Социальная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Файлы: 1 файл

Дипл- Социальная работа с трудными подростками.doc

— 408.50 Кб (Скачать)
"justify">    1. создание условий, приближенных  к домашним;

    2. создание воспитательной группы.

    Для улучшения самочувствия ребят внимание специалистов направляется на подкрепление его положительных сторон, чтобы  поощрялись малейшие успехи подростков, особенно с низкой самооценкой, акцент делался на достижениях конкретного подростка, не проводилось сравнение его заслуг с другими воспитанниками. Чтобы уменьшить последствия прошлого отрицательного опыта, следует ставить подростка в ситуацию, когда он может сам принимать решения, предоставлять ему возможность выбора: например, какую деятельность выбрать. Для снижения напряжения в процессе подготовки подростку советуют исполнять коллективное чтение, расслабляющие процедуры. Важную роль играет и процесс пробуждения, доброжелательный тон воспитателя дает положительный эмоциональный заряд на весь день. Подросток в подобной атмосфере начинает ощущать свою значимость, не видевшие подобного отношения в семье подростки усваивают новые образцы поведения.

    Реализуемая концепция позволяет повысить результативность развития социальной компетентности воспитанников, а также выявить подростков с девиантным поведением и проводить с ними индивидуальную работу. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Социальная  компетентность как результат социализации представляет интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

    Формирование  социальной компетентности подростка  волновали многих отечественных и зарубежных исследователей, но особенно стали привлекать их внимание со второй половины ХХ века, когда высокие темпы научно-технического прогресса, фундаментальные исследования в области естествознания привели к созданию технологий, предъявляющих высокие требования к знаниям, умениям, навыкам человека, наличию у него определенной жизненной позиции, развитости социальной ответственности.

    Недостаточная профессиональная и социальная компетентность личности в этих условиях может привести к необратимым разрушительным процессам, которые ставят под сомнение возможности дальнейшего существования человеческой цивилизации. Следовательно, информированность о сущности рассматриваемого явления, о факторах, обеспечивающих формирование социально компетентной личности в процессе ее социального становления, о путях и приемах ее наращивания будет способствовать улучшению качества воспитания на разных возрастных этапах.

    Владение  же методиками диагностики степени  сформированности социальной компетентности, ориентированность в уже накопленном опыте ее формирования позволяет специалистам более сознательно планировать социальную работу и управлять ею.

    Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение. Данные отклонения являются типичными для подросткового возраста, и можно смело предположить, что подростки с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей.

      Подростки в силу своей не  компетентности и не подготовленности  нуждаются в помощи со стороны общества и профессионалов, так как, если ребенку не помочь, то отклонение от нормального психического развития перерастет в психическое заболевание, искоренить которое будет намного труднее, чем на ранней стадии развития. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая.

    Приоритетными направлениями взаимодействия ГУ Социальный приют для детей и подростков «Крюково» является работа с другими учреждениями социальной реабилитации, позволяющая нивелировать девиантное поведение подростков за счет вовлечения последних в активную социальную деятельность.

    Результаты  социально-реабилитационной деятельности (вместе с психологическим и научно-методическим сопровождением) позволяют говорить о положительных тенденциях в процессе коммуникации как со сверстниками, так и с педагогами, в сфере профориентации и в сфере творческой деятельности.

    Психологическое сопровождение воспитанников позволяет подросткам продемонстрировать умение подавать себя, развить навыки активного слушания, испытать свои творческие возможности, испытать в группе ощущение атмосферы доверия и поддержки, психологу - увидеть взаимоотношения внутри коллектива обучающихся, наличие у детей лидерского потенциала, творческий потенциал ребенка, возможность повышения его интереса к осуществляемой деятельности посредством полученных знаний.

      Научно-методическое  сопровождение обеспечивает методологическую основу программ ГУ Социальный приют для детей и подростков «Крюково» и является важной составляющей социально-реабилитационной деятельности коллектива ГУ Социальный приют для детей и подростков «Крюково», способствует формированию социальной компетентности и снижению уровня девиантности в поведении подростков.

