Социальная работа с трудными подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня социальная ситуация в российском обществе характеризуется наличием девиантного отклонения среди подростков, жестокостью и насилием в подростковой среде, фактами беспризорности. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений уже значителен. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 10
1.1. Понятие «социальная компетентность»: содержание и структура 10
1.2. Роль социального работника в формировании социальной компетентности подростка 21
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Девиантное поведение: сущность, содержание и классификация девиантного поведения подростков 28
2.2. Методы профилактики девиантного поведения подростков 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «КРЮКОВО» Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 54
3.1. Общая характеристика деятельности ГУ - Социальный приют для детей и подростков «Крюково» 54
3.2.Анализ социально-реабилитационной деятельности по профилактике девиантного поведения подростков 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Файлы: 1 файл

Дипл- Социальная работа с трудными подростками.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

    5) Счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время [4, 27].

    Несформированность  представлений о социальных нормах, отсутствие целостной концептуальной картины мира в сознании подростка, влияние субкультур и других внешних факторов воздействия часто приводит к возникновению симптомов девиантного поведения, которому подвержены в большей степени дети и подростки. Проблемы в семье и воспитании также становятся проекцией на личностные особенности подростка и могут привести к развитию девиантного поведения. Подросток, к сожалению, часто не в состоянии самостоятельно выбирать для себя, какую форму поведения ему принять и чему следовать. «Именно поэтому очень велика роль окружения подростка, способного познакомить его с социальными нормами и сформировать в сознании растущей личности определенные представления и нормы» [3, 20].

    Проблема  девиантного поведения подростков особенно актуальна в последнее время, что связано, прежде всего, с ростом численности "трудных детей". Такие дети уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.

      Навешивание ярлыка «трудный» приводит к формированию у окружающих определенного стереотипа восприятия: стоит подростку однажды попасть в список "трудных детей", часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет включать такого подростка в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ. Причинами тому являются многие факторы, среди которых социальный статус родителей, нежелание подростка менять свое поведение или образ жизни, а также само качество «ярлыка», выключающее подростка из нормативной социальной сферы.

    Среди основных факторов формирования девиантного  поведения могут быть названы  следующие:

    - изменения в социальных отношениях  общества, отражающие маргинализацию, неустойчивость, переходность социальных отношений;

    - социальное неравенство;

    - морально-этической фактор;

    - криминогенная обстановка в социуме;

    - влияние семьи, школы, референтной  группы;

    - индивидуальные факторы [15, 22].

    Причины девиантного поведения могут  быть макросоциальными и социальными. Одной из макросоциальных причин девиантного поведения подростков является изменение в социальных отношениях общества, которое получило отражение в понятии «маргинализации», т.е. неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей объективно приводят к усилению социальной девиации [20, 12].

    Вторым  актуальным источником девиантного  поведения как социального явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие, прежде всего, от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, его места в социальной структуре. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для поддержания жизненных сил), но, и собственно социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении и др., не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного поведения. Причем, «главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения» [20, 13].

    Существенное  влияние на распространенность девиантного поведения подростка оказывает морально-этической фактор. «Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, и проституции» [10, 4-5].

    Немаловажным  фактором усиления девиантного поведения  выступает криминагенная обстановка. Пренебрежительное отношение к  закону, правоохранительным органам и их представителям, которое способствует формированию у людей установки на возможность решения своих жизненных проблем в «обход» закона, в том числе и преступными способами, часто приводит к их вовлечению в криминальную среду. Для подростка такое вовлечение может быть полным или частичным.

    Также немаловажны микросоциальные факторы, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.

    «К  микросоциальным факторам обычно относят  три основные сферы жизнедеятельности подростка: семью, школу и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы» [24, 13].

    В сфере семейного воспитания неблагоприятным  фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно-защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи» [12, 24].

    «Агрессивно-защитный тип делинквентности характеризует  молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации» [27, 76].

    Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей [2, 34].

    Фактор  семьи сказывается не только по стилю воспитания, но и по линии «благополучная-неблагополучная» семья. Факты показывают, что и благополучные семьи являются «поставщиком» носителей девиантного поведения. Тем не менее, именно неблагополучные семьи в большей степени таят в себе возможность девиантных проявлений со стороны младших своих членов [15, 120].

    Если перейти от семьи к таким микросоциальным факторам, как школа и группа сверстников, то коротко можно сказать, что недостатками воспитательного процесса в школе, усугубляющими или порождающими девиации в поведении учащихся, считаются изменения в психике и поведении ученика под влиянием ошибок учителя, воспитателя, являющихся результатом недостаточной психологической грамотности и непроработанности личностных проблем учителями; к негативным воздействиям референтной группы сверстников обычно причисляют особенности досуговой деятельности, бесцельное времяпровождение и др. «Склонные к девиации подростки и юноши, как правило, образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников группу, что создает благоприятные условия для закрепления в их личности сознательно антиобщественных установок, в том числе и преступных. Ситуация усугубляется, если в группе появляется преступный или околопреступный «авторитет», который насаждает в ней свое представление о нормах поведения» [32, 14].

    Обзор основных факторов девиантного поведения  будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.

    На  этом уровне наиболее общей причиной девиантного поведения служит так называемая «социальная неустроенность» как результат несоответствия объективных свойств индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации) требованиям занимаемой им позиции в системе общественных отношений [24, 43].

    К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:

    - потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12-13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников);

    - потребность в риске;

    - наличие так называемых искусственных  потребностей (в алкоголе, наркотиках);

    - эмоциональная неустойчивость;

    - агрессивность;

    - наличие акцентуации характера  (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуацию);

    - отклонение в психическом развитии;

    - неадекватная самооценка и др. [24, 47].

    Завершая  рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении  молодых людей, еще раз подчеркнем, что все «они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения» [27, 87].

    После анализа факторов возникновения девиантного поведения целесообразно рассмотреть классификацию исследователей, подразделяющих девиантное поведение на: преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное) [15, 122]. Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

    Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего – криминальной» [19, 48].

    А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному» [15, 267].

    Поэтому девиантное поведение применительно  к подростковому возрасту целесообразно  подразделять на два типа - делинквентное  и неделинквентное.

    Существует  еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. «Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, склонность к прогулам и бродяжничеству, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие» [33, 99].

    Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены, их различие заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. «Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков» [33, 100].

    Существует  еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.

    Третья  обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. «Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи)» [2, 12].

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками