Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования - выявление эффективных форм работы по организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику досуговой деятельности;
- рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;
- показать формы организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков;
- проанализировать специфику деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков;
- разработать и реализовать программу деятельности социального педагога по организации досуга младших подростков.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков 7
1.1Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности 7
1.2Социально-психологические особенности младшего подросткового
возраста 9
1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков 20
Выводы по I главе 27
Глава II. Содержание работы социального педагога по организации досуга младших подростков 29
2.1 Специфика деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков 29
2.2 Формы и методы социального педагога по организации досуга у младших подростков 36
Выводы по II главе 46
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Образно - художественные формы - они объединяли в себе такие дела, где главным средством воздействия являлось совместное переживание, вызвать - сильные, глубокие и обладающие коллективные эмоции, подобные тем, которые испытывают подростки на праздниках. Благодаря художественным образам, социальный педагог может настроить детей на восприятие материала, что вызывает у подростков заинтересованность. Большой потенциал имели такие формы, как классные часы, игры - экскурсии, уроки – тренинги.
Школе в незначительной мере сохранила систему организации внеурочной работы. Большую часть в этой работе играет секции по футболу, волейболу и различным видам спорта.
Подростки, посещающие данные секции в дальнейшем посещают соревнования. Это оказывает широкие возможности для грамотной занятости времени подростка.
Трудовые формы внеурочной работы - положительно воздействовало на младший подростков совместная работа, любой труд. Это разные виды работ в школе, например помощь ветеранам Вов, разная помощь нуждающимся.
Игровые формы работы - в этой работе социальный педагог использует познавательные, соревновательные, конкурсные игры. Эти игры были направлены на развитие у подростков сплоченности, чувства толерантности, потому что они важны для воспитания молодого поколения.
Особое внимание уделяется психологическим формам. В формах работы этого типа основными средствами воздействия являлись элементы психологического тренинга. К ним относились: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения.
Для успешного дела разных форм работы с младшими подростками, социальный педагог раскрывал их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально организовал их.
В любой форме работы педагог опирался на воспитание организации своего досуга, развивала у них ответственность, прививала культурные ценности.
Это требовало постоянной работы социального педагога, а также каждодневных усилий семьи, школы и общества.
Успешной работе также способствует составление различных планов: перспективные (на длительное время, например на год) и рабочие (на месяц, неделю), программирующие воспитательную деятельность в школе и ее собственную.
Перспективный
план внеурочной работы, есть составная
часть общешкольного плана
В нем перечислены наиболее важные мероприятия по основным разделам работы. Указываются примерные сроки их проведения и лица ответственные за исполнения. Таковы, к примеру, годовые планы работы школы, объединения клубного типа.
Календарный план разрабатывается обычно на месяц или на учебную четверть. Его основной становится не направления работы, а календарный сроки, то есть намечаются конкретные даты и предлагаемые для проведения мероприятия.
План-график – разновидность календарного плана предусматривает проведение тех или иных мероприятий, отдельных работников. Важно отметить, что данный вид плана помогал распределению запланированных мероприятий между классными руководителями, что в дальнейшем способствовало слаженной работе педагогического коллектива в целом.
Служебный дневник - самый детальный план представляет собой календарь в виде записной книжки, в которой социальный педагог ведет памятные записки на каждый день: точнее время мероприятия, выполняет поручений.
Изучив формы и методы воспитательной и организации досуговой деятельности социальным педагогом, его документации, мы перешли к проведению диагностики, позволяющих выявить проблемы занятости у младших подростков во внеурочное время.
Нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие подростки в возрасте от 9 до 13 лет.
Цель данной диагностики - выявить предпочтения способов свободного времяпрепровождения, а также проблемы организации подростками своего собственного свободного времени.
Испытуемым предлагалось ответить на вопросы, выбирая варианты ответов наиболее им соответствующие (см. Приложение №1).
Результаты
диагностики № 1, проведенной среди
подростков группы № 1 на начало эксперимента
представлены в таблице № 1.
Таблица №1
№
вопроса
Имена респондентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Анна | в | б | а | д | г |
Астан | а | б | в | в | а |
Алина | г | б | а | а | б |
Богдан | а | б | б | г | а |
Василиса | д | а | б | д | в |
Василий | д | б | в | а | в |
Евдокия | д | а | а | в | г |
Елена | д | а | в | б | б |
Результаты
диагностики №1,проведенной
Таблица № 2
№
вопроса
Имена респондентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Алиса | а | б | в | а | в |
Антон | б | а | в | д | б |
Алена | в | б | а | а | б |
Кирина | г | б | б | г | а |
Саша | а | б | б | в | г |
Юра | а | б | а | в | г |
Юля | б | а | а | д | г |
Таким образом, проанализировав все ответы на поставленные вопросы, мы выявили следующее:
1. Очень многие из опрошенных большую часть времени проводят, играя в компьютерные игры, погружаясь в мир виртуальный, уходя от дел реальных. Компьютерные игры увлекают подростков. В виртуальном мире они делают то, что не могут сделать в жизни по каким – либо причинам.
2. Вторым,
преобладающим способом
3. Большинство младших подростков на вопрос о посещении кружков, секций, клубов, отвечали, что не посещают их по разным причинам.
Нами также проведена анкета «Интересы детей» (см. Приложение 2).
Цель: выявить интересы младших подростков в свободное время.
Анкета содержала вопросы, позволяющие определить у подростков уровень их интересов. Результаты данной анкета показали, что 1-ая и 2-ая группы опрашиваемых подростков мало чем интересуются, большинство смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. Эти данные мы отразили в таблице № 3 и №4.
Результаты анкеты №2, проведенной среди подростков группы№1 на начало эксперимента.
Таблица №3
№
впроса
Имена респондентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Анна | а | б | б | а | г |
Астан | а | а | г | б | а |
Алина | б | а | г | б | б |
Богдан | а | б | а | г | в |
Василиса | а | б | б | г | б |
Василий | б | г | в | г | а |
Евдокия | в | в | в | б | а |
Елена | в | в | б | в | а |
Результаты
анкеты №2,проведенной среди
Таблица № 4
№ вопроса
Имена респондентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Алиса | а | в | г | а | в |
Антон | б | в | б | в | б |
Алена | в | б | в | б | б |
Кирина | г | б | а | в | а |
Саша | а | б | б | г | г |
Юра | а | в | в | а | г |
Юля | в | г | а | в | г |
Сводная
таблица уровней занятости
Таблица №5
Группы
Уровни |
№1 | №2 | |||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | ||
Высокий | 1 | 20 | - | - | |
Средний | 3 | 30 | 4 | 60 | |
Низкий | 4 | 50 | 3 | 40 |