Список  литературы

 
 
  1. Аверин  В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.
  2. Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2001.
  3. Алексеева Л.В. Личность и ее социальная компетентность.- Волгоград, 2000.
  4. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
  5. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности. - Кострома, 2004. – 188 с.
  6. Белицкая Г.Э.Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995.
  7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1998.
  8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.
  9. Быков С.А. Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности// Социологические исследования. – 2000. - №4.
  10. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
  11. Выготский, Л.С. Общая психология / Выготский Л.С. – М.: Речь, 2000.-1000с.
  12. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование. - .- 1997. - №1.
  13. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Соц. Исследования. –1999. - .№ 4.
  14. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д.Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.
  15. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х – ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление. / Отв. Редактор Л.И. Гилинский. – СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с.
  16. Дорохова А.В. Учебный курс для подростков как средство формирования конфликтной компетентности: [Разраб. и апробир. в эксперим. шк. " Универс " г. Красноярска] // Журн. практ. психолога. -1999. - N 2. - C. 30-45.
  17. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.- №5.-2003.
  18. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования: материалы XIII Всероссийского совещания.- М, Уфа, 2003.
  19. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  20. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Соци-ально-политический журнал. – 2005. - № 2.
  21. Калинина Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников / Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. – 208 с.
  22. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.
  23. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.В.Калинина // Психологическая наука и образование, 2001. – № 4. – С. 16-21.
  24. Каминер А. М., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 83 с.
  25. Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителя и родителей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 112 с.
  26. Кириллова С. Знания не открывают двери...// Первое сентября .- 2004.- №2
  27. Клейнберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
  28. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
  29. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2000.
  30. Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные вопросы психологии.- СПб., 1995.
  31. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.- СПб.,2002.- 94 с.
  32. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2003. - № 4.
  33. Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. -Улан-Удэ, 1999.
  34. Личность преступника. – М., 1975.
  35. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999. – 688с.
  36. Марасанов Г.И.Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. – М., 2003.
  37. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.
  38. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности.- М.,2002- 105 с.
  39. Можгинский Ю. Агрессия подростков. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 128с.
  40. Нойфельд И. Методы социальной работы // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М; Тула, 1993. Т. I.-С. 136-145.
  41. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.
  42. Павленок Г.Д. Методология и теория социальной работы. – М.: Инфа-М, 2009.
  43. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы IX науч.-практ. конф. – Красноярск, 2003.
  44. Петрынин А. Г., Григорова В. К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков: учебное пособие. – М., 2002. – 132 с.
  45. Печенюк А.М. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. – Хабаровск, 2000. – 175с.
  46. Проблемы качества образования. Ключевые социальные компетентности: материалы XIV Всероссийского совещания – М.,Уфа,2004.
  47. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод. пособие / Под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
  48. Психологическая поддержка детей и юношества. – Биробиджан: Культура 21 века, 2000.
  49. Равен Джон Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация.- М.,2002.
  50. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб и др.: Питер, 2000. – 656с.
  51. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
  52. Реабилитация социально-дезадаптированных детей и подростков. - М. 1999.
  53. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков: Президентская программа “Дети России”. - М.,1999.
  54. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 1999. – 288 с.
  55. Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. н. - СПб., 2006.
  56. Сивкова Г.И. Социальная компетентность // Вакансия. - 2001. - № 13.
  57. Смотри по жизни вперёд: Руководство по работе с подростками. – СПб.: АПК и ПРО, 2001. –113с.
  58. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А.В.Великанова.- Самара, 2001
  59. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос, 2000. – С. 272.
  60. Социальная педагогика: курс лекций./ Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.,2000.
  61. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988.
  62. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: 2001.
  63. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М., 2003.
  64. Токомбаева Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. - 1997. - №1. - С. 120-129.
  65. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. – М.: Знание, 1978.
  66. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.: Дашков и К, 2010.
  67. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - №5.
  68. Шабатура Л.Н. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – Омск, 1997.
  69. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 2004.
  70. Шарко С.Г.  Эмоционально-личностные особенности «трудных» подростков. – М., 2008.
  71. Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. №1. С. 43-46.
  72. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. – М: РГСУ, 2009.

Приложение

 

    В целях пресечения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений со стороны  несовершеннолетних и в отношении  них, фактов вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность и попрошайничество с 17 и 18 марта 2009 года на территории ЗелАО проводилось профилактическое мероприятие «Подросток-попрошайка» с привлечением максимального количества имеющихся сил милиции общественной безопасности УВД, представителей иных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения, труда и занятости, а также общественных организаций.

      Как пояснила начальник подразделения  по делам несовершеннолетних  УВД ЗелАО г. Москвы Каримова  Елена Юрьевна, основной задачей  мероприятия являлась проверка компьютерных клубов, залов игровых автоматов, досуговых учреждений, а также подъездов жилых домов, подвальных и чердачных помещений в целях выявления несовершеннолетних, самовольно оставивших семью или специальные учебно-воспитательные детские учреждения и занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, незаконной торговой деятельностью и проституцией.

