Социальная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Файлы: 1 файл

Дипл- Социальная работа с трудными подростками.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

    Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость; аутоагрессивное поведение понимается как поведение, направленное на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид [2, 14].

    Беличева  С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения и рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, характеризующий период до совершения преступления, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления, связанные с асоциальное поведение преступной ориентации [41, 23].

    Типология В.В. Ковалева содержит 10 основных вариантов  отклоняющегося поведения:

     1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;

     2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;

     3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;

     4. антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;

     5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;

     6. злоупотребление алкоголем;

     7. употребление наркотических и токсических веществ;

     8. уходы из дома, бродяжничество;

     9. азартные игры;

     10.  прочие виды отклоняющегося поведения [41, 45].

    Таким образом, подростковому возрасту присущи  различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение. Данные отклонения являются типичными для подросткового возраста, и можно смело предположить, что подростки с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей.

2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков

 

    Основные  причины трудностей подростков - в  неправильных отношениях в семье, в  просчётах школы, изоляции от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью [39, 43].

    Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка. Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.

    Подростковый  возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.

    Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. 
Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подросткав один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой.

    Противоправное  поведение, в свою очередь, хотя и  не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Спиртные напитки употребляют примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём.

    Перечислим  основные проявления  девиации подростков.

          1. Алкоголизация. 

    2. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков.

    3. Агрессивность. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

    4. Присвоение чужого.

    5. Уход из дома.

    6. Половые преступления.

    К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную запущенность и характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования со сверстниками, побеги из дома, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, малолетняя проституция. Рассмотрим каждую из них.

      Реакция протеста (оппозиции) - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.

    Активные  реакции протеста выражаются и в  стремлении делать назло, причинить вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийств. Таким образом подросток мстит обидчику.

    Как реакцию протеста можно рассматривать  и побеги из дома. В таком поведении подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением.

    Реакция имитации также является своеобразной формой протеста. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. В подростковом возрасте зачастую объектом подражания является "отрицательный" герой (особенно лица с криминальным прошлым), когда со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать такого героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках [34, 45].

    Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений.

    К девиантному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта, чаще всего, он вызван чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки. [9]

    Среди подростков, обследованных А.Е. Личко (1983) 32% суицидальных попыток приходится на долю 17- тилетних, 31% - 16 – тилетних, 21% - 15 –тилетних, 12% - 14 – тилетних, 4% - 12-13 – тилетних. Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. У подростков суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта.

    С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное  поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов [Беличева, 2003].

    Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению подростков причастна их социальная некомпетентность, за неимением которой образуются типы агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера, приводящие к алкоголизму, токсикозу, наркомании, различным правонарушениям, и побегам из дома.

    И, несомненно, то, что подростки с повышенной тревожностью, духовной опустошенностью и агрессивностью становятся источником душевных страданий и переживаний окружающих его людей. Поэтому, так называемый источник, всех бед, нужно искать в раннем возрасте ребенка, когда у него формируется собственная социальная компетентность, посредством норм, правил, как неотъемлемых частей существования в обществе.

    Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных  проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая.

    Профилактика  – «это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека» [49, 3].

    Одной из самых актуальных и социально  значимых задач, стоящих перед обществом  сегодня, безусловно, является поиск  путей снижения роста отклоняющегося поведения среди подростков и молодёжи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжается сохраняться достаточно сложная криминальная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягиваются всё больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками и молодёжью, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растёт. Преступность молодеет и принимает рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

    Самое важное в профилактике – это устранение причин, способных вызвать нежелательные последствия. Поэтому профилактика девиантного поведения, должна проводиться по следующим направлениям:

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками