Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа
Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Подробнее остановимся на специальной пролонгированной системе психологических занятий, которые формируют социальную деятельность.
В основе социальной деятельности, кроме знаний норм и правил взаимодействия (дошкольный и младший школьный возраст), общения и поведения (подростковый возраст), средств и способов самореализации (старший школьный возраст), знаний особенности своей личности, необходимы умения и навыки социального взаимодействия, т.е. практическое применение своих знаний. Это такие умения и навыки как освоение продуктивных приемов учебной и самообразовательной деятельности, сформированность конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности, навыки самоконтроля, саморегуляции и самоуправления, т.е. от умения играть до умения целеполагания и преодоления трудностей. Для такого движения необходимо развитие мотивационной направленности (от учебной мотивации до ценностного отношения к учению и познанию), от принятия ценностей «я» и ценностей «другой» и развития личностных качеств от высокой самооценки, удовлетворенностью собой до самоуважения, от интеллектуальной рефлексии через поведенческую до личностной рефлексии. [35]
В старших классах проводятся социально-психологические тренинги, где подросток осваивает приемы саморазвития при осозновании и осмыслении ими сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек ценит в себе, что ведет к развитию чувства внутренней уверенности и доверия к самому себе. Развитие личности - «самопостроение» подростка происходит в "несерьезных", игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника лишь средством достижения реальных личностных целей, а потом происходит осознание себя – другого, нарабатывается навык саморефлексии. [36]
В тренинговых упражнениях и
играх происходит эмоционально-
Знания, умения и навыки, которые подростки освоили в разной степени, необходимо закреплять. Для этого существует вторая стратегия формирования социальной деятельности – развивающая. Построение развивающего взаимодействия родителей и педагогов с учащимися, проведение общих мероприятий, интегрирующих усилия всех участников образовательной среды обеспечивает развитие социальной деятельности детей и школьников. Интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, технологий, алгоритмических этапов, показателей оценки результатов, охватывающая всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов, оптимизирует развивающие ресурсы образовательной среды и строится на основе развития социального взаимодействия психолога и социального работника.
Работа с родителями нацелена на привлечение родителей к развитию социальной деятельности школьников, на повышение социальной компетентности и стимулирование развивающего взаимодействия с детьми. Новыми формами работы с родителями учащихся становятся нетрадиционные собрания, переходящие в дискуссионный клуб, практический семинар, т.е. эти активные формы работы призваны стимулировать активность родителей и повышать интерес к деятельности по воспитанию и развитию подростков.
В итоге у подростков укрепится эмоциональная устойчивость, повысится самоконтроль, появится осознанность в восприятии своего поведения, рефлексивность причин поведения, осознанное целеполагание, осознанность ценностей, осмысление жизненных целей, самооценка становится адекватной, возрастает выраженность мотивации достижения, сформированны навыки конструктивного взаимодействия.
Таким образом, проектирование и реализация социальных программ развития социальной деятельности подростков в учебной и во внеучебной деятельности, в мероприятиях, интегрирующих усилия всех участников образовательной среды по обеспечению условий для развития социальной компетентности подростков, способствует формированию социального здоровья.
Таким образом, подводя итог вышесказанному можно отметить, что социальное воспитание – это целенаправленное создание условий для целенаправленного позитивного взращивания и духовно-нравственной ориентации человека.
Поскольку социальная работа, в своей сущности имеет отношение к социализации личности, следовательно, социальная компетентность является объектом социальной работы. Таким образом, становится необходимым рассматривать деятельность социального работника как фактор становления социальной деятельности подростка.
В обслуживании клиентов социальный работник стремится к достижению особых целей, что определяется спецификой социальной работы, уникальностью обстоятельств каждой проблемной ситуаций. Несмотря на уникальность каждой встречающейся ситуации, деятельность всех практиков преследует общие цели, которые основываются на назначении и целях профессии. Для понимания назначения своей профессии, практик должен быть готовым к тому, чтобы добровольно принять на себя ответственность и реализовать ее в действиях, независимо от специфических социальных агентств и их определения индивидуальных ролей социальных работников.
Социальный работник, действуя в соответствующей окружающей обстановке, должен способствовать (социально, физически, организационно) максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности и помогать людям в общечеловеческих нуждах с целью облегчения их несчастья или страданий. Люди должны содействовать, по возможности, своему собственному благосостоянию и социальному благополучию других в их ближайшем окружении, что принесет пользу всему обществу. Взаимодействие между личностью и ее окружением должно укреплять чувство собственного достоинства, индивидуальность и самоопределение каждого. Люди должны быть гуманными и справедливыми. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек, семья, группа, общество или организация.
Социальная работа - профессиональная деятельность, которая включает в себя помощь отдельным людям, группам или коллективам в стимулировании их способности к функциональному существованию и в улучшении качества жизни для каждого путем налаживания контактов с его социальным и физическим окружением. В итоге, функции социального работника представляются следующим образом: [40, 135]
Для реализации этих функций социальный работник взаимодействует с множеством людей. Важно признать, что проблемы взаимодействия между человеком и его окружением вызываются не только недостатками окружающей обстановки. Существует много клиентов, у которых социальные работники определяли личностные дисфункции — такие, как ослабление их способности использовать свои возможности, расстройства и т. п. Так одной из проблем при работе является – становление социальной компетентности клиентских групп, а в частности подростков.
Подросткам необходима помощь квалифицированного социального работника, в становлении их социальной деятельности.
Сегодня цель социального работника состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы подросток должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества, эмпатии и уважения точки зрения оппонента. Социальные работники способны обеспечить адекватную возрастную программу личностного развития каждого подростка. Ведь от социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье.
На пути формирования социальной деятельности подростка, социальный работник сталкивается с проблемой несформированности у современных подростков таких ценностей, как:[67, 12]
Учитывая вышеизложенные ценности, социальный работник определяет первостепенное значение подросткового возраста, которое имеет отношение в общение со сверстниками, поскольку, общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, способы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. В аспекте социальной компетентности для подростков общение со сверстниками необходимо по трем причинам:
1)
общение со сверстниками –
очень важный специфический
2)
это специфический вид
3)
это специфический вид
Существует два блок-критерия трудностей в проявлении социальной компетентности подростков:[68, 56]
Первый блок трудностей в проявлении социальной компетентности отражает недостаточное умение принимать и оказывать сочувствие и поддержку, что связано, видимо, с несвободой выражения собственных чувств и страхом принятия собственных отрицательных эмоций.
Второй блок проблем, у подростков, в ходе социального взаимодействия, свидетельствует об их неумении реагировать на критику и провокационное поведение. Такое поведение, возможно, является результатом запрета на выражение собственных чувств, несформированности конкретных навыков реагирования. Приобретение умений в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях.
Но, несмотря на это, социальный работник не должен «оттренировать» навыки и шаблоны действий в социальном взаимодействии. Наиболее ценным представляется «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения, жизнедеятельности, взаимодействия личности с собой и с социумом.
Опора на характеристики базовых потребностей подросткового возраста позволяет понять психологические проблемы развития социальной компетентности. Как личностное образование, социальная компетентность предполагает:[68]
Так же, деятельность социального работника, в формировании социальной компетенции подростка, предполагает работу с негативными поведенческими проявлениями, которую важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами [42, 87].
Информация о работе Социальная работа с трудными подростками