Специфика работы социального педагога в образовательных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Организация социально-педагогической работы в школе
Профессиональный статус социального педагога в школе
Сущность работы социального педагога в образовательном учреждении
Функции, методы и формы социальной работы в школе

Файлы: 1 файл

контрольная раб. 2.docx

— 30.27 Кб (Скачать)

     Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношения людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и "выводит" на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности.

     Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся - сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.

     Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

     Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми.

     Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

     Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д. Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

1. Тексты  административных документов по  социально-педагогической работе. Законов  и подзаконных актов по осуществлению  прав ребенка;

2. Должностная  инструкция;

3. Перспективный,  календарный план работы на  год, месяц, неделю;

4. Циклограмма  или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем  учреждения;

5. График  тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций  для отдельных групп населения;

6. Проекты  или программы по отдельным  наиболее актуальным направлениям  социально-педагогической работы;

7. Документация: по учету правонарушений, отклонений  в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных  маршрутов детьми, стоящими на  внутришкольном контроле;

8. Документация  по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства  и трудоустройству, защите прав  ребенка в органах МВД и  судебных органах;

9. Учет  обращений родителей, учителей, учащихся  и разрешение поставленных ими  проблем;

10. Данные  по изучению социального состава  семей, социального портрета ученика,  класса, школы, социальных ожиданий  родителей, учащихся, педагогов,  как субъектов образовательного  процесса;

11. Учет  мер по социальной защите детей  из социально неблагополучных  семей;

12. Методические  рекомендации для родителей;

13. Методические  рекомендации для классных руководителей,  учителей по решению проблем  социальной жизни ребенка и  снятию конфликтов в межличностных  отношениях;

14. Систематизированная  информация по городским и  районным службам для родителей  и детей о возможных путях  решения их проблем.

    Функции, направления и формы социальной работы в школе:

     Основные функции профессиональной  деятельности социального педагога:

- диагностическая:  постановка социально-педагогического  диагноза, изучение социально-педагогического  фона, выявление социально-педагогических  процессов, эффекта социально-педагогической  деятельности, социально-педагогическая  паспортизация класса, школы и  т.д.;

- организационная:  организация социально-педагогической  деятельности всех субъектов  образовательных процессов в  сферах воспитательной (исправительной, коррекционной) деятельности, профессиональной  ориентации, трудоустройства и адаптации,  досуга, деятельности подростковых  и молодежных объединений, подготовки  к семейной жизни, осуществление  взаимодействия медицинских, образовательных,  культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных  организаций в социально-педагогической деятельности;

- прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании социально-педагогических процессов классного коллектива, развития школы, конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов социально-педагогической деятельности;

- управленческая: участие в управлении социально-педагогическими процессами в классных коллективах, группах, школе в целом;

- координационная:  организация взаимодействия специалистов  и служб школы по поводу  оптимизации социально-педагогического  пространства и социально-педагогического  эффекта образования и воспитания.

     Участие в управлении школой социальный педагог осуществляет по трем основным направлениям.

1. Консультирование  администрации. Деятельность в  качестве советника администрации  предполагает:

проведение  социологических и социально-психологических  исследований как в педагогическом и детском коллективах, так и  среди родителей. Результаты таких  исследований обеспечивают принятие более  продуманных и обоснованных управленческих решений; участие в разрешении конфликтов. Практика показывает, что уровень  конфликтности во взаимодействии школы  с родителями и детьми очень часто  превышает желательный уровень  и в большинстве случаев конфликты  обусловлены непониманием социальных причин возникшей напряженности.

2. Методическая  работа. Она входит в прямые  обязанности любого специалиста  педагогического коллектива. В рамках  этой деятельности социальный  педагог:

- проводит с учителями занятия, на которых он должен обучить их приемам социометрического контроля за межличностной атмосферой в классе, помочь в диагностике факторов риска (отчужденные, выталкиваемые, бойкотируемые), содействовать эффективному распределению ролей в коллективе учащихся с целью компенсировать негативные влияния социальной стихии и др.;

- участвует в работе консилиумов.

