Работа социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление эффективных форм работы по организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику досуговой деятельности;
- рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;
- показать формы организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков;
- проанализировать специфику деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков;
- разработать и реализовать программу деятельности социального педагога по организации досуга младших подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков 7
1.1Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности 7
1.2Социально-психологические особенности младшего подросткового
возраста 9
1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков 20
Выводы по I главе 27
Глава II. Содержание работы социального педагога по организации досуга младших подростков 29
2.1 Специфика деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков 29
2.2 Формы и методы социального педагога по организации досуга у младших подростков 36
Выводы по II главе 46
Заключение 50
Список используемой литературы 54

Файлы: 1 файл

педагог.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                          3

Глава I. Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков  7

1.1Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности                                                                                    7

1.2Социально-психологические  особенности младшего подросткового

возраста                                                                                                            9

1.3 Формы  организации культурно-досуговой  деятельности подростков           20

Выводы  по I главе                                                                                             27

Глава II. Содержание работы социального педагога по организации  досуга младших подростков                                                                                          29

2.1 Специфика  деятельности социального педагога  по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков                                                   29

2.2 Формы  и методы социального педагога  по организации досуга у  младших подростков                                                                                                                  36

Выводы  по II главе                                                                                          46

Заключение                                                                                                      50

Список  используемой литературы                                                                     54 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Проблема  свободного времени подростков волнует  сегодня ученых и практиков различных  областей жизни и отраслей знания.

      Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. [1,с.74].

      Существенный  вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученых как Дж. Дюмазедье, М.А. Ариарский, Д. М.Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А.Н. Кротова, Б.Г. Мосалев, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, И.А.Новикова, С.Н.Лебедева, Л.П. Подоба, А.П.Марков, Б.А.Титов, А.Ф.Воловик, А.Д. Жарков, А.А. Сукало и др.[4]

      Несмотря  на всё богатство теоретических  материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно-досуговой деятельности как средства развития социальной активности проблема досуга подростков остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом "второго рождения личности. Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления [4].

      Культуре  досуга необходимо учить, начиная с  детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном  воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации - актуальная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.

      Существует  противоречие между потребностями  подростков использовать свой досуг  как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности  и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга. На решение этих и других проблем должна быть направлена деятельность социального педагога. Организуя плодотворный досуг подростков и в частности младших подростков, он, таким образом, предупредит многие вероятные проблемы у данной категории воспитанников.

      В связи с этим нами определена тема исследования: «Организация досуговой деятельности социальным педагогом у младших подростков».

Объектом  работы является культурно-досуговая  деятельность подростков.

      Предмет исследования - организация культурно-досуговой  деятельности у младших подростков.

      Цель исследования - выявление эффективных форм работы по организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков.

      Задачи  исследования:

- дать  общую характеристику досуговой  деятельности;

- рассмотреть  социально-психологические особенности  подросткового возраста;

- показать  формы организации культурно-досуговой  деятельности у младших подростков;

- проанализировать  специфику деятельности социального  педагога по организации культурно-досуговой  деятельности младших подростков;

- разработать  и реализовать программу деятельности социального педагога по организации досуга младших подростков.

Методы  исследования:

1.теоретические:

- анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме;

2.эмпирические:

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование.

      База  исследования: муниципальное учреждение психологической помощи и поддержки «Социум».

      Практическая  значимость работы: данные исследования и формы организации досуга младших  подростков могут быть использованы педагогами в их практической деятельности. 
 
 
 

      Глава I. Теоретические аспекты досуговой деятельности младших  подростков 

      1.1  Социальная природа досуга. Основы направления и методики  организации досуговой деятельности

девиантный досуг социальный педагог

      Досуг-это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правила, выделяют пассивный и активный отдых.

      Основная пассивного отдыха – релаксация (уменьшения напряжения, расслабления). Для релаксации специально выделяют места отдыха (комнаты отдыха, зона отдыха и т.п.).Активный отдых в отличии от пассивного предполагает не исключения нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанная на смене видов деятельности.

      В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно – оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно – репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.);.

      Наиболее распространенные формы организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется педагогами дополнительного образования, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

      Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а так же самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С.Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которых детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

      В настоящее время происходит процесс восстановление клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательное учреждения дополнительного воспитания детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо как общественная организация.

      Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличие материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

– социально – педагогическая защита подростков (предотвращения межличностных конфликтов, формирований позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита её прав;

– формирование и развитие личностных качеств подростков, необходимы для позитивной жизни деятельности.

– увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способностей контролирует свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

– создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

– адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

– компенсация дефицита общения в школе, семье, в среди сверстников;

– дополнительное образование, получаемое в соответствие с жизненными планами и интересами воспитанников.

      Еще одной использованной организационной формой, используемой дополнительной образовательной деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа.

      Кружок – объедения любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличии от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделения какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.).Студия, объедения одаренную молодежь, несет в себе элемент профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

      По мнению Ю.В. Васильковой, отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей и подростков выступают:

– активное использование различных видов соревнования;

– обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения и стимулирования активности.

– использования механизмов лидерства, с помощью которых можно добиться единства группы, способствовать установлению коллективистских отношений;

– стимулирования внутригрупповой сплоченности;

– сочетания групповой и индивидуальной работы.

Приоритетом в дополнительной образовательной деятельности является судьба конкретного ребенка [1; с. 140] 

      1.2 Социально-психологические особенности  младшего подросткового  возраста 

Информация о работе Работа социального педагога