Работа социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление эффективных форм работы по организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику досуговой деятельности;
- рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;
- показать формы организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков;
- проанализировать специфику деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков;
- разработать и реализовать программу деятельности социального педагога по организации досуга младших подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков 7
1.1Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности 7
1.2Социально-психологические особенности младшего подросткового
возраста 9
1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков 20
Выводы по I главе 27
Глава II. Содержание работы социального педагога по организации досуга младших подростков 29
2.1 Специфика деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков 29
2.2 Формы и методы социального педагога по организации досуга у младших подростков 36
Выводы по II главе 46
Заключение 50
Список используемой литературы 54

Файлы: 1 файл

педагог.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе: познавательная деятельность, ценностно - ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая. Все они тесно связаны с учебным процессов, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижением определенных целей [6, с.67].

      Познавательная  деятельность направлена на развитие познавательных интересов, формирование умственных способностей, накопление знаний по организации своего досуга. Организуется она в формах внеурочной работы как: классные часы, экскурсии, конкурсы, беседы.

      Ценностно-ориентированная  деятельность направлена на процесс формирования отношений к другу, формирование взглядов и убеждений.

Общественная  деятельность предполагает участие  младшего школьника в организациях управления школой, различных молодежных объединениях, как в школе, так  извне.

      Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру и способности подростка. Преподаватели школы совместно с социальным педагогом тоже могут развивать эстетические качества в деталях в форме конкурсов, инсценировок произведений литературы, концертов, экскурсий.

      Досуговая деятельность означает всесторонне  развивающий отдых, свободное общение, игры на любую тематику, походы.

      Социальный  педагог должен много знать и  уметь для правильной организации  всех этих форм работы. Уметь стимулировать  выработку отношений, взглядов и убеждений на жизнь, при организации различных видов внеурочной деятельности. Задачи формирования всесторонней развитой личности младшего подростка, комплексного подхода к постановке всего дела организации досуга требует, чтобы внеурочная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

      Система организации досуга представляет собой  единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включая  множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонической развитой личности, ее активной позиции.

      Организация досуга строится на основе определенных принципов.

      Принцип преемственности предполагает создание и развитие умений организовать свой досуг, помогающий формировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильности и возможность совершенствования различных видов деятельности.

      Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочной работе.

      Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания.

      Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряженностей и спадов в работе, равномерность ее времени, ее насыщенность ее во времени, ее насыщенность.

      Содержание  системы внеурочной досуговой деятельности включает в себя единство умственной, нравственной, трудовой, эстетической, физической работы учащихся, разнообразные  виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов. Это содержание реализуется многообразными формами и методами.

      Система внеурочной досуговой деятельности имеет сложную структуру. Ее можно  рассматривать как единство и  взаимосвязь нескольких элементов: планирование, организация деятельности.

      Все элементы внеурочной организации досуговой деятельности младших подростков должны обеспечивать достижение поставленной перед ней единой цели. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Внеурочной организации досуговой деятельности свойственно сочетание управления самоуправления: главными задачами, самим существом педагогического руководства является развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности младшего подростка. Осуществлять эффективное управлением организации досуга социальны педагог может лишь тогда, когда у него есть четкое и правильное представление о ней.

      Существенный  недостаток - неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель-содержание-форма» или «планирование-организация-анализ», а также отсутствие необходимых связей между этими звеньями.

      Социальный  педагог должен, прежде всего, четко  определить цели своей работы и ее содержание. Формы же необходимо отобрать те, которые соответствуют данному  содержанию, они являются производными, а не исходными. Другой недостаток - интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. Любое направление помогает одновременно решать разные воспитательные задачи, односторонность содержание работы или сосредоточение ее только школе или преимущественно приводят к разрушению системы. Еще один существенный недостаток- формализм, слабая идейная и нравственная направленность многих досуговых мероприятий.

      Система внеурочной организации досуга обеспечивается комплексностью, тесной взаимосвязью целенаправленных воспитательных воздействий с самовоспитанием младшего подростка, педагогически оправданной требовательности к подросткам- с гуманизмом, уважение к личности каждого ученика, опорой, прежде всего на положительные качества личности, обязанности необходимо с заинтересованностью в деятельности.

