Специфика работы социального педагога с подростками - неформалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.

Оглавление

Введение ……………………………..…………………………………...……. 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования неформальных молодежных объединений ……………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие «неформалы» ………………….…………………………….…... 6
1.2. Общая характеристика неформальных молодёжных объединений: сущность, основные признаки………………………………………………… 9
1.3. Классификация неформального движения…………………………... ... 15
Выводы по главе 1.……………………………………………………..…..….. 17
Глава 2. Особенности работы социального педагога с неформальными объединениями в образовательных учреждениях …………………………... 19
2.1 Специфика социально-педагогической работы с неформальными объединениями …………………………...…………………………………… 19
2.2 Социально-педагогическая деятельность с неформальными объединениями учащихся в средней общеобразовательной школе...……23
Выводы по главе 2 …………………………………………………...……… 26
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы …………………………………..…… 30
Приложение №1 ………….………………………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

курсовая распечатка.docx

— 77.54 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                       СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                          «ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Специальность: 050711 «Социальная педагогика»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ-НЕФОРМАЛАМИ

 

 

                                                     Автор: студентка V курса группы ОЗО

                                                          специальности «Социальная педагогика»

                                            Мингазова Александра Олеговна

                            Научный руководитель:

                 Кожевникова О.Н.

 

Волгоград

2014 г. 

Содержание

Введение   ……………………………..…………………………………...…….  3

Глава 1. Теоретический аспект исследования неформальных молодежных объединений …………………………………………………………………….   6

1.1. Понятие «неформалы» ………………….…………………………….…...  6

1.2. Общая   характеристика  неформальных молодёжных объединений: сущность,  основные  признаки…………………………………………………  9

1.3. Классификация неформального движения…………………………... ... 15

Выводы по главе 1.……………………………………………………..…..…..  17

Глава 2. Особенности работы социального педагога с неформальными объединениями в образовательных учреждениях …………………………...  19

2.1   Специфика  социально-педагогической работы   с неформальными объединениями …………………………...……………………………………  19

2.2   Социально-педагогическая    деятельность     с    неформальными объединениями учащихся в средней общеобразовательной школе...……23

Выводы по главе 2  …………………………………………………...………  26

Заключение   …………………………………………………………………..  28

Список использованной литературы   …………………………………..……  30

Приложение №1  ………….…………………………………………………..  32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования.

         Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и социальные службы для детей. Каждое из таких учреждений вносит определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых страдают дети.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что молодежь является специфической социальной группой, от социализации которой зависит будущее страны. Стремление молодежи объединяться в неформальные организации - это, во многом, естественный процесс. Однако этим процессом нужно уметь управлять, в противном случае, неформальное движение может приобрести социально-опасную негативную направленность.

Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.

В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые неформальные группировки.

Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы формируются по принципу добровольности и являются организационно самостоятельными. В большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу.

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что молодежь легко воспринимает асоциальные идеи и взгляды, склонна к крайностям, подражанию, некритическому восприятию контркультур и девиантному поведению. Это может способствовать распространению в молодежной среде экстремистской идеологии и появлению неформальных объединений негативной направленности.

Молодежные субкультуры исследователи дифференцируют на основании выбора особого стиля поведения, одежды, музыкальных привязанностей, жизненных установок.

Определенно можно сказать лишь одно - все попытки структурировать неформальные молодежные движения, создать строгую их классификацию не приведут к желаемому результату, поэтому, как пишут социологи, изучающие данную проблему, все схемы достаточно условны.

Необходимость обращения к данной теме связана и с недостаточной ее разработанностью в научной литературе. В имеющихся исследованиях эта актуальная проблема не получила достаточного внимания. Это затрудняет ее решение в деятельности органов местного самоуправления.

В настоящее время научные интересы связаны со спецификой работы социального педагога с подростками-неформалами.

В связи с этим тему своего исследования мы определили так: «Специфика работы социального педагога с подростками-неформалами».