      В период проведения мероприятия  «Подросток-Попрошайка» в дежурные части территориальных ОВД УВД было доставлено 23 несовершеннолетних за различные правонарушения. Из общего числа доставленных несовершеннолетних: 18 являлись жителями г. Москвы, 2 жителями Московской области, 2 из региона, 1 из СНГ. К административной ответственности было привлечено 22 человека, из них 5 несовершеннолетних (в пьяном виде) и 17 родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

      Сотрудниками отдела по делам  несовершеннолетних (ОДН) ОВД района  Матушкино-Савелки раскрыто преступление, совершенное взрослым лицом в  отношении несовершеннолетних. Так  в ОДН ОВД района Матушкино-Савелки  обратилась 38-летняя жительница 1 мкр.  г. Зеленограда с заявлением о принятии мер к своей 42-летней сестре, которая систематически избивала ее несовершеннолетних детей Сергея 2003 г.р. и Любовь 1995 г.р. Принятыми мерами сотрудников ОДН ОВД района Матушкино-Савелки подозреваемая женщина задержана по месту жительства и полностью изобличена в содеянном. По результатам проведенной проверки в отношении задержанной было возбуждено уголовное дело по ст. 117 ч. 2 УК РФ (истязание). Также в ОВД района Панфиловский обратился 59-летний житель г. Зеленограда с заявлением о принятии мер к неизвестному, который путем свободного доступа тайно похитил из квартиры кошелек, в котором находились документы на его имя и деньги в сумме 8 500 рублей. Принятыми мерами сотрудниками ОДН совместно с УУМ ОВД района Панфиловский по месту жительства задержан и изобличен в совершении данного преступления несовершеннолетний Зеленоградец Бочков Александр 1990 г.р. и Черняев Максим 1990 г.р., уроженец г. Воркуты, которые, как выяснилось, находились в розыске за совершение самовольного ухода в феврале 2006 года из Себежского специального ПТУ № 1 закрытого типа Псковской области. По факту кражи возбуждено уголовное дело. Подростки направлены в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. (ЦВСНП ГУВД г. Москвы) Москвы с дальнейшим помещением в СПУ № 1 Псковской области.

    В ходе мероприятия сотрудниками ОДН  района Крюково разыскан несовершеннолетний Грибенников Алексей 1991 г.р., уроженец г. Лысково Нижегородской области, находящийся в розыске по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 2 УК РФ (кража) за Лысковским ОВД Нижегородской области. Примерно с декабря 2005 года подросток находился в г. Зеленограде, не имея средств к существованию и места жительства. Несовершеннолетний Грибенников А. постановлением суда помещен в ЦВСНП ГУВД г. Москвы.

    В период с 17 марта по 18 марта 2009 года сотрудниками милиции было выявлено 2 несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Так с привокзальной площади Крюково г. Зеленограда в дежурную часть ОВД района Панфиловский были доставлены несовершеннолетние Тузлаев Роман Николаевич 22.03.1993 г.р. и Киндеев Максим Андреевич 28.09.1995 г.р., проживающие г. Клин, которые находились на территории ЗелАО без законных представителей и средств к существованию. Подростки нарядом СМП были направлены в Тушинскую детскую городскую больницу.

    Во  исполнении закона г. Москвы № 34 от 19.05.2004 года «Об административной ответственности за попустительство нахождения несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей» проверено 3 компьютерных клуба. В ночное время в компьютерном зале подростков младше 16 лет не выявлено.

    Сотрудниками  ПДН во взаимодействии с УУМ и сотрудниками ОБ ППСМ проверено 2 железнодорожных вокзала и привокзальные территории, 2 подземных перехода, 2 рынка, 7 учреждения торговли, 8 баров, 9 дискотек.

       Сотрудниками ПДН УВД Зеленоградского АО г. Москвы осуществлялись проверки учреждений торговли на предмет выявления фактов продажи несовершеннолетним лицам табачной и спиртосодержащей продукции. Так, при проверки магазина «Продукты» в 4 мкр г. Зеленограда, продавец допустила продажу алкогольной и табачной продукции несовершеннолетней девочке, а также оказала услугу по продаже товара без применения контрольно-кассового аппарата. Продавец привлечена к административной ответственности в порядке ст. 14.15, 14.16 и 14.5 КоАП РФ. Также к административной ответственности в порядке ст. 14.5 привлечена и владелец данного магазина, которая также оказала услуги по продаже без применения контрольно-кассового аппарата. По всем фактам нарушения правил продажи в торговую инспекцию и Главам районных управ направлены информации для дальнейшего принятия решения в соответствии законом и устранения причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений.

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками