Работа социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление эффективных форм работы по организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику досуговой деятельности;
- рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;
- показать формы организации культурно-досуговой деятельности у младших подростков;
- проанализировать специфику деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков;
- разработать и реализовать программу деятельности социального педагога по организации досуга младших подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков 7
1.1Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности 7
1.2Социально-психологические особенности младшего подросткового
возраста 9
1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков 20
Выводы по I главе 27
Глава II. Содержание работы социального педагога по организации досуга младших подростков 29
2.1 Специфика деятельности социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности младших подростков 29
2.2 Формы и методы социального педагога по организации досуга у младших подростков 36
Выводы по II главе 46
Заключение 50
Список используемой литературы 54

Файлы: 1 файл

педагог.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      Образно - художественные формы - они объединяли в себе такие дела, где главным  средством воздействия являлось совместное переживание, вызвать - сильные, глубокие и обладающие коллективные эмоции, подобные тем, которые испытывают подростки на праздниках. Благодаря художественным образам, социальный педагог может настроить детей на восприятие материала, что вызывает у подростков заинтересованность. Большой потенциал имели такие формы, как классные часы, игры - экскурсии, уроки – тренинги.

      Школе в незначительной мере сохранила  систему организации внеурочной работы. Большую часть в этой работе играет секции по футболу, волейболу  и различным видам спорта.

      Подростки, посещающие данные секции в дальнейшем посещают соревнования. Это оказывает широкие возможности для грамотной занятости времени подростка.

      Трудовые  формы внеурочной работы - положительно воздействовало на младший подростков совместная работа, любой труд. Это  разные виды работ в школе, например помощь ветеранам Вов, разная помощь нуждающимся.

      Игровые формы работы - в этой работе социальный педагог использует познавательные, соревновательные, конкурсные игры. Эти  игры были направлены на развитие у  подростков сплоченности, чувства толерантности, потому что они важны для воспитания молодого поколения.

      Особое  внимание уделяется психологическим  формам. В формах работы этого типа основными средствами воздействия  являлись элементы психологического тренинга. К ним относились: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения.

      Для успешного дела разных форм работы с младшими подростками, социальный педагог раскрывал их скрытые  возможности и на основе этого  наиболее оптимально организовал их.

      В любой форме работы педагог опирался на воспитание организации своего досуга, развивала у них ответственность, прививала культурные ценности.

      Это требовало постоянной работы социального  педагога, а также каждодневных усилий семьи, школы и общества.

Успешной  работе также способствует составление  различных планов: перспективные (на длительное время, например на год) и рабочие (на месяц, неделю), программирующие воспитательную деятельность в школе и ее собственную.

      Перспективный план внеурочной работы, есть составная  часть общешкольного плана учебно-воспитательной работы на год. План своей работы по организации культурно - досуговой деятельности младших подростков социальный педагог составляет на четверть или месяц, не прибегая к какой- либо строго регламентированной форме.

      В нем перечислены наиболее важные мероприятия по основным разделам работы. Указываются примерные сроки их проведения и лица ответственные за исполнения. Таковы, к примеру, годовые планы работы школы, объединения клубного типа.

      Календарный план разрабатывается обычно на месяц  или на учебную четверть. Его основной становится не направления работы, а календарный сроки, то есть намечаются конкретные даты и предлагаемые для проведения мероприятия.

      План-график – разновидность календарного плана  предусматривает проведение тех  или иных мероприятий, отдельных  работников. Важно отметить, что данный вид плана помогал распределению запланированных мероприятий между классными руководителями, что в дальнейшем способствовало слаженной работе педагогического коллектива в целом.

      Служебный дневник - самый детальный план представляет собой календарь в виде записной книжки, в которой социальный педагог ведет памятные записки на каждый день: точнее время мероприятия, выполняет поручений.

  Изучив формы и методы воспитательной и организации досуговой деятельности социальным педагогом, его документации, мы перешли к проведению диагностики, позволяющих выявить проблемы занятости у младших подростков во внеурочное время.

      Нами  было проведено социологическое  исследование, в котором приняли  участие подростки в возрасте от 9 до 13 лет.

      Цель  данной диагностики - выявить предпочтения способов свободного времяпрепровождения, а также проблемы организации подростками своего собственного свободного времени.

      Испытуемым  предлагалось ответить на вопросы, выбирая  варианты ответов наиболее им соответствующие (см. Приложение №1).

      Результаты  диагностики № 1, проведенной среди  подростков группы № 1 на начало эксперимента представлены в таблице № 1. 
 

Таблица №1

№ вопроса

Имена респондентов

1 2 3 4 5
Анна  в б а д г
Астан а б в в а
Алина г б а а б
Богдан а б б г а
Василиса д а б д в
Василий д б в а в
Евдокия д а а в г
Елена д а в б б

Результаты  диагностики №1,проведенной среди  подростков группы№2 на начало эксперимента. 

Таблица № 2

№ вопроса

Имена респондентов

1 2 3 4 5
Алиса а б в а в
Антон б а в д б
Алена в б а а б
Кирина  г б б г а
Саша  а б б в г
Юра а б а в г
Юля б а а д г

 

      Таким образом, проанализировав все ответы на поставленные вопросы, мы выявили  следующее:

1. Очень  многие из опрошенных большую  часть времени проводят, играя в компьютерные игры, погружаясь в мир виртуальный, уходя от дел реальных. Компьютерные игры увлекают подростков. В виртуальном мире они делают то, что не могут сделать в жизни по каким – либо причинам.

2. Вторым, преобладающим способом времяпрепровождения является игры во дворе, где подростки развлекают себя, как придется (опрокидывая мусорные баки, гоняются за кошками, издеваются над ними).

3. Большинство  младших подростков на вопрос  о посещении кружков, секций, клубов, отвечали, что не посещают их  по разным причинам.

Нами  также проведена анкета «Интересы  детей» (см. Приложение 2).

Цель: выявить  интересы младших подростков в свободное  время.

      Анкета  содержала вопросы, позволяющие  определить у подростков уровень  их интересов. Результаты данной анкета показали, что 1-ая и 2-ая группы опрашиваемых подростков мало чем интересуются, большинство смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. Эти данные мы отразили в таблице № 3 и №4.

      Результаты  анкеты №2, проведенной среди подростков группы№1 на начало эксперимента.

Таблица №3

№ впроса

Имена респондентов

1 2 3 4 5
Анна  а б б а г
Астан а а г б а
Алина б а г б б
Богдан  а б а г в
Василиса а б б г б
Василий б г в г а
Евдокия в в в б а
Елена в в б в а

Результаты  анкеты №2,проведенной среди подростков группы№2 на начало эксперимента.

Таблица № 4

№ вопроса

Имена респондентов

1 2 3 4 5
Алиса а в г а в
Антон б в б в б
Алена в б в б б
Кирина  г б а в а
Саша  а б б г г
Юра а в в а г
Юля в г а в г

      Сводная таблица уровней занятости положительным досугом у младших подростков двух групп (в количественном и процентном соотношении)

Таблица №5

Группы

Уровни

№1 №2  
Кол-во человек % Кол-во человек %
Высокий 1 20 - -
Средний 3 30 4 60
Низкий 4 50 3 40

Информация о работе Работа социального педагога