Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в Казахстане очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь существовала всегда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1 Система становления и развития социально-педагогической деятельности
1.2 Актуальность работы социального педагога в современных условиях. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности социального педагога
1.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
1.4 Деятельность социального педагога в социальных приютах для пожилых людей и в интернатах для инвалидов
1.5 Участие социального педагога в программе поддержки женщин подвергшихся насилию в семье

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ г. СЕМЕЙ
2.1 Социально-воспитательная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях г. Семей
2.2 Анализ работы социального педагога в социальных приютах, интернатах, реабилитационных центрах г. Семей
2.3 Обобщение опыта социально-педагогической деятельности
г. Семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом соц. педагог.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     2._____________________________________

     ДРУГИЕ  ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:__________________________(родство  с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения).

     ЖИЛИЩНЫЕ  УСЛОВИЯ_______________________(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние).

     МАТЕРИАЛЬНЫЕ  УСЛОВИЯ:

     Примерный ежемесячный бюджет___________________

     Дополнительные  социальные пособия__________________

     Получают  ли пособия на ребенка_______________________

     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:

     Наличие пьянок, скандалов___________________

     Характер  отношений родителей между собой________________

     К детям______________,к данному ребенку__________________

     Физические  наказания детей_______________________________

     Пренебрежение_______________(плохо кормят, не одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),

     Сексуальное насилие_______________________________________

     Другое______________________________________

     СОЦИАЛЬНЫЙ  СТАТУС РЕБЕНКА:

     Что посещает________________________________(№ школы, класс)

     Успеваемость________________________________

     Состоит ли на учете в отделении милиции_________________(повод, с какого возраста),

     Побеги  из дома, бродяжничество______________(как  часто, когда в последний раз).

     Как часто болеет____________________________________

     Дополнительные  сведения_____________________________ 

     Оценка  стресс-факторов в семье

     (подчеркнуть  или вписать дополнительно)

      

Социальные Со стороны  родителей Со стороны  ребенка
Безработица, плохое жилье, неполная семья, многодетная  семья, скученность, религиозность, социальная изоляция Психические заболевания, алкоголизм обоих, одного, наркомания обоих, одного, проблемы брака, трудности  в воспитании, отсутствие любви к  ребенку Психическое заболевание, инвалидность, врожденное заболевание, хронические заболевания, трудный ребенок, отклонения в поведении
 

     План  действий в отношении данного  ребенка

      1._____________________________________________________

      2._____________________________________________________

      Опросник  при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте 

      
  1. Точный  адрес, телефон
  2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения с другими членами семьи и сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.
  3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.
  4. Данные о родителях:
 

        ОТЕЦ: возраст, семейное положение,  состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав. 

      МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлеклась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав. 

      
  1. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение школьных или дошкольных учреждений.
  2. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.
  3. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартира (отдельной, коммунальная), сколько человек в одной комнате. Комнате, где находятся дети. Санитарное состояние и санитарные условия жилища.
  4. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет, получают ли социальные пособия на детей.
  5. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.
  6. Отношение к данному ребенку: проявление любви, заботы, пренебрежения, невнимания, наказания (физические и другие), физическое и сексуальное насилие.
  7. Отношение к другим детям –есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.

        Социальная помощь данной семье:  имеются ли дополнительные с 
Блок № 1.Моя семья
 

  1. Работа  с обучающимися
Тема Класс
I Беседы: «Для чего человеку нужна семья?»  
1. 

2.

3. 
 
 
 

4.

5.

Почему холостые мужчины и незамужние женщины    живут относительно недолго?

Для чего люди создают семью?

Какие условия необходимы для создания семьи?

Психологические аспекты – сходство характеров, привычек, интересов, желаний;

Материальные  аспекты – наличие жилья и постоянных доходов;

Нравственные  аспекты – выполнение всех семейных обязанностей.

Если  нет детей, это – семья или  нет?

Портрет моей семьи.

8 

7

9-11 
 
 
 

9-11

5-6

II Дискуссия: «Дети для родителей и родители для детей?»  
III Беседа: « Семейные обязанности ».  
1.

2.

3. 
 
 
 
 

4.

5.

Как должны распределяться семейные обязанности?

Слушать или не слушать советы родителей?

Какие обязанности должны быть у детей  в семье?

Самообслуживание  – уборка постели, своей комнаты, разогревание пищи, чистка одежды и обуви и т.п.

Семейные  поручения – уход за домашними  растениями и животными, приобретение продуктов и товаров, помощь родителям  в домашних делах, на огороде, на работе и т.д.

Должны  ли родители контролировать поведение своих детей?

Как родители должны помогать детям в обучении?

7

9-11

5-6 
 
 
 
 

8

5-11

IV Практическое  задание:  
1.

2.

3.

Творческая  работа « Летопись моей семьи »

Составить памятку « Ваши семейные обязанности  »

Рисунки: « Мама, папа, я – дружная семья».

9-11

7-8

5-6

   

  II. Работа с родителями.

  1. Индивидуальные консультации психологов, педагогов школы.
  2. Посещение семей классными руководителями.
  3. Составление социального паспорта класса.
  4. Организационная работа родительского комитета школы.
  5. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации образовательно-воспитательного процесса (помощь в организации деятельности общественных родительских формирований: родительских комитет, попечительский совет).
 

    III. Работа с педагогическим  коллективом.

    1. Анализ семейных обязанностей обучающихся и их взаимоотношений с родителями.
    2. Работа классных руководителей по выявлению детей, не приступивших к занятиям в школе.

    

  IV. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

  1. « Первый звонок »
  2. Праздник « печеной картошки ».

                              

 

Блок № 2. Взаимоотношения с родителями

      

I. Работа с обучающимися.

Тема Класс
I Беседы: «Для чего человеку нужна семья?»  
1.

2.

3.

4.

Как вы разговариваете со своими родителями?

Всегда  ли родители вас понимают?

Конфликты с родителями.

Почему  родители не всегда выполняют ваши желания?

5-6

7

9-11

8

II Памятка: «Правила взаимоотношений между людьми». 5-11
1. 
 

2. 

3. 

4. 

5. 
 

6. 
 

7.

Взаимоотношения между людьми будут нормальными, если они смогут выслушать друг друга, не перебивая, до конца, и понять желания  своего собеседника.

Выполняются те желания собеседника, которые  соответствуют нравственным нормам и которые вы в состоянии выполнить.

Если  невозможно выполнить желание собеседника  в данном месте, необходимо это сделать  в другом месте.

Если  невозможно выполнить желание собеседника  в данный момент, необходимо это  сделать в другое время.

Если  вы не можете выполнить желание собеседника, посоветуйте ему обратиться к человеку, который сумеет выполнить его желание.

Предлагайте человеку несколько вариантов выполнения его желания, пусть он выбирает лучший, однако не решайте вместо него.

Если  вы не можете выполнить своевременно поручение, заранее предупредите человека об этом и попросите перенести сроки.

Хорошее о человеке можно говорить всем, плохое только ему одному.

 
IV Практическая  работа:

Предложите  решения для следующих проблем, используя правила взаимоотношений:

1.Вы хотите поиграть с другом на перемене, а он не хочет. Что делать?

2.Товарищ предлагает вам украсть из киоска жевательную резинку. Как вы поступите?

3.Вы обещали учителю выполнить задание сегодня, но не смогли. Как теперь поступите?

4.Вы поругались с другом и считаете, что он во всем виноват. Следует ли об этом рассказывать остальным товарищам?

5.Вы хотите отдохнуть после школы, но мать требует, чтобы вы выполнили домашнее поручение. Как вы поступите?

 
V Практическое  задание:

Обсудите  с родителями правила взаимоотношений. Согласны ли вы, соблюдать их?

 

          

      II. Работа с родителями.

          1   Родительское собрание «  Ваш ребенок попал в беду».

                 2  Консультации родителей с  администрацией школы, педагогами, психологом,             соц. педагогом, инспектором ПДН.

    1. Организация диагностической работы по изучению семей.

       

        III. Работа с педагогическим коллективом.

    1. Беседы с педагогами – предметниками.
    2. Индивидуальные консультации у школьного инспектора ПДН, соц. педагога, психолога, дефектолога, мед. работников, школьным уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса.
    3. Анализ поведения обучающихся на основе правил взаимоотношений и оказание помощи родителям, обучающимся в сложных ситуациях.
 

          IV. Совместная деятельность педагогов , родителей и детей.

  1. Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы. 

                                  

 

Блок № 3. Семейные традиции 

I. Работа с обучающимися.

Темы Класс
I Беседы: « Для чего нужны  семейные традиции ? »  
1. «Семейная традиция» (Традиция – правило поведения, событие, регулярно повторяющееся.) 5
2. Почему в  каждой семье должны быть свои традиции? 6
3. Что делать, если в вашей семье нет каких-либо из этих традиций? 7
4. «Отрицательные  традиции в семье» (отсутствие взаимопомощи, интереса к литературе, искусству, пьянство, неправильное питание, отсутствие  праздничных дней, неправильный отдых). 8
5. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций? 9-11
II Творческое  задание

Составьте описание интересных дел, которые по-вашему мнению, должны стать традициями вашей семьи.

 

Информация о работе Деятельность социального педагога с социально незащищенными группами населения