штатным работником.

     Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице [2, 205]

     В Германии социальный педагог введён в штаты школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создаёт детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

     Социальный  педагог выявляет нуждающихся в  социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.     

     Иногда  помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться  в их отношениях с окружающими. В  другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

     Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих  отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

     Социальный  педагог координирует работу педагогического  коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой  и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

     Особое  внимание требуется от социального  педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе [2, 208].

     Социальный  педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А  уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

     Он  следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение  всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

     Опыт  работы социального педагога в школе  широко распространяется. Так, в некоторых  школах Волгоградской области введена  должность социального педагога, разработано положение об его обязанностях.

          Социальный педагог изучает интересы  детей, проблемы семейных отношений  с различным укладом:

  • Изучает семью;
  • Помогает семьям в кризисных ситуациях;
  • Помогает в оздоровлении среды;
  • Помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды;
  • Защищает интересы ребёнка;
  • Налаживает контакты.

       Работа с семьёй также должна  строиться у школьного социального  педагога, так как многое ребёнок  выносит именно оттуда.

       Для решения всех вышеописанных  задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

     Поддержать  духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить  его, что все в жизни можно  изменить к лучшему.

     Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

     Актуальным  является наличие у социального  педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

     Итак, завершая тему о "нужности" деятельности социального педагога в современный  период, можно перечислить следующие  организации и учреждения, где  актуально присутствие социального педагога:

    • в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;
    • в школах-интернатах, детских домах, приютах;
    • в лесных школах, детских санаториях;
    • в социально-образовательных центрах;
    • в реабилитационных и коррекционных центрах;
    • в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;
    • в летних лагерях труда и отдыха.

     Также нужно упомянуть  некоторые статистические данные по социальным проблемам и  неблагополучным ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов - все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране.

     Снижение  жизненного уровня населения сказалось  на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны [2, 2].

     Отсутствие  государственных мер защиты детей  и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному  поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

     Кризис  образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов  сказывается на воспитании подрастающего  поколения.

     Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.

     Но  все же на  сегодняшний день в  Казахстане 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 детей-сирот. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РК отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 2008 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

     Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских.

     Из  детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают  школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь.

     Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число инфекционных заболеваний, на 10% дизентерией, на 15% - туберкулезом, на 3% - гонореей, в 2,7 раза - сифилисом, в 1,8 раза - чесоткой.

     Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них  имеют хронические заболевания, 67,7% - функциональные отклонения. Только 10% выпускников общеобразовательной  школы здоровы. Число девушек, имеющих  к окончанию школы хронические заболевания, составляет 75%, юношей - 35,3%.

     На 15% увеличилось количество детей-инвалидов  до 16 лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой  жизни.

     К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную неделю привел к переутомлению и увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно-курортных школ (с 91% до 85%) сократила возможность лечения детей. Созданные школы-интернаты для детей-инвалидов требуют финансирования. Не хватает оборудования, средств для проведения оздоровительных мероприятий [2, 3].

     Медики  часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого  отношения к детям в семье. Существует термин “синдром избитого ребенка”. Очевидностью плохого обращения  являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2% - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).

     Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать  такую ситуацию, которая могла  бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку. 
 

    1.3 Основные  формы, методы работы, документация, права и обязанности социального  педагога 

     Социальный  педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

     Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

     2. Диагностическая, т.е. постановка “социального диагноза”, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний  и различного рода проблем.

     3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

     4. Прогностическая  и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

     5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

     6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отнощении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

     7. Посредническая, т.е. осуществление связи в инте-ресах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка. 
 

     Сюда  можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.

       Теперь следует остановиться  на методах работы школьного  социального педагога. Каковы же основные методы работы социального педагога с семьей учащегося? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения