Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:45, курсовая работа
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение ……………………………..…………………………………...……. 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования неформальных молодежных объединений ……………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие «неформалы» ………………….…………………………….…... 6
1.2. Общая характеристика неформальных молодёжных объединений: сущность, основные признаки………………………………………………… 9
1.3. Классификация неформального движения…………………………... ... 15
Выводы по главе 1.……………………………………………………..…..….. 17
Глава 2. Особенности работы социального педагога с неформальными объединениями в образовательных учреждениях …………………………... 19
2.1 Специфика социально-педагогической работы с неформальными объединениями …………………………...…………………………………… 19
2.2 Социально-педагогическая деятельность с неформальными объединениями учащихся в средней общеобразовательной школе...……23
Выводы по главе 2 …………………………………………………...……… 26
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы …………………………………..…… 30
Приложение №1 ………….………………………………………………….. 32
Выводы по главе 2
Важным условием успешной работы с малыми неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодежи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов» находящихся в непосредственной близости.
Для наиболее эффективной работы социального педагога с подростками, являющимися членами неформальных объединений, необходимы различные пути, методы и средства воздействия. Выделяется система средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: присутствует ли иерархическая лестница; кто является лидером; состав неформальных молодежных объединений; степень влияния лидера на остальных «неформалов»; направленность неформальных молодежных объединений и другое. Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести различные диагностические методики. Тесты на выявление агрессивности, коммуникативности проводятся, чтобы узнать насколько подростки-«неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже.
Исследования ученых свидетельствуют, что силовые, жесткие методы, малоэффективны, хотя и применяются, а вот если социальный педагог находит общий язык с подростками, если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора «ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов.
Заключение
В ходе исследования проведен анализ теоретических аспектов формирования и динамики неформальных групп. Даны общее понятие неформальной группы, а также характеристика неформальной группы, ее возникновения. Неформальные группы создаются не распоряжениями классного руководителя и формальными постановлениями, а членами класса в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения. Изученные нами особенности характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.
С целью выявления структуры неформально группы в образовательном учреждении проводятся исследование межличностных отношений в подростковой среде в условиях школы. По результаты проведенной диагностики образовательному учреждению предлагаются рекомендации по эффективному управлению неформальными группами. Основными из них являются: обеспечение лояльности учителей к классному коллективу, управление лидерами неформальных групп, использование в управлении каналов неформальной передачи информации.
Таким образом, в большинстве случаев причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность общением и социальным статусом в группе, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Когда неформальные молодежные объединения носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также все общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума.
Анализ задач социально-педагогической работы с неформальными молодежными объединениями показал, что работа необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и с просоциальными движениями, но работа не запрещающего, карающего характера, а скорее агитационного, завлекающего характера и, наоборот, с асоциальными и антисоциальными следует вести более жесткую политику, но для начала, всегда каким бы неформальным молодежным объединениям не было, не стоит сразу разобщать это движение запрещать.
При осуществлении данного исследования мы руководствовались следующей гипотезой, что содержанием социально-педагогической деятельности с неформальными группами в образовательном учреждении является сопровождение социального становления учащихся в межличностном взаимодействии и профилактика отклоняющегося поведения подростков. Однако, выработка конкретных путей сопровождения социального становления подростков в неформальных группах требует дальнейшего изучения.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в изучении научной литературы по работе с подростками-неформалами, практическая значимость характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в практике в работе с неформальными группами.
Приложение №1.
Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина».
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удаётся
склонить большинство своих
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление
к установлению новых
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам
приятнее и проще проводить
время с книгами ли какими-
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми?
10. Любите ли вы организовывать
со своими товарищами
11. Трудно ли вы включаетесь в новую компанию?
12. Часто ли вы откладываете дела, которые можно сделать сегодня, на другие дни?
13. Легко ли вам устанавливать контакты с другими людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас
не бывает конфликтов с
17. Стремитесь ли вы
при удобном случае
18. Часто ли в решении
важных дел вы принимаете
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удаётся закончить новое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы
утомляетесь от частого
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете
инициативу при решении
27. Правда ли, что вы
чувствуете себя неуверенно
28. Верно ли, вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что
вам не доставляет особого
труда внести оживление в
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли вы
ограничить круг своих
32. верно ли, что вы не
стремитесь отстаивать своё
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь
в центре внимания своих
39. Часто ли вы смущаетесь,
чувствуете неловкость при
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя к окружении большой группы своих товарищей?
Методика «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений» (Сакса-Сиднея).
Тест
Отношение к прошлому
1. Когда я был(а) ребенком...
2. Когда-то я...
3. Если бы снова стать ребенком...
4. Моим самым живым воспоминанием детства является...
Отношение к будущему
1. Будущее кажется мне...
2. Надеюсь на...
3. Наступит тот день, когда...
4. Когда я буду старым (ой)...
Жизненные цели
1. Я всегда хотел(а)...
2. Я мог(ла) бы стать счастливым(ой), если бы...
3. Моим скрытым стремлениям в жизни...
4. Больше всего я хотел(а) бы в жизни...
Исследование конфликтности подростков
Отношение к отцу
1. Думаю, что мой отец редко...
2. Если бы мой отец только захотел...
3. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец...
4. Думаю, что мой отец...
Отношение к матери
1. Моя мать...
2. Моя мать и я...
3. Считаю, что большинство матерей...
4. Я люблю свою мать, но...
Отношение к друзьям и знакомым
1. Думаю, что настоящий друг...
2. Не люблю людей, которые...
3. Больше всего люблю людей, которые...
4. Когда меня нет, мои друзья...
Отношение к семье
1. По сравнению с большинством других семей моя семья...
2. Моя семья обращается со мной...
3. Большинство известных мне семей...
4. Когда я был(а) ребенком, моя семья...
Отношение к мужчинам (женщинам)
1. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...
2. Считаю, что большинство девушек (юношей)...
3. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...
4. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...
Отношение к половой жизни
1. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...
2. Супружеская жизнь мне кажется...
3. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...
4. Моя половая жизнь...
Отношение к школе и учителям
1. Наш директор школы...
2. В школе мои учителя...
3. Когда ко мне приближается мой классный руководитель...
4. Люди, превосходство которых над собой я признаю...
Отношение к подчиненным
1. Если бы я занимал (а) руководящий пост...
2. Если кто-нибудь работает над моим руководством...
3. Мои одноклассники...
4. Когда я даю другим поручение...
Отношение к товарищам и одноклассникам
1. Лучше всего мне работается...
2. Люди, с которыми я учусь...
3. Люблю работать с людьми, которые...
4. Люди, которые учатся или работают со мной...
Страхи и опасения
1. Знаю, что глупо, но боюсь...
2. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...
3. Хотелось перестать бояться...
4. Мои опасения не раз заставляли меня...
Сознание вины
1. Сделал(а) бы все, чтобы забыть...
2. Моей самой большой ошибкой было...
3. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(ой), если...
4. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...
Отношение к себе
1. Если все против меня, то...
Информация о работе Специфика работы социального педагога с подростками - неформалами