Цель исследования – выявление особенностей социально-педагогической деятельности с подростками-неформалами.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме подростков-неформалов.
  2. Изучить структуру и причины формирования неформальных групп среди подростков.
  3. Выявить особенности социально-педагогической деятельности с подростками-неформалами.

Объект исследования – социально педагогическая деятельность с подростками-неформалами.

Предмет исследования – содержание и формы социально-педагогической

деятельности в подростковых неформальных группах.

Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический аспект исследования неформальных молодежных объединений.

    1. Понятие «неформалы».

Понятие «неформалы» - как его можно трактовать? Мы согласны с определением А.В.Громова и О.С.Кузина, что неформальные молодежные объединения – это «добровольные самодеятельные общественные формирования, возникшие по инициативе «снизу», действующие в интересах своих членов независимо от цели и характера объединения» [2,16]. Эти авторы своей работе «Неформалы, кто есть кто?» делают вывод, что ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемых целей.

Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

Неформальные объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений.

В последнее время, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.

Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. сотрудничество.

2. оппонирование и критика.

3. оппозиция и борьба.

С.И. Левикова в учебном пособии «Молодежная субкультура» дает такое определение термина «неформалы» [6,173]. Неформальные молодежные объединения – это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств.

В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:

- в семье (излишний контроль  родителей или предоставление  подростку сверхсвободы);

- в формальной группе: несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;

- в результате участия  в локальных войнах, когда молодой  человек приобретает необычный  для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться  в ту мирную жизнь, в которую  возвращается;

- в среде безработных, временно (частично) занятых работой  молодых людей (наличие свободного  времени при одновременном отсутствии  возможности самореализации);

- при несоответствии реального  социального статуса уже приступившего  к работе молодого человека  его желаемому (воображаемому) статусу.

Рассмотрим факторы возникновения неформальных объединений. В числе первых назовем такой фактор, как стремление индивида к удовлетворению потребности в общении.

Мы обнаруживаем наличие межличностных конфликтов с семьей (матерью), школой (требованиями к учебным способностям), сверстниками, что заставляет их искать референтную группу, в которой эта потребность может быть реализована.

В подростковом возрасте идет переосмысление жизненных целей и ценностей, это связано с предстоящим выбором профессии и жизненного пути вообще. С другой стороны, подростковый возраст отличается высокой степенью эмоциональной привязанности к друзьям, значимым близким и эмоциональной неустойчивостью. Что порождает многочисленные внутриличностные конфликты, комплексы, переживания. Неформальное объединение предоставляет подростку действовать, основываясь не на собственном выборе, который предполагает персональную ответственность, а по жестким правилам, принятым в группе, действовать «как все».

Важным фактором формирования неформального объединения является и дань моде, которая предлагает яркую атрибутику молодежной субкультуры, определенный сленг, стиль общения и поведения, совместное привлекательное времяпрепровождение. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.

 

1.2. Общая  характеристика неформальных молодёжных объединений: сущность, основные признаки.

      М.В.Розин и А.П.Файн в своей работе «Демонстративность поведения участников неформальных объединений» пишут, что, любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни [9,64]. С одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, – именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.

Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:

- романтико-эскапистские  субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

- гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);

- криминальные («гопники», люберы); 

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, которые можно также называть радикально-деструктивными).

Такую классификацию мы взяли из работы С.А.Сергеева «Молодежные субкультуры в республике» [10,95].

С еще одной известной типологизацией хочет нас ознакомить профессор З.В. Сикевич [11,6].    Он предполагает, что группы людей, объединяющиеся в субкультуры, могут быть разделены по качеству связи с тем или иным аспектом:

1) связь со способом  времяпрепровождения (музыкальные  и спортивные фанаты, металлисты, люберы, возможно нацисты);

Информация о работе Специфика работы социального педагога с подростками - неформалами