Социальная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Файлы: 1 файл

Дипл- Социальная работа с трудными подростками.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

     Работа  по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и  подростков эффективна лишь в том  случае, если осуществляется на основе:

    1) успешности учебной деятельности (учения);

    2) эмоционально положительной, удовлетворяющей  учащихся системы их взаимоотношений  (со сверстниками, учителями, родителями);

    3) психологической защищенности.

     Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

    1) знание учащимися своих прав  и обязанностей;

    2) их неукоснительное соблюдение  учителями и другими субъектами  учебного и воспитательного процессов;

    3) психологическое и социальное  равенство учащихся, исключающее  какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

    4) соблюдение прав учащихся на  индивидуальное своеобразие и  самоопределение.

     Выполнение  этих требований позволяет вести  учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

     Наиболее  успешное и полноценное проведение этой работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.[52]

     Таким образом, деятельность социального  работника с подростками максимально отвечает их потребностям, способствуя социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей, которые в определенной степени обеспечивают формирование социальной компетентности подростка, поскольку уровень и содержание социальной деятельности, широта и характер общественных отношений, в которые он включен, определяют принятие личностных норм и выбор того или иного варианта поведения в социуме. Расширение пространства социальных интересов подростка, формирование общественной направленности личности приводят его к осознанию возможности участия в жизни общества. Подросток реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, включается в новые формы взаимосвязей, общения, пытается понять их характер и самоопределиться. Усложняются и расширяются связи, складывающиеся у подростка с товарищами в классе, школе, детских объединениях, формируется критическое отношение к себе и другим. Стремление к более полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей у подростка выражается в определенном отношении к различным областям самореализации, в попытке занять активную жизненную позицию и показать свое отношение к социуму.

Глава 2. Девиантное поведение как социальное явление и методы профилактики девиантного поведения подростков

2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков

 

    Человек в процессе своего развития выдвигает  для себя ориентиры, вольно или невольно выбирает для себя людей, мнение которых  он ценит, к которым уважительно относится и на которых стремится быть похожим. Данная тенденция в духовной сущности природы человека особенно ярко проявляется в детские годы, в подростковом возрасте, в юности, но ее можно наблюдать и в зрелом возрасте, и даже среди пожилых людей. Это объясняется, прежде всего, тем, что человек – существо социальное, взаимодействуя с другими людьми, определяет для себя «значимых других», которые близки ему по духу [2, 34].

    Причиной  отклонения поведения являются особенности  взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

    Социальное  развитие индивида в обществе происходит через процесс социализации. «Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе)» [23, 16-17]. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением сбоев и недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение (от лат. Deviatie – отклонение).

    Девиантное  поведение 

    1. Поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

    2. Социальное явление, «выраженное  в массовых формах человеческой  деятельности, не соответствующих  официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [32, 24].

    В первом значении девиантное поведение  является преимущественно предметом  общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной работы.

    В аспекте социальной работы отклоняющееся  поведение, разделяется на такие  понятия как «девиантность» и  «девиация».

    Под «девиантностью», принято понимать отклонение от норм, регулирующих поведение людей в каком-либо сообществе. Близким по смыслу является понятие «девиация» [19, 20]. Эти понятия не тождественны: если понятие «девиация» отражает количественный аспект явления – отдельный случай нарушения норм, то «девиантность» отражает сущностный, качественный аспект того же явления (факт нарушения норм). Соответственно, понятие «девиантный» традиционно применяется для характеристики действия, либо процесса (как правило, процесс представляет собой совокупность действий, совершаемых человеком или группой), связанного с нарушением норм. Наиболее устоявшимся термином в социологической и психологической литературе является термин «девиантное поведение» – поведение, связанное с нарушением норм» [19, 24].

    Так как норма является составляющей понятия «девиантного поведение», то следует рассмотреть такое понятие, как «социальная норма».

      Социальная норма – «это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах и социальной компетенции» [66, 120].

    Норма не только оценивает и ориентирует  подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Социальные нормы – это «правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом» [66, 122].

    По  мнению Н.У. Токомбаевой, регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества [66, 122].

          Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Обратимся к классификации норм.

      По отнесенности к социальным группам нормы делят на: «общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном обществе наблюдается процесс сложного переплетения и взаимодействия этих норм» [66, 123].

    Классификация норм по всегда связана с деятельностью  личности, что позволяет выделять следующие типы норм:

  • по объекту, или сфере деятельности, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономически, эстетические, религиозные и т. д.;
  • по содержанию, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д.;
  • по месту и нормативно-ценностной иерархии – основополагающие и второстепенные, общие и конкретные;
  • по форме образования и фиксации – жестко фиксированные и гибкие;
  • по масштабам применения – общие и локальные;
  • по способу обеспечения – опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата;
  • по функциям – нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;
  • по степени устойчивости – опирающиеся на социальную привычку, обычай, традиции и не имеющие такого основания [66, 125].

    Нарушение каждого из этих видов норм может  привести к развитию девиантного поведения, причинами появления которого могут стать неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья и т.д. Следует отметить, что разовое нарушение какой-либо нормы не может стать причиной формирования девиантного поведения, но последовательность нарушений и временной фактор обеспечивают устойчивую «базу», создают предпосылки для развития девиантного поведения.

      Следствием этого можно считать образование нескольких видов социального отклонения:

    1. Культурные и психические отклонения, приводящие к развитию девиантного поведения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов [19, 56].

    2. Индивидуальные и групповые отклонения.

    1). Индивидуальные, когда отдельный  индивид отвергает нормы своей  субкультуры. 

    2). Групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [66, 120].

    3. Первичные и вторичные отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

    Вторичным отклонение «называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное» [66, 122].

    4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда  оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

    1) Серхинтеллектуальность. Повышенная  интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

    2) Особые склонности. Позволяют проявлять  уникальные качества на очень  узких, специфических участках деятельности.

    3) Сверхмотивация. Многие социологи  считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности.

    4) Личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками