Специфика работы социального педагога в образовательных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Организация социально-педагогической работы в школе
Профессиональный статус социального педагога в школе
Сущность работы социального педагога в образовательном учреждении
Функции, методы и формы социальной работы в школе

Файлы: 1 файл

контрольная раб. 2.docx

— 30.27 Кб (Скачать)

Специфика работы социального  педагога в образовательных  учреждениях

План:

  1. Организация социально-педагогической работы в школе
  2. Профессиональный статус социального педагога в школе
  3. Сущность работы социального педагога в образовательном учреждении
  4. Функции, методы и формы социальной работы в школе

Организация социально-педагогической работы в школе:

     Социальная работа в системе образования - важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества. Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.

     Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.

     Закон Российской Федерации «Об  образовании» (1992) законодательно закрепил  приоритет личности в процессе  воспитания и обучения человека  в условиях образовательного  учреждения. Такой подход требует  большего внимания к личности  обучаемого, его социальным проблемам,  которые в образовательном учреждении  носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.

     Социальный (от лат. Socialis – общественный) – означает «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Поэтому социальная служба должна быть ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности. К основным функциям социальной службы школы относятся:

- выявление  общих и частных социальных  проблем, имеющих место в классах,  школе;

- изучение  и диагностика индивидуальных  особенностей обучаемого, групп  – объектов социальной службы;

- оказание  помощи в работе учителя с  учеником, группой, родителями;

- социальная  защита обучаемого в связи  с возникновением проблем, которые  имеют или могут иметь для  него жизненно важное значение;

- социальная  защита группы, класса от отдельных  лиц;

- выявление  личностно-педагогических возможностей  учителя и оказание ему помощи  в дальнейшем повышении педагогического  мастерства, действенности педагогической  деятельности в работе с учениками,  родителями;

- социально-педагогическая  оценка планируемых и проводимых  воспитательных мероприятий в  группах, школе;

- непосредственная  подготовка социально-педагогических  мероприятий с различными группами  школьников, отдельными учащимися,  учителями, родителями;

- установление  сотрудничества с органами социальной  защиты, отделами по работе с  несовершеннолетними, другими учреждениями  в интересах решения социальных  проблем учащихся.

Профессиональный  статус социального  педагога в школе:

     В реальной практике современных  школ многочисленные социально-педагогические  задачи, которая должна решать  социальная служба, объединяющая  профессиональных специалистов  разного профиля, как правило,  возложены на одного работника  – социального педагога.

     Официально должность социального  педагога в общеобразовательных  учреждениях введена более десяти  лет назад. И хотя в некоторых  школах эта должность до сих  пор остается незанятой либо  обязанности социального педагога  выполняет по совместительству  один из учителей-предметников, тем  не менее, в настоящее время уже достаточно четко обозначились границы компетенции такого школьного работника, его место и роль в педагогическом коллективе, функциональные обязанности и основные виды деятельности. Иначе говоря, определен профессиональный статус социального педагога в школе.

     Сущность профессиональной деятельности  этого специалиста обусловлена  изменением в новых исторических  обстоятельствах концепции социальной  функции человека, что в свою  очередь предъявляет иные требования  к образованию. В соответствии  с этой концепцией в основу  образовательной политики сегодня  положено удовлетворение государственного  заказа на социально адаптированных  членов общества.

     Вместе с тем в современных  социально-экономических условиях, когда бесплатных образовательных  услуг становится все меньше, решение большинства проблем  образования детей во многом  зависит от материальных возможностей  семьи. В результате ребенок  из малообеспеченной семьи, который бесплатно получает намного меньше того, что необходимо ему для полноценного, гармоничного развития, нередко оказывается в числе плохо успевающих, порицаемых членов школьного (классного) коллектива. Тем самым необеспеченность семьи приводит к неудачам в обучении, которые в свою очередь порождают у ребенка чувство социального отчуждения. Таков социальный генезис многих учащихся, которые в недавнем прошлом рассматривались только как трудновоспитуемые, «проблемные» дети.

     В данных обстоятельствах традиционные  формы социальной помощи школьникам  в виде разного рода доплат  на питание и пр. становятся  для них менее значимыми по  сравнению с оказанием им социально-педагогической  поддержки в форме дополнительных  внеклассных занятий, развивающего  досуга, коррекции недостатков, тормозящих  развитие и т.п.

     Существенные изменения в деятельность  школы вносит и необходимость  охраны и защиты прав несовершеннолетних, которые теперь закреплены законодательно. Школа должна не только отвечать за соблюдение прав ребенка в своих стенах, но и представлять его интересы при необходимости вмешательства в условия и обстоятельства его воспитания. Функции такого представительства требуют юридической грамотности и навыков общения с правоохранительными органами и другими институтами государства. Естественно, что первым кандидатом на роль ходатая по делам несовершеннолетних от имени школы является социальный педагог, которому администрация делегирует соответствующие полномочия.

  В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методом решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

     Сущность работы  социального педагога  в образовательном  учреждении:

     Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Социальный  педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся  льгот и пособий, предлагает возможные  варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя  всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств.

Основные  должностные обязанности социального  педагога состоят из:

Организации воспитательной работы в классе;

Направления на формирование общей культуры личности;

Адаптацию личности к жизни в обществе;

Уважение  к окружающей природе;

Изучение  психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, условий  жизни;

Выявление интересов и потребностей воспитанников;

Раскрытие проблем, конфликтных ситуаций;

Изучение  отклонения в поведении;

Оказание  своевременной социальной помощи и  поддержки обучающимся и воспитанникам

Выступать посредником между личностью  и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти;

Способствовать  реализации прав и свобод обучающихся;

Создавать комфортную и безопасную обстановку, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;

Создавать условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся  во внеурочное время;

Взаимодействовать с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб  занятости и других служб в  оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся  в опеке и попечительстве, детям  с ограниченными физическими  возможностями, а также попавшими  в экстремальные ситуации;

Участвовать в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, нести ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции;

Проводить периодические рейды в семьи  учащихся.

Направления работы социального педагога:

Работа  с детьми "группы риска";

Профилактика  наркомании, алкоголизма, табакокурения;

Профилактика  бродяжничества;

Работа  с детьми-сиротами;

Работа  с детьми, находящимися под опекой;

Работа  с неполными семьями;

Работа  с детьми, родители которых алкоголики;

Работа  с детьми-активистами;

Работа  с детьми-инвалидами и т.д.

Социальный  педагог имеет дело со следующими проблемами:

Алкоголизм;

Наркомания;

Табакокурение;

Социальная  депрессия;

Безработица;

Инвалидность;

Вынужденная миграция;

Стихийные бедствия;

Душевные  потрясения;

Социальная  дезадаптация;

     Школьный социальный педагог - в организации своей работы уделяет особое внимание защите ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

     Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

     Социальный педагог становится организатором внеурочного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Социальный педагог периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ребенке и об оказании ему помощи. Детей, исключенных из школы, социальный педагог помогает устроить в другую школу.

Информация о работе Специфика работы социального педагога в образовательных учреждениях