Социальная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Файлы: 1 файл

Дипл- Социальная работа с трудными подростками.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

      Отсюда следует что, социальная компетенция играет немаловажную роль в процессе переоценки жизненных ценностей и перестройки социальных взаимоотношений подростков, потому что из-за вовремя и грамотно несформированной жизненной позиции, как показывают обобщенные данные, наблюдается наибольший рост отклонений в поведении подростков [61, 272]. Так как именно в этом возрасте у подростков формируется своё видение мира, причём не всегда адекватное реальности, и часто закрепляются не свойственные по отношению к устоявшимся в обществе способам поведения и реагирования на ту или иную ситуацию. Данный период в жизни подростка является переходным, ибо он физиологически и психически выходит на новую социальную позицию.

Глава 3. Практическое изучение способов формирования социальной компетентности в Социально-реабилитационном центре для детей и подростков «Крюково» г. Зеленограда

3.1. Общая характеристика  деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково»

 

    КРЮКОВО СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 124681, Москва, Зеленоград г., Заводская ул. (Крюково), 14Б, (р-н) ЗелАО: Крюково. Директор Приюта - Парван Ирина Георгиевна. Телефоны: тел.: 8(499)733-00-33, 8(499)738-82-62, 8(499)733-00-30 (директор).

    Приют Крюково был создан в 2002 году распоряжением правительства Москвы: «Во исполнение постановления Правительства Москвы от 12 февраля 2002 года N 122-ПП "О неотложных мерах по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в Москве", в целях расширения сети социальных приютов для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и детям, оставшимся без попечения родителей, а также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 июня 1999 года N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах":

    1. Создать государственное учреждение "Социальный приют для детей  и подростков "Крюково" Зеленоградского административного округа" на 100 мест.

    2. Передать в оперативное управление  вновь создаваемому государственному учреждению "Социальный приют для детей и подростков "Крюково" Зеленоградского административного округа" здание бывшего государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 15 комбинированного вида Зеленоградского учебного округа", расположенное по адресу: г. Зеленоград, ул. Заводская, д. 14а, строение 2, общей площадью 1703 кв. м.

    3. Комитету социальной защиты населения Москвы:

    3.1. Учредить в установленном порядке  государственное учреждение "Социальный приют для детей и подростков "Крюково" Зеленоградского административного округа" и утвердить устав учреждения по согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы.

    3.2. Назначить в установленном порядке  руководителя государственного  учреждения "Социальный приют  для детей и подростков "Крюково"  Зеленоградского административного округа" и заключить с ним контракт по согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы.

    3.3. Финансирование в 2002 году расходов  по текущему содержанию, капитальному ремонту и приобретению оборудования для государственного учреждения "Социальный приют для детей и подростков "Крюково" Зеленоградского административного округа" производить за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на содержание учреждений социальной защиты населения.

    4. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы:

    4.1. Согласовать по представлению  Комитета социальной защиты населения Москвы устав государственного учреждения "Социальный приют для детей и подростков "Крюково" Зеленоградского административного округа".

    4.2. Внести в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, нежилые помещения (п. 2).

    4.3. Аннулировать свидетельство от 26.03.99 N 00-005859 и расторгнуть контракт от 13.04.99 N 0-307 на право оперативного управления с государственным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 15 комбинированного вида Зеленоградского учебного округа" на здание (п. 2).

    5. Департаменту финансов г. Москвы, Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы при формировании проекта бюджета города Москвы на соответствующий год предусматривать ассигнования на содержание государственного учреждения "Социальный приют для детей и подростков "Крюково" Зеленоградского административного округа" в объемах финансовых ресурсов административных округов по учреждениям социальной защиты населения.

    6. Государственному учреждению "Социальный  приют для детей и подростков "Крюково" Зеленоградского административного округа" оформить:

    6.1. Право оперативного управления на здание (п. 2) в Департаменте государственного и муниципального имущества города Москвы.

    6.2. Земельно-правовые отношения в Московском земельном комитете и зарегистрировать имущественные и земельные права в Московском городском комитете по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном порядке.

    7. Считать утратившим силу пункт  47 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 3 июня 1997 года N 417 "О передаче в оперативное управление зданий, сооружений и помещений Московского комитета образования" в части передачи здания в оперативное управление государственному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 15 комбинированного вида Зеленоградского учебного округа".

    8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.» [Распоряжение Правительства Москвы от 24 апреля 2002 г. N 573-РП].

    В настоящее время Социальный приют  для детей и подростков преобразован в ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Крюково» ЗелАО (в дальнейшем - СРЦ).

      В соответствии с Уставом, целью создания СРЦ является:

  • временное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3 до 18 лет и оказание содействия в их дальнейшем жизнеустройстве;
  • защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых семей, создаваемых сиротами, содействие созданию семьи.

    Такая ориентация определяет полифункциональный характер деятельности учреждения.

    Основными задачами СРЦ являются:

  • осуществление мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями;
  • обеспечение детям, нуждающимся в государственной защите, содержания, социальной реабилитации, воспитания, подготовки их к возвращению в родную семью или помещению в ее замещающую, создание семейной атмосферы в СРЦ;
  • поиск, подбор кандидатов в воспитатели семейных воспитательных групп, проведение реабилитационной работы с детьми, переданными на воспитание в неродные семьи;
  • выполнение мероприятий, связанных с исполнением Федерального закона № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • оказание научно-методической и практической помощи специалистам социальных приютов для детей, учреждений общественного воспитания в г. Зеленограде.

    Для успешной реализации названных задач  в СРЦ работает команда профессиональных работников. Реализация задач, поставленных СРЦ, осуществляется в основных направлениях его деятельности:

    1. Организация приема и жизнеустройства  детей:

    - временное содержание в СРЦ;

    - определение оптимальных форм  жизнеустройства воспитанников;

    - мероприятия комплексной реабилитации.

    2. Исполнение ФЗ-120 от 24.06.1999 г. «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (Проведение социально-профилактических и социально-реабилитационных мероприятий).

    3. Организации научно-методической  работы.

    В период с сентября 2003 по май 2007 в СРЦ прошли реабилитацию 897 несовершеннолетних, ежегодно число нуждающихся в социальной реабилитации приближается к 300 человек в год.

    Работниками СРЦ осуществляются следующие виды реабилитации:

  • социально-медицинская;
  • социально-психологическая;
  • социально-педагогическая;
  • трудовая;
  • социально-культурная;
  • физкультурно-оздоровительная и др.

    Деятельность  СРЦ определяется:

  • ст.2, определяющей основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следующие мероприятия: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  • ст. 13, которой предусмотрено, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:

    1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    2) социальные приюты для детей,  обеспечивающих временное проживание  и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации и нуждающихся в экстренной  социальной социальной помощи государства;

    3) центры помощи детям, оставшимся  без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

       СРЦ является наиболее перспективным в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. СРЦ призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. СРЦ предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

    Будучи  одним из звеньев государственной  системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, СРЦ помощи детям выполняет широкие социальные функции.

    Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей и подростков, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

    Профилактическая  функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями СРЦ ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

    Социальный  патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками