Социальная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Файлы: 1 файл

Дипл- Социальная работа с трудными подростками.doc

— 408.50 Кб (Скачать)
  • предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных обстоятельств подростков, входящих в группу социального риска;
  • сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья;
  • содействие и оказание помощи в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала [65, 23].

    Конечно же, эффективность любого профилактического  мероприятия может быть обеспечена только при условии включения следующих компонентов:

  • Направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем.
  • Обучение (формирование) новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье.
  • Решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения [55, 37].

    Любые профилактические методы, в нашей  стране не могу быть эффективными без:

  • совершенствования законодательной базы по противодействию отклоняющегося поведения;
  • разработки нормативно-правовых документов, определяющих порядок работы органов исполнительной власти и правоохранительных органов по противодействию девиантного и делинквентного поведения;
  • создания единого банка данных;
  • систематически организованных межведомственных мероприятий по профилактике девиантного поведения;
  • обобщения опыта зарубежных стран;
  • совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия по борьбе с отклоняющимся поведением;
  • создания на правительственном уровне комиссии по выработке мер профилактики [55, 24].

      В системе профилактической работы можно выделить два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение подростков в социальную жизнь учебного заведения и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне.

          Наибольшими возможностями профилактики девиантного поведения подростков обладает учебное заведение – школа, ССУЗ, в котором обучается подросток.

      Специфические возможности школы в области профилактики девиантного поведения связаны с ее способностью быстро реагировать на признаки нежелательных отклонений в поведении учащихся.

      Можно выделить следующие элементы системы специальной профилактики в образовательных учреждениях:

    1. выявление и учет школьников, требующих особого внимания, в  том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;

    2. анализ причин отклонения в поведении;

    3. определение и реализация мер  направленных на коррекцию поведения:

    - связанных с системой отношений  внутри школы («ученик – учитель», «ученик – ученик»);

    - связанных с «внешкольными» факторами (отношения в семье, отношение к ребенку в семье, материальное положение семьи, контакты с криминальными группами и т.д.);

    - связанных с вовлечением учащихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа);

    - связанных с применением санкций в отношении несовершеннолетних или его родителей.

    Проблема  состоит в том, что на учет детей ставят по формальным признакам принадлежности к какой-либо «группе риска» - многодетной, неполной семье, семье переселенцев и т.п. Однако многие из этих семей являются вполне благополучными, и дети из данных семей не нуждаются в особом педагогическом контроле. В то же время есть внешне благополучные семьи, где хорошо относятся к детям, но не имеют возможности создать для них нормальные условия

      Для эффективного осуществления мер специальной профилактики на индивидуальном уровне необходимо выделить те признаки поведения учащихся, которые могут свидетельствовать о необходимости указанных мер.

      Анализ причин отклонения в поведении должен сочетаться с решением другой задачи – прогнозированием возможных отклонений, их риска. На практике данное звено системы специальной профилактики нередко просто отсутствует, ибо задачи анализа и прогноза просто не ставятся. Зачастую специалистами школы констатируется факт определенного отклонения, и на основе констатации этого факта принимаются меры, часто репрессивные.

    А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

    - метод разрушения отрицательного  типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод  реконструкции характера);

    - метод перестройки мотивационной  сферы и самосознания:

    а) объективного переосмысления своих  достоинств и недостатков;

    б) переориентировки самосознания;

    в) переубеждения;

    г) прогнозирования отрицательного поведения;

    - метод перестройки жизненного  опыта:

    а) предписания;

    б) ограничения;

    в) переучивания;

    г) переключения;

    д) регламентации образа жизни;

    - метод предупреждения отрицательного  и стимулирования положительного поведения:

    а) поощрения и наказания;

    б) соревнования;

    в) положительной перспективы.

    А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального  и коллективного педагогического  и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционной социально-психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.

    Профилактику  можно подразделить на первичную, вторичную  и третичную.

    Первичная профилактика: изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско–детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

    Вторичная профилактика:

    - раннее вмешательство в коррекцию  клинико-биологических нарушений  у ребенка;

    - исследование генографии семьи;

    - коррекция семейных отношений,  физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;

    - наличие четких семейных ролей. 

    Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

    Отклонение  в поведении подростка, в частности, побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.” [15, 292]

    Не  менее важное значение приобретает  в нашем обществе необходимость  борьбы с алкоголизмом, а также  информирования населения о тяжелых  социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, родившихся с психическими отклонениями. Эта проблема стала предметом изучения и исследования педиатров, психологов, психотерапевтов, педагогов. Помимо сострадания к судьбе таких детей общество несет и большие материальные затраты по содержанию многих из них в специализированных учреждениях. Поэтому так обостренно встает необходимость профилактической работы с будущими родителями.

    В этой связи большую работу могут  и должны проводить школы с  учениками старших классов, производственно-технические училища и другие учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи, другие специалисты, различные специализированные объединения и непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Однако вряд ли можно абсолютировать значение информированности на образ действий человека и его поведение в той или иной реальной жизненной ситуации, потому что знание или незнение социальных норм конкретной личностью не является единственным условием обязательного следования требуемым правилам или уклонения от них.

    С моральными нормами человек соприкасается  и, как правило, усваивает их значительно раньше, чем ему приходится знакомиться с нормами права, вот почему, в зависимости от личных наследственных качеств, а также и сформировавшихся в процессе воспитания, моральный фактор может оказывать доминирующее влияние на поведение молодого человека, на восприятие им окружающей действительности.

    Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным  только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Возьмем, к примеру, такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне. 
Принимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации меры пока еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную напряженность и порождает серьезный рост различного рода нарушений социальных норм.

    Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями [1, 94].

      Профилактическая деятельность  учреждений социального обслуживания  населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

    Социальный  контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или или 
“вернуть их в общество”. Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.

    Профилактика  девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками