Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа
Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Результатом социальной деятельности является формирование социальной компетентности. Cоциальная компетентность отражает отношения в системе «человек- человек», «человек-группа», «человек-общество», «человек-мир» и является конгломератом знаний умений и действий, ориентированных на среду обитания и ситуации повседневности. Ее содержание включает информативность о социальной жизни, готовность вести диалог с другими людьми, способность принимать решение в соответствии с определенными нормативными требованиями конкретного социума, наличие первичных способов жизнедеятельности.
«Социальная компетентность является сложным интегративным образованием, которое проявляется в готовности личности ориентироваться в социальном пространстве, используя социальные умения и навыки; достигать личных социально-значимых целей в социальном взаимодействии и постоянно поддерживать социально-приемлемые отношения с другими людьми в повседневной жизни» [23, 18].
Структура социальной деятельности включает коммуникативную деятельность, социально-психологическую деятельность (ориентация в межличностных отношениях), эго-деятельность (знание себя), эмоциональную, правовую и в том числе операциональную текущую деятельность. Для нашей проблемы имеют значение только некоторые из них. Ими являются: «коммуникативная, эмоциональная, правовая и эго-деятельность, т.е. те, которые, отдаляют от общенепризнанных и приближают к общественно одобряемым» [21, 67].
Остановимся подробнее на каждой из них.
Коммуникативная деятельность – «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии» [7, 34].
Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной деятельности личности. С одной стороны, он социален и включает нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. «Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства» [13, 25].
Таким образом, коммуникативная деятельность является необходимым условием успешной реализации личности.
В свою очередь успешность взаимодействия с окружающими людьми определяется также уровнем развития эмоционального интеллекта (эмоциональной деятельности) – способности действовать в соответствии со своими чувствами и желаниями [29], «понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа» [53, 45].
Понятие «эмоциональная деятельность», или «эмоциональный интеллект» («Emotional Intelligence» или EQ), связывают с работами американских психологов Питера Саловея и Джона Майера, которые задумались над исследованием данного явления в 1990 году. «В противовес известному всем коэффициенту умственного развития IQ они обратили внимание на взаимоотношения между людьми, и понятие EQ стало весомым фактором, отражающим эмоциональную компетентность. Одна из идей авторов была в том, что человек, обладающий только высоким IQ, не всегда способен эффективно управлять, и на первый план выходят харизма, лидерское поведение и управление своими эмоциями. Таким образом, эмоциональный интеллект — это умение понять то, что чувствуете Вы сами, что чувствуют другие люди, а так же это умение использовать эти знания» [15, 84] .
Эмоциональная деятельность – это «процесс определения нашего состояния для того, чтобы понять, каким образом оно влияет на наше поведение» [27, 159].
Эмоциональная деятельность, это:
В настоящее время все чаще появляются специальные исследования, посвященные непосредственно психологической и социально-психологической деятельности. Так, Н. В. Яковлева и Л. П. Урванцев определяют психологическую деятельность как «представленность в сознании индивида психологического содержания проблемных ситуаций и владение способами их решения» [54, 65]. Решение проблемных ситуаций предполагает синтез когнитивно-информационных и оперативно-технических аспектов, которые обеспечивают преодоление трудностей и достижение результата деятельности. Н. В. Яковлева отмечает, что структура психологической деятельности, как и профессиональной деятельности, различается для отдельных видов деятельности, т. к. она определяется проблемными ситуациями, характерными для конкретных профессий [54, 99]. Компонентами психологической деятельности являются интегративные психические процессы, психологические умения, эмоционально-волевые комплексы, проявляющиеся в личностных свойствах субъекта, при этом детерминирующая роль в системе психической регуляции деятельности отводится осознанной регуляции.
Социальные психологи достаточно часто обращаются к понятию социально-психологическая деятельность, но при этом они вкладывают в него различное содержание. Данная деятельность порой отождествляется с межличностной деятельностью, коммуникативной деятельностью, деятельностью в общении [34, 29]. Нередко термин «социально- психологическая деятельность» используется для обозначения социально-психологических способностей или социально-психологических качеств [26, 21]. Отечественные ученые, анализируя проблему социально-психологической деятельности, раскрывают содержание этого понятия через деятельность.
В
социально-педагогическом словаре
социально-психологическая
Исследования М. Кяэрста являются очень информативными с точки зрения содержательного наполнения феномена социально-психологической деятельности.
Еще
одной незаменимой
«Понятие «правовая деятельность» весьма близко по содержанию к понятию «правовая культура». В понимании содержания правовой культуры отсутствует надлежащая четкость и ясность. Так одни авторы рассматривают правовую культуру как элемент правового сознания. Другие придерживаются противоположного мнения. Третьи полагают, что «правовая культура» включает в себя начало законности. Четвертые рассматривают «правовую культуру» как часть общей культуры общества» [15, 87].
Правовая деятельность «представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвитие социально-ценностных характеристик личности позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения» [35, 688].
Формирование правовой деятельности происходит не только в процессе правового обучения и воспитания, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин. Правовая деятельность, как неотъемлемая составляющая социальной компетентности, играет огромную роль для личности, потому что осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.
Значит, правовая деятельность, «определяется не только в знании и умении, в области применения отдельных норм правил в обществе, но и в повседневной гражданской жизни» [35, 668].
Следует отметить, что все выше перечисленные деятельности, как уже было сказано, формируют социальную компетентность, а их свойства в совокупности, помогают подростку приобщиться к обществу и понять, что оно требует от него.
Отсюда
следует, что эмоциональная и
коммуникативная, а также правовая,
социально-психологическая и
Формирование и развитие социальной деятельности подростков – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать подросткам определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Ориентация современного общества на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение социальных проблем должна наметить в практике школьного образования приоритеты воспитания, которому пока отводится второстепенная роль. Школа призвана стать фактором развития социальной компетентности личности, позволяющей жить в современном обществе. [29]
Социальная компетентность подростков появляется в случаях:
-
когда знания об обществе и
самом себе в обществе
-
когда отношение к обществу, выраженное
в мотивации, ценностях и
В процессе социализации человек непрерывно познает окружающих людей, определенные законы взаимоотношений в человеческом обществе, и, соответственно, познает и самого себя. Поэтому одним из важных параметров процесса социализации принято считать «Я-концепцию» личности.
«Я – концепция» включает в себя целую систему качеств, характеризующих так называемую «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность.
«Я-концепция» связана с
В социальной деятельности подростков ведущую роль играют ответственность, эмоциональная саморегуляция, навыки конструктивного взаимодействия, адекватная самооценка, согласованная с потребностью в достижении, мотивация достижения успеха, конструктивное поведение в жизненных трудностях.
В старшем школьном возрасте принципиальное значение для социальной деятельности имеют социальный интеллект, осмысленность жизни, построение временной перспективы, сформированность мотивации достижения успеха, рефлексивность, высокий уровень самоуважения и эго идентичность, социально значимые ценностные ориентации, ответственность.[33]
Психологические составляющие социальной деятельности проходят несколько этапов формирования.
Начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований.
Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности.
Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной деятельности.[34]
Соотношение
уровней с возрастными
В связи с этим мы выделили две стратегии в развитии социальной деятельности подростков в образовательной среде: развивающую, предполагающую создание условий, стимулирующих развитие ее базовых составляющих, и формирующую, предполагающую помощь подросткам в обретении социальной умелости. Развивающая стратегия реализуется через обогащение развивающего потенциала взаимодействия участников образовательной среды, а формирующая – через реализацию специальных развивающих программ.
Информация о работе Социальная работа с трудными подростками