Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа
Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
СРЦ ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.
Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, СРЦ способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в приюте определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей -игры, познания, труда, общения.
Оздоровительная функция. СРЦ предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Приют осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
Компенсаторская функция. СРЦ ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.
СРЦ для детей и подростков «Крюково», является компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338, а впоследствии Федеральным законом “Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних“ от июля 1999 года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.
Взаимодействие СРЦ помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с соответствующими структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семей и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей и подростков; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем.
Роль координатора действий всей системы социальной реабилитации принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Объектами их внимания являются семьи группы риска, неблагополучные семьи, учащиеся различных учебных заведений с девиантным поведением, необучающиеся и неработающие подростки. Помимо комиссии по делам несовершеннолетних в СРЦ находятся дети, добровольно пришедшие для временного проживания или по направлению областных служб социальной защиты. Социальные работники по всей области набирают группы детей, живущих в неблагополучных семьях, с целью проведения социально-профилактических и социально-реабилитационных мероприятий на базе СРЦ.
В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и СРЦ: КДН и сотрудники СРЦ выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; КДН анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений; КДН и СРЦ совместно с другими субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких социальных акций; КДН помогают СРЦ привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции СРЦ в работе с ассоциальными семьями.
Разносторонние связи складываются у СРЦ с таким субъектом государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав. СРЦ сотрудничает с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты СРЦ (психологи,социологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центр взаимодействует с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей и подростков.
Социализация – процесс усвоения растущей личностью социального опыта. Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число ребят старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых разным категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся в социальной поддержке.
В СРЦ в настоящее время реабилитация воспитанников проходит по реабилитационным программам, разработанным специалистами:
«Будем вместе» - социально-реабилитационная программа для воспитанников школьного возраста. Цель программы – создание благоприятных условий, способствующих коррекции личностных особенностей, развитию способностей, познавательных интересов подростка, его подготовки к жизни в современном обществе.
«Жизнь
в радости» - комплексная реабилитационная
программа для оздоровительно-
В процессе реабилитации специалисты ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Крюково» ЗелАО используют авторские программы:
- театротерапия «Премьера»;
-
преодоление недостатков
-
художественно-
- рукоделия «Волшебство».
Особый интерес представляют программы профессионально-ориентирующего типа (для воспитанников старшего подросткового и юношеского возраста).
Приоритетной целевой задачей реализации образовательных программ данного уровня выступает ориентация обучающихся на сознательный выбор той или иной профессии. Одновременно ведется подготовительная работа для создания системы эффективного взаимодействия ГУ с предприятиями города по совместному решению проблем профессионального самоопределения воспитанников СРЦ.
Значительная
часть поступающих в учреждения
детей - это подобранные на вокзалах
и улицах, не имеющие никаких документов
дети с неустановленной личностью. Поэтому
основной задачей на первом этапе реабилитации
становится восстановление социального
статуса несовершеннолетнего, выявление
причин его дезадаптации, так как без достаточно
полного социального портрета ребенка
невозможна его реабилитация, а в дальнейшем
и полное решение его судьбы. Медико-психолого-
Департамент
проблем семьи, женщин и детей
Минтруда и социального развития
России постоянно ориентирует
Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в ГУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Крюково» ЗелАО:
Во-первых, создание в учреждениях
семейной атмосферы и
Во-вторых, профилактика девиантного поведения производится во всех, без исключения, отделениях СРЦ. Но в первую очередь профилактическая работа организуется в отделении реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних. С этой целью используются разнообразные формы и методы (занятия, игру, конкурсы, викторины, беседы) с учетом индивидуальных особенностей детей. Для развития познавательного интереса во внеучебной сфере, расширения кругозора детей в СРЦ организована работа кружков, где они учатся шить, вышивать, готовить пищу и правильно сервировать стол, поют, танцуют, постигают основы актерского мастерства и народно – прикладного искусства. Воспитанники СРЦ посещают спектакли кукольного, драматического, оперного театров.
Работа
психологов СРЦ ведется в основном по
двум направлениям: диагностическое и
профилактически-коррекционное. При проведении
диагностики широко используются различные
методы: наблюдение, беседа, тестирование
(проективные методики, опросники на выявление
личностных особенностей, блок методик
исследовательско-
Методы групповой и индивидуальной работы, используемые в СРЦ:
1. При проведении диагностики используются: а) наблюдение б) беседа в) тестирование г) проектирование методики д) опросники на выявление личностных особенностей е) блок методик исследования познавательной и эмоциональной сферы (индивидуальные формы).
2. При проведении профилактической и коррекционной работы с подросткамми используются: а) методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в микрогруппе) б) различные формы активизации познавательной сферы подростков (индивидуально).
3.Для
подростков проводится
4.
Обучение приемам релаксации
в помещении сенсорной комнаты
(индивидуально).
5.
Методика стимулирования
В СРЦ широко развернута работа по компенсации семейных связей.
Компенсация семейных связей представлена в двух формах:
Информация о работе Социальная работа с трудными подростками