      Именно  обеспечению целенаправленной взаимосвязи  и полноценного развития различных  элементов системы внеурочной организации  досуговой деятельности служит система  деятельности самого социального педагога.

      Организаторские функции по организации досуга реализуется в ряде элементов:

-анализ  состояния вопроса предусматривает  изучение того, что уже сделано  к началу работы по организации  досуговой деятельности, факторов, влияющих на нее, выявление  условий успеха и причин неудач.

-постановка  цели по организации досуговой  деятельности позволяет определить, для чего организуется то или  иное дело, мысленно предположить  конечные результаты, создать своеобразную  идеальную модель предстоящей  работы;

-определение  рабочих задач по организации досуга призвана выявить конкретные пути к достижению поставленной цели;

-планирование  подготовки и проведение дела  по организации досуговой деятельности, мероприятия предусматривают распределение  заданий по времени, месту последовательности  для наилучшего решения поставленных задач;

-разработка  содержания досуговой деятельности, форм и методов предстоящей  деятельности означает определение  объема работы, приемов и способов, которые будут использоваться  при реализации того или иного  дела;

-анализ  хода и результатов деятельности по организации досуговой деятельности включает соотношение того, что предполагалось сделать, оценку итогов. На основе анализа формируются задачи и условия дальнейшей деятельности.

      Конечная  цель организованной работы по организации досуговой деятельности - обеспечить эффективность дела или комплекса дел. И что бы ни делал социальный педагог, он должен ясно представлять конечную цель, видеть пути к ее достижению, понимать, приводят или не приводят к ней его действия.

Правильное  планирование - одна из важнейших предпосылок эффективности системы внеурочной работы.

      Для практической деятельности социального  педагога важное значение имеет и  еще одно обстоятельство: выполнение правильного, продуманного плана - важнейшая  предпосылка планомерности работы в целом. Целенаправленное и четкое планирование по организации досуговой деятельности у младших подростков предполагает хорошие результаты воспитательной работе, по тому, что позволяет избежать многих ошибок.

Досуг - возможность подростку заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам:

-отдых;

-развлечения;

-праздники;

-самообразование;

-творчество.

      Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы младших подростков. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают младшему подростку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют учащемуся ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей и подростков к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Подростковый досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [3,с.94].

      Самой распространённой формой проведения досуга у младших подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

      Потребность в общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает  у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение младших подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

      Во-первых, общение со сверстниками - очень  важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

      Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

      В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости [10,с.82].

      Подводя итог сказанному, можно смело утверждать: в настоящее сложное время  у младших подростков необходимо воспитывать умение организовать свой досуг, способных не только занять себя, но и других за собой. Только правильное и грамотное занятость подростка снизит рост преступности и повысит культурную составляющую часть общества. 

      2.2 Формы и методы социального  педагога по организации досуга  у  младших подростков 

      В процессе прохождения практики в  Муниципальном учреждении психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» нам представилась возможность выявить проблемы занятости младших подростков, так как основная цель данного учреждения - организация досуга и занятость подростков, а также профилактическая работа. Основными задачами МУ «Социум» является оказание информационной, консультативной и психолог – педагогической помощи детям, молодежи, родителям, педагогам по вопросам развития и воспитания молодежи, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адаптация детей и молодежи к жизни в обществе. Также дополнительные направления МУ «Социум»- оказание юридической, психологической помощи и поддержки подростков; организация временных рабочих мест для несовершеннолетних; работа по профилактике ВИЧ/СПИДа.

      На  этом этапе исследования мы изучали деятельность социального педагога по занятости младших подростков во внеурочное время. В данном учреждении используются формы работы по организации досуговой деятельности подростков.

      Словесно - логические формы, где основным средством воздействия являлось - слово (убеждение словом), вызывающие ответные реакции у детей. К такому типу форм относятся беседы на профилактические темы: классные часы, собрания, мероприятия, проводимые социальным педагогом, где главным было обмен информацией, обсуждение проблем.

Информация о работе Работа социального педагога