3. Внешкольное  взаимодействие. Данное направление  деятельности социального педагога  включает:

-участие  от имени школы в работе  местных органов власти и самоуправления  по вопросам социального развития  и решения социально-педагогических  проблем, в разработке и обсуждении  региональных и местных социальных  программ и проектов и т.  п.;

-взаимодействие  с органами управления и учреждениями  образования, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по  делам несовершеннолетних и др. для решения конкретных социально-педагогических  проблем; 

-сотрудничество  с общественными и другими  организациями, которые могут  оказать содействие в решении  тех или иных социально-педагогических  проблем. 

     Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления:

     Внутришкольный мониторинг. Он обеспечивает выявление и диагностирование социально-педагогических проблем и включает:

- текущее наблюдение за общей ситуацией в школе, классных коллективах, группах учащихся, за взаимоотношениями между учителями, учащимися, родителями и т.д.;

-анализ и прогнозирование конкретных проблемных социально-педагогических ситуаций.

     Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб. Это направление реализуется в разных видах деятельности:

- социально-педагогическая поддержка осуществляется в сотрудничестве с органами местного самоуправления и различными ведомствами, которые обладают необходимыми полномочиями для устройства ребенка и средствами на его содержание, а также с общественностью, в распоряжении которой имеются фонды и волонтеры. В совокупности это позволяет извлекать несовершеннолетних из трудной или опасной ситуации, помещать в приют, передавать в другую семью или интернат, если нужно действовать решительно, а если надежда на оздоровление обстановки в семье не утрачена — включать родителей в реабилитационные программы разных социальных учреждений, центров и т.п.;

- социальный контроль, в котором реализуется функция школы как одного из субъектов системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, осуществляется во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (с подведомственными ей учреждениями). Это направление деятельности предполагает определенное позитивное влияние со стороны школы на прилегающий к ней микрорайон, противодействие субкультурам маргинальной ориентации, которые все решительнее вовлекают в свою сферу несовершеннолетних.

- педагогическая реабилитация представляет собой социальную поддержку внутри учебно-воспитательного процесса. Она предполагает, с одной стороны, добывание средств на сверхнормативные занятия с детьми, с другой — улучшение социально-психологического статуса неуспешного ученика. Психопрофилактика направлена на выявление учащихся, школьная дезадаптация которых вызвана ограниченными возможностями их здоровья. Такие дети должны состоять на отдельном учете, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о переводе их в класс коррекции. Очевидно, что при этом обязательным является сотрудничество со школьным психологом или детским врачом.    

     Участие в организации среды воспитания ребенка включает три следующих обязательных направления работы социального педагога.

     Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка. При этом нередко поведение родителей не носит антиобщественного характера, и поэтому не дает оснований для вмешательства правоохранительных органов. В этом случае школе, хочет она этого или нет, приходится брать на себя инициативу при неочевидных обстоятельствах, что всегда бывает хлопотно и трудно, но необходимо, если думать о детях. Здесь сторонниками социального педагога выступают органы и учреждения, чья деятельность нацелена на защиту прав ребенка.

     Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы вообще, и от социального педагога в частности, прежде всего инициативы. Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения.  

  Участие в работе родительского комитета. Взаимодействие с общественными органами самоуправления школы — родительским комитетом, попечительским советом и др. — входит в задачи социального педагога по многим направлениям его работы. Особо следует обратить внимание на новые веяния, еще не ставшие традиционными в школьной практике. Так, важную положительную роль в социально-педагогической работе могут играть советы по проблемам семьи, создаваемые при родительских комитетах или попечительских советах. Такое объединение родителей из числа авторитетных представителей общественности не имеет административных полномочий, но чрезвычайно эффективно в моральном плане.

Информация о работе Специфика работы социального педагога в образовательных учреждениях