Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:45, курсовая работа
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
Введение ……………………………..…………………………………...……. 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования неформальных молодежных объединений ……………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие «неформалы» ………………….…………………………….…... 6
1.2. Общая характеристика неформальных молодёжных объединений: сущность, основные признаки………………………………………………… 9
1.3. Классификация неформального движения…………………………... ... 15
Выводы по главе 1.……………………………………………………..…..….. 17
Глава 2. Особенности работы социального педагога с неформальными объединениями в образовательных учреждениях …………………………... 19
2.1 Специфика социально-педагогической работы с неформальными объединениями …………………………...…………………………………… 19
2.2 Социально-педагогическая деятельность с неформальными объединениями учащихся в средней общеобразовательной школе...……23
Выводы по главе 2 …………………………………………………...……… 26
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы …………………………………..…… 30
Приложение №1 ………….………………………………………………….. 32
3. Считать «неформалов»
датчиками на теле эпохи, внимательно
изучать их показания и не
обижаться на этот
Наиболее серьезную проблему представляют молодежные неформальные объединения экстремистской направленности («криминальные» субкультуры). В западных странах, в частности в Германии, накоплен богатый опыт по предотвращению увеличения числа экстремистских неформальных объединений молодежи и снижению числа их участников.
Итак, неформальная группа, прежде всего, поддерживает психологический комфорт и некие групповые ценности, устанавливающие социально-психологический тип группы, ее психологические особенности.
По характеру социальной направленности спонтанные группы (компании) можно структурировать на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие особняком от важных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).
Деятельность социального педагога с неформальными молодежными объединениями должна быть направлена на развитие просоциальных групп (социально положительных). Специфические возрастные особенности и социальная ситуация развития подростков способствуют их объединению в неформальные группы. Социальная ситуация их развития и педагогические условия определяют направленность этих групп. Социально-педагогическая работа с лидерами и участниками этих групп должна быть направлена на профилактику их антисоциальной направленности, занятия социально-приемлемой деятельностью, налаживание взаимодействия с семьей, школой.
Социально-педагогическая деятельность с группами различной направленности может реализовываться по нескольким направлениям:
- использование потенциала существующих просоциальных групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания опосредованных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной личности; оказание просоциальным группам необходимой поддержки;
- инициирование создания групп социальной направленности, молодежных социальных инициатив, группы взаимопомощи и взаимоподдержки; включение данных групп в систему социально-педагогической деятельности учреждения, микросоциума;
- совместная работа с организаторами детского движения по переориентации асоциальных групп в просоциальные; совместная деятельность с психологом, родителями, педагогами по выведению отдельных несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентации их установок и поведения.
Последние два направления в современной практике социальных педагогов преобладают. Возможными механизмами переориентации выступают дезорганизация и реорганизация. Дезорганизация асоциальной группы предполагает процесс, направленный на разрушение ее структуры — связей между членами группы, внутренней дисциплины, согласованности. При этом группа распадается, но асоциальная направленность отдельных ее членов может сохраняться. Реорганизация предполагает не только перестройку структуры асоциальной группы, но и изменение направленности. Необходимо помнить, что добиться перевода всех асоциальных групп в просоциальные — задача нереальная. Некоторые асоциальные группы, особенно криминогенные, приходится разрушать. Используемые при переориентации асоциальных групп методы целесообразно разделить на три вида: предупреждающие, пресекающие, разобщающие. Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп. Специалисты считают, что успешность данной работы гарантирована лишь в том случае, когда практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение групп, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.
Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует контактировать с участниками группы с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентаций.
Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно, лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.
Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, специалисты советуют: выявить наиболее авторитетных лиц; изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах; осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах; вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения; проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния; находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет; постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.
Если не удается переориентировать группу, неизбежно встает вопрос о ее разрушении.
По мнению И. П. Башкатова, к разрушению группы ведут: уменьшение взаимных выборов в группе и увеличение отрицательных выборов; усиление недовольства в группе в связи с распределением ролей; эмоциональная не удовлетворенность в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов; ослабление межличностных связей в группе; девальвация групповых норм и ценностей; стремление отдельных членов выйти из состава группы.
Очевидно, что опасаться всех неформальных подростковых групп не стоит. Большинство из них возникает на основе потребности в общении, дружбе, понимании, как замещение не сложившихся отношений в первичных социальных группах (семье, классе). Разрушение подобных групп нельзя считать панацеей. Зачастую они лишь временно приостанавливают свою деятельность, так как дезорганизуется лишь внешняя оболочка группы. Внутреннее содержание остается нетронутым. Будучи живыми социальными образованиями, разрушенные группы проявляют готовность к самовоспроизводству. Они как бы делятся на более мелкие группы, которые со временем могут увеличиваться, объединяться. Чтобы приостановить этот процесс, необходимо больше внимания уделять реорганизации группы, созданию социально-педагогических условий, нейтрализующих основные причины асоциального неформального поведения несовершеннолетних, пишут Д.В.Эльконина, Т.В.Драгуновой в работе «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» [16,304].
Для наиболее эффективной работы социального педагога с подростками являющимися членами неформальных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик - тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Этот тест проводится в неформальных молодежных объединениях, чтобы узнать насколько подростки-«неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже (См. Приложение №1). Такие рекомендации мы находим у В.В.Петровского и В.В.Шпалинского в работе «Социальная психология коллектива» [8,117]. Педагог, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Однако в тех случаях, когда деятельность группы приобретает противоправный характер следует применить запрет. Д.А Шестаков в своей работе «Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя» рекомендует в таких случаях разобщить группу, переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров. При этом автор советует, что главное работать с каждым подростком в отдельности [15,132].
2.2 Социально-педагогическая деятельность с неформальными объединениями учащихся в средней общеобразовательной школе.
Пребывание подростка в неформальной группе обеспечивает ему своеобразную переработку его переживаний о себе. Консолидация пессимистических и оптимистических позиций подростков в группе позволяет выравнивать общую картину их жизни в данный период.
Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Раннее выявление в школе и семье несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики. К группам особого психологического внимания можно отнести детей, имеющих: физические изъяны; различные психологические проблемы и комплексы; различия в умственных способностях. Для того, чтобы школа могла выступить в качестве одного из уровней профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, став более привлекательной для учащихся, требуется:
- развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;
- изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;
- включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;
- расширение возможностей
системы дополнительного
- создание условий для
осуществления детских
- обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;
- развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум – школе и наоборот;
- включение в содержание
школьного образования
- переориентация лидера
группы и последующее
- включение нескольких
участников группы (под разными
предлогами) в другие объединения
подростков с положительной
- приобщение всей группы
к увлекательным и вместе с
тем полезным видам
В.С. Овчинский считает, что, прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе. В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. Исследования ученых свидетельствуют, что силовые, жесткие методы, малоэффективны, хотя и применяются, а вот если социальный педагог находит общий язык с подростками, если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора «ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов. Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные неформальные группы учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности.
Информация о работе Специфика работы социального педагога с подростками - неформалами