Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа
Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
СОДЕРЖАНИЕ
Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.
Отклоняющееся
(девиантное) поведение у подростков
- система поступков или
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм.
В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлении все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем.
Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.
Усилия традиционных институтов социализации подростков - институтов семьи и образования - оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью рассмотрения существующих подходов к трактовке социальной деятельности подростков в существующих социальных условиях, роли социальных работников в формировании социальной компетентности подростков, ориентированной на возрастные особенности и интересы самих подростков. Актуальность определяется и обращением к рассмотрению такого социального явления, как девиантное поведение подростков, причин его возникновения и основных методов профилактики в теоретическом аспекте и практической деятельности специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, как одного из социальных институтов.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Изначально интерес к проблеме деятельности возник в теории речевой коммуникации, социологии управления и социальной психологии. В социологии управления изучению компетентности посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей. Часть исследований ориентирована на проблему социализации личности, как, например, работа Л.В. Алексеевой «Личность и ее социальная компетентность», В.М. Басовой «Теория и практика формирования социальной компетентности», Г.Э. Белицкой «Социальная компетенция личности», В.Н. Кунициной «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения» Часть работ ориентировано на изучение компетентности в целом, а также социальной компетентности в разных возрастных группах. Это работы И.А. Зимней, посвященные изучению ключевых компетенций как составляющих новой парадигмы образования, а также характеристике качества образования. Джон Равен рассматривает становление и развитие компетентности в современном обществе, а также основные направления реализации компетентности; Т.И. Самсонова обращается к проблеме социальной компетентности подростков и технологиям ее формирования; А.В. Хуторской рассматривает ключевые компетенции в рамках образовательных стандартов. К общим работам относится и исследование Г.И. Сивковой «Социальная компетентность»
Обращение к вопросу социализации подростков в современном мире требует рассмотрения проблемы девиантного поведения в разных аспектах: с точки зрения психологии (Д. Менделевич «Психология девиантного поведения», Ю.А. Клейберг «Психология девиантного поведения»), социологии (А.Н. Агафонов и др. «Социальная работа с молодежью девиантного поведения», монография «Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением» под ред. М. И. Рожкова, Я.И. Гилинский «Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория», Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова «Социологическая теория девиантного поведения» и др.), педагогики (Г.С. Тагирова «Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками», А.М. Каминер, Е.А. Майорова «Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи» и др.). Наиболее актуальной в настоящее время можно считать проблему коррекции девиантного поведения, изучению которой посвящены труды С.А. Бадмаева, В.Ф. Лелюха, А.А. Осипова, а также монография «Реабилитация социально-дезадаптированных детей и подростков».
Педагогические методы воздействия на подростков и основные направления деятельности социальных педагогов представлены в работе Ю.В. Васильковой «Методика и опыт работы социального педагога», Г.П. Гавриловой «Личностные трудности и проблемы подростков», А.А. Катаевой-Венгер «Трудный возраст: подростки сегодня», А.Г. Петрынина и В.К. Григоровой «Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков», М.В. Шакуровой «Социальное воспитание в школе» и др.
Существует
также серия работ
Вместе с тем, анализ литературы показывает, что рассмотрение проблемы социальной деятельности зачастую носит достаточно общий и констатационный характер. В таких работах по преимуществу формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается ее важность и значимость в условиях современного общества.
В ряде работ, исследователи сосредоточиваются на рассмотрении отдельных видов социальной деятельности, ее проявлений в определенных сферах социального взаимодействия (сфере межличностных отношений, политики, экономики, экологии и др.). До сих пор существует большое разнообразие мнений относительно видов и форм социальной деятельности, ее структуры, не определена специфика проявления социальной деятельности применительно к различным возрастным этапам, в частности, к подростковому возрасту. Сохраняется традиция определения социальной деятельности как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения (У. Пфингстен, Р. Хинтч; К. Рубин; Л. Роуз-Крэснор; Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд X.; Келасьев В.Н.; Куницына В.Н.). Однако в новых социально-экономических условиях только усвоенных знаний и навыков уже недостаточно, развивающемуся обществу нужны люди, отличающиеся мобильностью и гибкостью, способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора и обладающие чувством ответственности. Несмотря на то, что среди прочих навыков указывается и навык принятия альтернативных решений (Дж. Спивак, М. Шур; Д. Пеллигрини; Н. Айзенберг, Д. Харрис), в структуре социальной компетентности ему уделяется недостаточно внимания. В современном обществе этот навык представляется одним из основополагающих в общей структуре социальной деятельности.
Большое число работ, посвященных проблематике социальной деятельности, непосредственно связано с рассмотрением вопросов ее формирования. Однако существующие в настоящее время способы повышения социальной компетентности (лекции, тренинговые занятия, печатные материалы, различные образовательные и воспитательные программы и др.) не всегда в достаточной степени учитывают интересы и склонности подростков, особенности их возраста. К тому же они не всегда отражают и сложность ситуации в современном российском обществе. Зачастую они фрагментарны, ориентированы преимущественно на развитие отдельных сторон социальной компетентности, доступны далеко не всем, при их проведении требуются значительные временные и материальные затраты. Неясна также теоретическая база, на основе которой они разрабатываются. В итоге существующие методы не способны привести к достижению требуемого уровня социальной компетентности.
Проблема исследования – определение роли социальной деятельностиподростка как механизма профилактики девиантного поведения.
Объект исследования – трудные подростки.
Предмет исследования – социальная деятельность и профилактика девиантного поведения в ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Крюково» ЗелАО.
Цель – рассмотрение роли социальной компетентности в профилактике девиантного поведения подростка.
Задачи:
Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка им поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности, и ожидаемых партнерами по взаимодействию, т.е. обладанием социальной деятельностью и ее нормами.
Имеются различные определения понятия «социальная деятельность».
Так, некоторые авторы под социальной деятельностью понимают обладание социально – типичными знаниями, ориентирующийся на социальные нормы и идеалы, осознающий себя, а также способный с учетом усвоенных норм к социально – психологической саморегуляции [3, 46]. Белицкая определяет социальную деятельнотсть как направленность личности, т.е. «отношение того, что личность получает и берет от общества…к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [6, 11]. Существует трактовка социальной деятельности как «эффективности, или адекватности, с которой индивид способен отвечать на разнообразные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается» [50, 44]. Шакурова М.В. считает, что социальная деятельность - состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми личности со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями [70, 86].
В психологии социальная деятельность – это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизированы и дают возможность гибко менять свое поведение, в зависимости от ситуации [56, 288].
К.-Х. Жан называет ее социализирующей медианой, которая, интегрируя сведения из разных областей знания, вооружает человека инструментом для деятельности, регулирования социальных отношений, социального совершенствования личности. Более того, признавая, что в ее основе лежат социальные знания, социальные готовности и социальные способности, он уточняет первое понятие, в результате чего получается, что социальная компетентность следует рассматривать как личностный, отношенческий потенциал, способности индивида к взаимодействию с другими людьми, социумом, обществом.
Х. Гудджонс, выражая свой взгляд на воспитание подрастающего поколения новой Европы, считает социальную деятельность сводом правил, суммарно освоенных через репертуар определенных общественных ролей. Социальная деятельность в его представлениях – «это синтетическая способность связывать человека и общество в реальной действительности, умение видеть социальные отношения, структуры власти и способы управления поведением человека, собственная включенность личности в систему социальных отношений на основе ответственности, толерантности, коммуникативной солидарности» [56, 73].
Опираясь на теоретические подходы Э. Дюркгейма, Ф. Баумгарт исследователь определяет социальную деятельность предельно просто, как потенциальную способность человека, благодаря воспитанию, рационально вести себя в жизненных ситуациях.
Также социальную деятельность зарубежные исследователи трактуют, как «умение человека правильно вступать в контакты с другими людьми, социальными группами, социальной средой и вносить изменения в них при изменениях условий» [67, эл.р.].
Анализируя психотерапевтическую литературу, Ю.Мель сущность понятия социальной деятельности связывает «с верой человека в себя, эффективностью его функционирования, с особыми требованиями проблемной ситуации, которую личности необходимо расширить» [51, 23]. Ссылаясь на результаты исследования (У. Пфингетен и Р.Хинтч), он разделяет их мнение о том, что социальную деятельность можно определить как владение человека когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.
Информация о работе Социальная работа с трудными подростками