Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:45, курсовая работа
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение ……………………………..…………………………………...……. 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования неформальных молодежных объединений ……………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие «неформалы» ………………….…………………………….…... 6
1.2. Общая характеристика неформальных молодёжных объединений: сущность, основные признаки………………………………………………… 9
1.3. Классификация неформального движения…………………………... ... 15
Выводы по главе 1.……………………………………………………..…..….. 17
Глава 2. Особенности работы социального педагога с неформальными объединениями в образовательных учреждениях …………………………... 19
2.1 Специфика социально-педагогической работы с неформальными объединениями …………………………...…………………………………… 19
2.2 Социально-педагогическая деятельность с неформальными объединениями учащихся в средней общеобразовательной школе...……23
Выводы по главе 2 …………………………………………………...……… 26
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы …………………………………..…… 30
Приложение №1 ………….………………………………………………….. 32
2) связь с социальной позицией (экокультурные молодежные «тусовки»);
3) связь с образом жизни ("системники");
4) связь с альтернативным творчеством (не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др.). Их также называют деятелями «андеграунда».
По нашему мнению подобную типологизацию нельзя даже преподносить к рассмотрению, ибо здесь профессор Сикевич, чуть ли не объединяет все существующие субкультуры в один аспект, указывает на то, что их деятельность связана со способом времяпрепровождения, а всех остальных людей, которых нельзя назвать субкультурами по сути.
Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.. изложенная в работе «Молодежная субкультура» [6,282]:
- группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);
- группы, ценностные ориентации
которых имеют некоторый
- группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
- эстетствующие группы («митьки»);
- группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);
- криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («стиляги», гопники, люберы).
В учебном пособии для вузов А.Н Сухова «Социальная психология» выделяются различные спонтанные группы (компании) по характеру социальной направленности: просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные) [12,137].
Просоциальные компании, пишет автор, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.
Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, но часто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки - к
пьянству, от веселого озорства - к хулиганству).
Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гипер идентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера. В малых неформальных группах учащихся существуют свои лидеры. Лидер инициирует интересные формы совместной деятельности, планирует пути достижения цели, оказывает влияние на распределение функций членов группы, в значительной степени способствует установлению определенной эмоциональной атмосферы в группе, развивает общественную активность группы. Лидер должен остро чувствовать отношения в группе, обладать способностью формулировать не осознанную другими потребность группы. Большие товарищеские группировки, в первую очередь мальчишеские, вообще характерны для данных возрастов. Довольно часто они охватывают представителей разных классов. Таким товарищеским и дружеским общностям не следует мешать формироваться, если, конечно, основой их создания не являются дурные дела, стремление к изоляции и противопоставлению классу. Но нередко бывает, что неформальный лидер утверждает свой авторитет среди учащихся грубыми нарушениями дисциплины на уроке, начинает сознательно противодействовать учителям: ведет себя с ними дерзко и вызывающе, мешает проведению учебных занятий, провоцирует непослушание и шалости других учащихся. Активность такого неформального лидера А.Н. Сухов рекомендует не подавлять, а направлять на разумные цели, привлекать его к организации добрых дел.
Каждая из приведенных выше типологий имеет свои достоинства и недостатки. Однако любая модель и схема – это абстрагирование, реальная
наметить лишь общий контур[12,137].
На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других. Это возможно потому, что у молодежи есть нечто общее – возможность «тусоваться». В молодежных субкультурах необязательно разделять то или иное мировоззрение – здесь молодые люди должны разделять внешние формы поведения и символику.
И все же какая-нибудь типология, пусть даже самая простая, нужна. Такая типология уже была приведена выше – «гуманитарные» и «криминогенные» субкультуры. К первым можно отнести «стиляг», КСП, хиппи, растаманов, толкиенистов, ролевиков, готов, эмокидов, мобберов, рейверов, хип-хоп (рэперов), роллеров и прочих экстремалов, стрейт-эджеров, большинство металлистов. Ко вторым – скинхедов, футбольных хулиганов, гопников, люберов, хакеров, «диких» байкеров типа «Ангелов ада», панков, сатанистов.
Однако и это деление достаточно условное: среди первых нередко встречаются радикальные активисты, представляющие угрозу обществу, равно как среди вторых – законопослушные молодые люди.
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. – не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп.
Многие не совсем понимают понятие «неформальная группа» и это выражение ассоциируется у них с патлатыми парнями в кожаных куртках и цепях. Это не совсем верно, хотя в среде неформалов встречается и такой типаж.
Выделяют следующие основные признаки неформалов:
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений
имеет слабо выраженные
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
Выделим основные, на наш взгляд, черты неформальной среды:
• преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо - популистского движения и партийных структур более позднего времени);
• приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, “конструктивному утопизму”;
• органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней антиавторитарности, “коллективному руководству”;
• слабая артикулированность, “прописанность” формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и “общественную деятельность”);
• отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);
• отсутствие четких идеологических “рамок” при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);
• стремление “мыслить глобально, а действовать локально”, иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.
1.3. Классификация неформального движения.
Неформалы очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Приведем здесь классификацию молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.
Музыкальные неформальные молодёжные организации
Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.
Среди «музыкальных» неформалов наиболее известны металлисты. Их объединяет общий интерес к прослушиванию музыки в стиле рок. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.
Другая известная молодёжная организация - брейкеры - пытается сочетать музыку с танцами, от англ.break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.
Неформальные организации в спорте
Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, футболки с эмблемами “своих” клубов, длинные шарфы, значки.
Политические неформальные организации
В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Пацифисты одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.
Панки - относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки- преимущественно старшие подростки. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений.
В целом панков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе. В значительной степени социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении, особенно в отношении собственных творческих способностей.
Неофашисты (скинхэды). Движения обозначено бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. «Бритоголовые» вступают в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки.
У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» - продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет.
Выводы по главе 1.
У современной молодежи отдых и досуг – ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность от жизни в целом. Все больше молодежная субкультура становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные молодежные группы. «Уйти в неформалы» побуждает молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты по месту учебы и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи.
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:
1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.
2. Более трудоемкая, но
и более продуктивная –
Информация о работе Специфика работы социального педагога с подростками - неформалами